Если народу всё по барабану, государству – труба

Государство призвано не для того, чтобы превратить жизнь в рай, но для того, чтобы не дать превратиться ей в сущий ад. Вряд ли можно лучше выразить суть предназначения государства, чем это сделал известный русский философ Николай Бердяев. Эта известность, как мы знаем, обошлась ему тем, что он был выслан Лениным за пределы Советской России в числе еще двухсот знаменитостей из мира русских ученых.
Эта философская истина Николая Бердяева является лучшим тестом на состоятельность любого государства. Особенно полезно её упоминание в день главного государственного праздника – Дня независимости. Такой праздник есть фактически в каждом современном государстве, и без него наверняка было бы скучно. Так же скучно, как если бы у человека не было дня рождения. Увы, но государства тоже рождаются и умирают, не спрашивая зачастую на то нашего согласия.
21 год назад был провозглашен государственный суверенитет Украины, и с тех пор 24 августа мы отмечаем день рождения собственного государства. По тому, как мы готовимся к этому дню и как мы его отмечаем, можно судить о подлинной цене главного государственного праздника. В этом смысле нынешний день рождения независимой Украины имеет сразу несколько показательных особенностей.
Во-первых, Украина наконец достигла того возраста, при котором юноша или девушка в странах развитой демократии имеют полное право на покупку алкоголя. И хотя для нас такая норма считается дикой, но она интересна в другом измерении. Ведь за 21 год независимости Украины здесь родилось и выросло новое поколение молодых людей, не познавших на себе магическую силу букв С.С.С.Р. Как правило, об этом говорят как о позитиве. На самом же деле здесь всё далеко неоднозначно.
Во-вторых, количество жителей Украины, для которых главный государственный праздник воспринимается именно таким образом, давно застыло на цифре в 20 процентов. Эти люди действительно относятся к дате 24 августа как к чему-то святому и ниспосланному свыше. 45 процентов жителей Украины празднуют День независимости Украины как свой профессиональный праздник. Скажем, как День работников государственной службы или День работников налоговой службы. Или праздник любой другой профессии. Ну, а для остальных 35-ти процентов жителей страны 24 августа – не более чем обычный выходной день.
И, в-третьих, 40 процентов жителей Украины по-прежнему мечтают о виртуальной миграции в СССР. И этот показатель в последние годы практически застыл на одном уровне. Что тоже очень характерно для темпов становления собственной украинской государственности.
Перечисленные особенности являются очень полезными для сущностного понимания нынешнего этапа государственного строительства суверенной и независимой Украины. В первую очередь, мы убеждаемся, что 21 год для построения полноценного суверенного государства на территории современной Украины срок ничтожно мал. И этот срок никак не сопоставим с жизнью новорожденного поколения. Понадобится смена еще как минимум двух таких поколений, прежде чем мы вплотную приблизимся к пониманию сути и предназначения собственного Украинского государства. А все попытки нынешних политических элит искусственно подтолкнуть процесс государственного строительства оборачиваются их неизбежным банкротством. Что мы и наблюдаем сегодня в отношении так называемой объединённой оппозиции.
Не будет лишним напомнить в эти дни о том, что современное украинское государство в его нынешних территориальных границах является продуктом исторического распада сразу трех империй: Османской, Российской и Австро-Венгрии. Уже одно это обстоятельство подчеркивает огромные сложности приведения нынешних регионов страны к единому культурно-историческому коду. С чем мы и сталкиваемся практически ежедневно. При этом не будем забывать, чем закончилась попытка правящего коммунистического режима в советскую эпоху сформировать на территории СССР, включая, разумеется, Советскую Украину, единый безнациональный советский народ.
Поэтому не стоит удивляться приведенным выше социологическим данным отношения жителей Украины к празднованию Дня независимости. Возможно, читатель обратил внимание, что автор сознательно избегает употребления понятия «граждане Украины», заменяя его словосочетанием «жители Украины». Увы, но через 21 год в Украине так и не сформирована единая политическая нация, которая позволила бы заменить население страны на граждан суверенного Украинского государства. И в этом заключается главная трудность его построения.
Нынешний государственный праздник еще раз наглядно продемонстрировал эту трудность. Ведь впервые в своей 21-летней истории Украина отмечала День независимости в разгар избирательной кампании по выборам в парламент страны. Кампании, обнажившей всю глубину политических язв, которыми больно наше государство. Больше всего оно страдает от политической разобщенности общества и духовной расчлененности территорий. И все заклинания объединённой оппозиции о том, что это происходит лишь по вине правящего режима Януковича, являются не больше, чем очередным обманом избирателей. Бесполезно искать виноватых там, где виноваты все. И вина эта накапливалась веками.
Более того, только Партия регионов продемонстрировала в эти дни государственный подход и политическую ответственность к празднованию 21-й годовщины независимости страны. Все остальные политические силы преднамеренно отстранились от государственного празднования в надежде на то, что это принесет им дополнительные голоса избирателей. На самом деле такая «изоляция» власти лишь подчеркивает убожество духа тех, кто страдает неистребимым зудом национал-патриотизма.
Между тем есть все основания утверждать, что 21-я годовщина независимости Украины завершает определённый исторический цикл в становлении украинской государственности. Этот цикл связан с упорными попытками закрепления унитарной модели государства Украина. Конечной целью такой модели является построение государства-нации. Такая модель характерна для государств постколониальной эпохи бурного ХХ столетия. Поэтому не удивительно, что наши национал-патриоты восприняли провозглашение независимости Украины как результат освобождения от «колониального ига России», что автоматически предполагает построение государства-нации. То есть независимость современной Украины фактически сводится в этом случае к независимости от ненавистной Российской Федерации как правопреемника СССР и Российской империи.
