Храмы Ялты как туристический объект

Храмы Ялты как туристический объект

Ялта по праву считается жемчужиной Южного берега Крыма, его главным туристическим и курортным центром. «Город счастья», как часто называют Ялту, прекрасен со всех сторон и каждый обязательно найдет там занятие по душе. Курортников ждет теплое море и мягкий климат, любителей активного отдыха – походы по живописным горным маршрутам, гурманов – роскошные рестораны с обилием изысканных яств и вин, любителей поразвлечься – дискотеки, кинотеатры и аттракционы. Но многим людям помимо всего этого неизменно захочется ознакомиться с историей Ялты и увидеть ее архитектурный облик. И то, и другое позволяет сделать осмотр основных культовых сооружений города.
Непосредственно в черте города мы выделили шесть таких объектов, хотя это далеко не полный перечень всех ялтинских святынь. Теперь о каждом по порядку.
Будучи частью территории канонического православия, Ялта характеризуется обилием православных святынь. Настоящим украшением города служит собор Святого Александра Невского. Этому храму единственному из трех в Крыму, названных в честь великого князя, удалось сохраниться до наших дней.

Своими внушительными размерами и нарядным внешним видом церковь приводит в восторг. Удивительно просто и в то же время точно отозвался об этом храме выдающийся русский писатель Антон Чехов: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». Именно о таком выражении русского народного начала в будущей церкви и мечтал император Александр III, лично утвердивший совместный проект архитекторов Теребенева и Краснова. Торжественный лик храма роднит его с такими прославленными святынями России как собор Василия Блаженного в Москве и храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Тем не менее, причина строительства церкви была вовсе не радостная. Святыню заложили в память об императоре Александре II, погибшем от бомбы народовольцев. Небесным покровителем убиенного государя был Святой Александр Невский, поэтому воздвигнутая церковь и получила соответствующее название.

Земельный участок для храма выделил Ялтинский городской голова барон Андрей Львович Врангель (не путать с правителем юга России бароном Петром Врангелем). В день десятилетия со дня гибели Александра II, 1 марта 1891 года, императрица Александра Фёдоровна торжественно заложила первый камень в основание будущего храма.  Иконы для храма были заказаны мастерам в местечке Мстёра Владимирской губернии, а из Москвы привезли 11 колоколов для трехъярусной колокольни собора  –  подарок крымского винного промышленника Стахеева. В целом строительство церкви велось 10 лет на пожертвования из государственной казны, меценатов и простых горожан.  В  декабре 1902 года храм был освящён в присутствии Николая II, его семьи и свиты. С наружной стороны церкви по ее периметру расположены мозаики с образами святых. Особый интерес представляет панно на южном фасаде церкви. На нем изображен лик Святого Благоверного Князя Александра Невского, выложенный известным венецианским мастером Антонио Сальвиати (по другим сведениям – его учениками).  В 1938 году до собора добралась антицерковная кампания большевиков. Церковь закрыли, колокола сняли и увезли на переплавку, а в здании устроили спортивный клуб. Однако сразу после завершения второй мировой войны в храме возобновились регулярные богослужения, которые не прекращаются по сегодня. В декабре текущего года собор будет отмечать свое 110-летие.
Недалеко от собора Александра Невского располагается Армянская апостольская церковь Святой Рипсиме. Расположившись на склоне холма Дарсан,  она замечательно вписалась в окружающий пейзаж. Армянская святыня занимает почетное место в списке достопримечательностей Ялты, в которой издавна живут представители этого закавказского народа.
Свои церкви на родине армяне традиционно строили из туфа и этой традиции они не изменили и в Ялте, избрав в качестве строительного материала для храма форосский вулканический туф. В архитектурном образе церкви смешалось несколько стилей, но отчетливо преобладает раннесредневековый армянско-христианский. Храм венчает шестигранный конусовидный купол с крестом, который покоится на барабане. Сам купол выполнен из камня, благодаря чему буквально сливается с остальным сооружением в единое целое. Складывается впечатление, что храм мастерски высечен из единого гигантского монолита. Но монотонность и монолитность нисколько не умаляют величественности и красоты этой церкви, а только прибавляет ей очарования.

К святыне ведет длинная каменная лестница из 100 ступеней, по бокам обсаженная высокими кипарисами. Удивительное ощущение охватывает, когда поднимаешься по лестнице к церкви. Наверное, есть в этом восхождении какой-то особый религиозный смысл.

Наверху оказывается, что вход в церковь находится с другой стороны. Однако преодоление этих 100 ступенек не станет напрасным, ведь южный фасад храма наиболее богато оформлен. Его стены красиво украшены искусным орнаментом, всевозможными розетками и плетениями. Чудесна арочная ниша и трехъярусная лоджия, прекрасен балкон с тремя арками, над которым в стене церкви вылеплен  большой крест. Впечатляют и резные дубовые двери, изготовленные членом Национального союза художников Украины Михальянцем.