Однако действительность прошедших лет построения украинского государства-нации опровергла правомерность подобного подхода к выбору унитарной модели. На самом деле всё обстоит гораздо сложнее, и свести независимость Украины только к независимости от России не получается. И не только не получается, но и всё больше вредит дальнейшему продвижению самой идеи украинской государственности. В конце концов, только свет знаний вытесняет мрак надежд.
Не получается также противопоставить независимость Украины от России благополучной зависимостью от Евросоюза за счет так называемой ускоренной евроинтеграции. Нынешнее состояние украинского общества и социально-экономического положения не только не подпадает под европейские стандарты, но и имеет заметную тенденцию к отставанию от них. Уже не говоря о том, что единое европейское пространство подвержено сегодня тяжелым испытаниям длительного системного кризиса, последствия которого пока абсолютно непредсказуемы.
Одним словом, налицо – глубокий системный кризис унитарного подхода к построению Украинского государства. Он полностью исчерпал свои исторические возможности развития и нуждается в серьёзной коррекции и трансформации в сторону усиления самостоятельности регионов. Более того, именно принцип унитаризма является главным и постоянным источником сохранения и роста внутренней политической напряженности. Не говоря уже о том, что унитарная Украина является вечным яблоком внутреннего раздора в условиях неразрешимого пока выбора между Евросоюзом и Россией. В итоге мы имеем конфликт разрушения неокрепших основ украинской государственности. И чем острее этот конфликт, тем меньше шансов на построение государства под названием Украина.
Попытки перевести этот конфликт в латентные формы не приносят соответствующим политическим силам желаемого успеха. И не могут привести в принципе, о чем свидетельствую данные многолетних социологических опросов об отношении жителей страны к идее независимости. В конечном итоге все бурные реакции на темы государственности рождают лишь политическую пену. Пену, которая заслоняет взгляд не только на действительность, но и мешает пониманию подлинного будущего этого государства.
В то же время мы должны отчетливо понимать, что отказ от унитарной модели и переход к федеральным основам украинской государственности также невозможен без конфликта. Однако в отличие от конфликта разрушения это может стать конфликтом преодоления имеющихся трудностей. Главное преимущество такого конфликта в том, чтобы не создавать новых дополнительных трудностей и постепенно преодолевать инерцию старых.
Пример Автономной Республики Крым в этом смысле вселяет достаточно оптимистические надежды. Ведь удалось же нам избавиться от многих прежних иллюзий и научиться ценить то, что имеешь. Хотя даже эти скромные достижения по-прежнему пугают национально «свидомых» политиков, готовых в случае прихода к власти ликвидировать Крымскую автономию как ненужный рассадник сепаратизма. Слава Богу, что они никогда не получат монополию на власть. Хотя бы потому, что такая монополия несет угрозы не только крымчанам.
Таким образом, хотят этого отечественные политики или не хотят, но им придётся принять логику колебания исторического маятника, согласно которой следующий цикл становления украинской государственности будет идти в обратном движении от её унитарной модели к основам федерализма. И пусть на сегодня это звучит как очередная идеологическая страшилка против самой идеи украинской государственности, но на практике только так и можно спасти такую идею.
Вероятнее всего 21-я годовщина независимости Украины войдет в отечественную историю как начало отсчета нового цикла становления украинской государственности. Определяющими признаками такого отсчета можно считать начало работы Конституционной ассамблеи при Президенте Украины и принятие Закона Украины «Об основах государственной языковой политики». Лед, как говорится, тронулся, и недалеко время большого ледохода. Ведь поступательное движение истории еще никому не удавалось остановить. Не удастся и на этот раз. Тем более что противостоящие такому движению политические силы ничего кроме националистической истерии предложить не в состоянии.
А пока нам ничего не остаётся, как трезво принимать действительность и учиться оказывать хотя бы элементарные знаки уважения к атрибутам украинской государственности. В том числе и к главному государственному празднику – Дню независимости. Пока в этом плане мы переживаем явный дефицит непоказного патриотизма. И как всегда неоспоримым лидером здесь выступает так называемая объединённая оппозиция. Складывается впечатление, что наши оппозиционеры живут по принципу: противно не то, что мы живём плохо, а то, что другие живут лучше. Похоже, что эта хуторянская национальная черта в настоящий момент претендует стать чуть ли нашим главным политическим достоянием, угрожающим основам государственности. По сути дела мы ежедневно сталкиваемся с проявлениями комплекса исторической неполноценности, без избавления от которого нельзя всерьёз рассчитывать на построение собственного полноценного государства.
Вот такие размышления пришли в гости в дни празднования Дня независимости Украины… Когда в гости приходят такие размышления, даже не знаешь чем их угостить. Ведь размышления отнюдь не праздные и приходят они, как правило, не с парадного хода. И, тем не менее, просто отмахнуться от них не получается. Они всё равно напомнят о себе. Причем в самый неподходящий момент. Поэтому лучше ими поделиться. Поделиться с теми, кто еще способен задумываться о смысле всего происходящего с нами всеми.
А совет начинающему политику будет на этот раз очень простым для его исполнения: если не в деньгах счастье, отдайте их избирателям.