Перед этим «ложным» входом в церковь написано по-армянски: «В память благодетеля этой церкви Погосу Тер-Гукасяну, который воздвиг этот чудотворный храм во имя преждевременно скончавшейся дочери своей Рипсиме в 1909-1917 году». Кстати, Рипсиме погребена в усыпальнице в цокольном этаже храма, где позже были захоронены и двое её братьев.
В отличие от южного фасада храма, подлинный вход в него выглядит значительно скромнее. Внутренний интерьер церкви не менее великолепен, чем её внешний облик. Купол украшен фресковой живописью с ликами святых и растительным бело-синим орнаментом, с изображениями райских птиц и солнечным диском в центре. Со вкусом расписан и светлый майоликовый алтарь, восхитительны  ступени из белого мрамора и резной крест над алтарем.

Из истории известно, что святыня была построена в начале 1900-х годов на деньги крупного бакинского нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна в память о его дочери Рипсиме, умершей в молодом возрасте от тяжелой болезни и похороненной в семейной усыпальнице в основании церкви. Проект храма выполнил архитектор Габриель Тер-Микаэлян, который при составлении чертежей взял за образец средневековый храм Святой Рипсиме в г. Вагаршапат (Армения). В то же время, эскизами и внутренним оформлением церкви занимался известный армянский художник Вардгес Суренянц, который скончался от тяжелой болезни, так и не успев закончить роспись стен храма. Погребен он у основания своего последнего детища, о чем свидетельствует диоритовая могильная плита и памятная табличка возле церкви.
В Великую Отечественную войну здание храма частично пострадало, а следы от разрушений устранили только после превращения его в Ялтинский краеведческий музей в 60-х годах прошлого столетия. В советское время это священное для армян место облюбовали кинематографисты, которые отсняли возле храма отдельные сюжеты популярных некогда фильмов «Три толстяка», «Овод», «Щит и меч», «Праздник святого Йоргена», а сравнительно недавно здесь снимались эпизоды кинокартины «Мастер и Маргарита».
В конечном итоге в 1993 году культовое сооружение было возвращено верующим. Храм располагает органом, поэтому богослужения в нем ведутся в сопровождении органной музыки.
С екатерининских времён для освоения земель Новороссии и Крыма царское правительство начало активно привлекать немецких колонистов, которые к началу XX века составляли уже до 6% всего населения полуострова. Следующая религиозная достопримечательность Ялты – Евангелическо-лютеранская церковь (кирха) Святой Марии и была духовным центром немецкой общины, обосновавшейся на Южнобережье.
Этой небольшой и скромной на вид кирхе уже более 120 лет и возведена она была ещё в 1885 году по прошению немецко-лютеранской общины, одобренному российским монархом Александром II. На строительство этого небольшого здания понадобилось почти 10 лет. Средства на сооружение святыни даровали  российский и германский императоры, но большую часть собрали сами прихожане. По удачному стечению обстоятельств выделенный под церковь земельный участок принадлежал известному ялтинскому архитектору Густаву Шрейберу, который по просьбе лютеран составил и первоначальный проект кирхи. Своё название Святой Марии кирха получила в честь дочери архитектора Шрейбера, безвозмездно отдавшего земельный участок под святыню.

Архитектурный стиль церкви определяют как неоготический. Раньше его подчеркивала шестиконечная колокольня, но в советские времена она была разрушена. В 1917 году кирху закрыли, затем в ней располагался шахматно-шашечный клуб. В начале 1990-х евангелическо-лютеранская община Ялты, состоявшая из вернувшихся с мест депортации немцев, добилась возврата культового здания в свою собственность. Сегодня церковь служит духовным центром немецкой общины Большой Ялты. По выходным в ней звучит музыка органа.
Внутри она оформлена со всей присущей лютеранскому вероучению скромностью: алтарь лишен богатых украшений и всяческой позолоты, стены покрашены обычной краской и побелены в верхней части. Прямо над алтарем на стене написано «Gott ist die Liebe» – «Бог это любовь».

Другой культовый объект западного христианства в Ялте – Римско-католический костёл непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Этот архитектурный шедевр притаился среди зелени на одной из главных пешеходных улиц города – Пушкинской.

По своим архитектурным чертам храм напоминает знаменитые костёлы Европы, выдержанные в готическом стиле. Над входом написано по-латыни: «Богу и Непорочной Богородице Марии посвящается». Выше над резной аркой видим типичную для неоготических церквей ажурную розу и фрагменты утонченной рельефной лепки.

Красиво и своеобразно внутреннее убранство церкви и ее мебель.

У стены церкви солидных размеров орган, перед ним иконостас и алтарь с деревянным амвоном (стойка для чтения молитвы), на котором изображен герб Доминиканского ордена. Великолепные витражи создают в церкви приятный приглушенный свет, два ряда колонн образуют правый и левый нефы. В левом находится копия Остробрамской иконы Богородицы-Матери Милосердия, подлинник которой, по преданию, был когда-то вывезен литовским князем Ольгердом из Херсонеса в Вильнюс и продолжает там оставаться поныне. На заднем дворе костёла находится новая белая статуя Девы Марии, установленная здесь в 2000-е годы.

Разработку проекта церкви выполнил архитектор Краснов, и как видим, это у него прекрасно получилось. Прошение римско-католической общины о строительстве костёла ввиду тесноты прежнего молитвенного дома было одобрено в 1898 году. Приход в те времена насчитывал более 500 человек, преимущественно поляков по национальности. Деньги на храм собирала община, некоторыми суммами помогло царское правительство. Церковь была готова в 1906 году (по другим данным в 1914-м), но из-за недофинансирования так и осталась с недостроенной колокольней.
После землетрясения 1927 года под предлогом аварийности здания советские власти закрыли костёл, впоследствии используя его помещение под спортивный зал, а после окончания войны устроили там выставку голограмм и один из отделов Ялтинского исторического музея. В 1988 году в костёле был установлен орган чешской фирмы «Ригер Клосс» и открыт зал органной музыки. В это же время обновили внутренний интерьер храма, установили новые цветные витражи и привезли специальную мебель. В 1993 году при содействии представителей Доминиканского католического ордена культовый объект официально был возвращен верующим. С тех пор церковь принадлежит Одесско-Симферопольской епархии Римско-католической церкви, а богослужения в ней в разные дни ведется на русском, украинском и польском языках. К слову, пастырскую службу в приходе отправляют иеромонахи Доминиканского ордена.
Еще одна значимая религиозная святыня Ялты относится к православию и имеет длинное название «Часовня на набережной Ялты в память об убиенном императоре Александре II и всех Новомучеников и Исповедников Российских». Она невелика по своим размерам, но зато располагается, пожалуй, в самом многолюдном месте города. Прогуливаясь по городской набережной не заметить часовню невозможно.

Строительство её шло в течение двух лет и  завершилось только в 2009-м, хотя появилась она на набережной неспроста. С 1881 года на этом самом месте стояла временная деревянная часовня в память об убитом самодержце Александре II. Но её судьба сложилась печально. В 1932-м деревянную часовню закрыли советские власти и затем разобрали «за ненадобностью».
В новых реалиях XXI века возрождение святыни на этом знаковом месте воспринималось в русле возвращения духовной жизни города на круги своя. Инициаторами воссоздания религиозного памятника выступили прихожане Кресто-Воздвиженской церкви Ливадии, а сбор пожертвований на строительство  осуществлялся при поддержке ялтинского градоначальника Алексея Боярчука. В итоге удалось собрать 1 млн. 300 тысяч грн. взносов и добровольных пожертвований. Проект часовни был выполнен архитектором Александрой Петровой. Позже в стену часовни была вмонтирована и освящена табличка погибшим на санитарном теплоходе Черноморского флота «Армения», который был потоплен 7 ноября 1941 года у побережья Ялты немецко-фашистским истребителем.
Последним культовым объектом в нашем обзоре будет православный храм Святого Иоанна Златоуста, история появления которого неразрывно связана с историей города Ялты. Надо отметить, что церковь получила своё название в честь архиепископа Константинопольского Иоанна, которого прозвали Златоустом за его удивительное красноречие.
Золотистый купол 45-метровой колокольни собора поблёскивает на Поликуровском холме в центре старой Ялты и виден практически с любой точки города. Эта колокольня уже стала одной из «визитных карточек» Ялты. Но вот добраться до неё, окружённой тенистым кипарисовым парком, не так-то просто. Церковь так расположена, что нескольких шагов по узеньким улочкам того района достаточно для того, чтобы золотой купол колокольни исчез из виду. Впрочем, один из способов добраться до церкви – подъём по узкой каменной лестнице, отполированной почти до блеска не одной тысячей ног.

Скромная по своему облику церквушка является, тем не менее, первым каменным сооружением города Ялты. Её строили по личному приказу генерал-губернатора Новороссийского края графа  Воронцова за казенные средства, и задумывалась она как соборный храм Ялты. Первоначально чертежи храма составил архитектор Торичелли, но в конце того же столетия уже возведенное сооружение было существенно видоизменено под руководством всё того же Краснова. Суть изменений касалась расширения церкви и сведения его крестово-купольного пространства в единый византийский купол. Средства на работы по улучшению храма пожертвовал барон Андрей Врангель.
Освящение собора 16 сентября 1837 года проходило в присутствии русского самодержца Николая I и его супруги Александры Фёдоровны, а на следующий день император присвоил Ялте статус города. И для этой церкви тяжёлые времена наступили после окончательного установления советской власти в Крыму. Храм был закрыт, а в 1941 году сгорел и впоследствии был разобран. Работы по воссозданию святыни начались в 1994 году. Уже упомянутая архитектор Александра Петрова создала проект церкви на основе чертежей Торичелли, найденных в архиве Воронцовского дворца. Радостный день для верующих и всех ялтинцев наступил 26 ноября 1998 года, когда Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил этот многострадальный храм. Сегодня это новая, возрожденная из пепла святыня.

Общий вывод из рассказа лучше заменить советом: если желаете лучше узнать историю и культуру Ялты, взглянуть на жемчужину Крыма с новой стороны – обратите внимание на её святыни.
Кирилл Губа