Точки зрения оппозиции не совпадают с ее точками опоры

То, что не удаётся довести до ума, на выборах часто доводят до абсурда. Пожалуй, именно это выражение наиболее точно отражает характер заключительной фазы нынешней избирательной кампании в Украине. Хотя справедливости ради отметим, что это выражение подходит не только к нашим отечественным политикам и избирателям. Нередко это негласное правило находит подтверждение и в других странах, включая так называемые страны развитой демократии.
И всё же выборные кампании в других странах имеют больше закономерностей, чем случайностей. По крайней мере, там итоги выборов более точно отвечают на общественный запрос своих избирателей. В Грузии, к примеру, это был запрос на смену правящего режима президента Саакакшвили. А президентские выборы в Венесуэле удовлетворили запрос народа этой страны на стабильность социалистических преобразований правящего режима не в меру экзальтированного Уго Чавеса. Хотя такой запрос в наше время выглядит как бы абсурдным. И тем не менее народ Венесуэлы четвертый раз к ряду подержал социалистический и откровенно антиамериканский курс Уго Чавеса. Поэтому неслучайно повышенное внимание со стороны мирового сообщества к венесуэльскому феномену.
В США также складывается непростая предвыборная ситуации вокруг избрания Президента. Исход американских выборов уже на протяжении многих десятилетий напрямую сказывается на международном климате. Поэтому так пристально весь мир всегда следит за их ходом. Пока можно лишь однозначно утверждать, что американские избиратели демонстрируют сегодня запрос на перемены, но при условии сохранения того, что есть. Отсюда и острота избирательной гонки, где преимущество демократа Обамы над республиканцем Ромни минимальное и может в любой момент качнуться в ту или иную сторону.
Более предсказуемы результаты выборов губернаторов, мэров и депутатов в 77-ми регионах Российской Федерации. В них принимали участие свыше 20-ти миллионов избирателей или одна пятая часть от общего числа. Здесь большинство избирателей в очередной раз продемонстрировали, что боятся потерять то, что имеют на сегодня. Хотя и хотели бы большего. Таким образом, режиму Владимира Путина, который 7-го октября достаточно скромно отметил своё 60-летие, по-прежнему реально ничто не угрожает. В своей основе его политика в целом вполне адекватна запросам большинства населения огромной и разношерстной страны.
В таком же ключе прошли в прошедшее воскресение парламентские выборы в Литве и Черногории. Население этих стран также не хотят резких изменений политического курса своих парламентов и достаточно подозрительно относятся к тем политическим силам, которые подталкивают избирателей к непонятным им переменам.
На таком международном фоне вполне естественен и актуален вопрос: а каков общественный запрос украинских избирателей в самый канун парламентских выборов? Увы, но однозначного ответа здесь мы не найдем. При всём своём желании и стремлении. Политические силы, рвущиеся в Верховную Раду Украины, на первый взгляд, настолько противоречивы в своих обещаниях избирателю, а главное – в своих политических и идеологических предпочтениях, что формирование на их основе целостного взгляда на будущее страны практически невозможно.
В то же время по мере приближения даты голосования всё больше вырисовывается абсурдность большинства их обещаний и политического поведения в ходе предвыборной войны. Именно эта абсурдность является на сегодня тем ключевым смыслом, который объединяет все оппозиционные Партии регионов политические силы. Благодаря этому можно наблюдать перераспределение голосов от одной оппозиционной силы к другой при определённом росте доверия избирателей к регионалам. Особенно это видно на взаимоотношениях так называемой объединённой оппозиции в лице «Батькивщины» и партии «Удар» Виталия Кличко.
Все социологические опросы подтверждают, что политический проект Виталия Кличко на практике оказался предвыборной альтернативой в первую очередь так называемой объединённой оппозиции и лишь отчасти Партии регионов. Список кандидатов от «Удара» и его предвыборные обещания на самом деле ближе электорату Западной Украины. Именно эта часть Украины обеспечивает устойчивый рост предвыборного рейтинга «Удара». Фактически в ходе избирательной кампании идёт перераспределение традиционного для «оранжевого» лагеря политического рынка. В том числе и в некоторой степени за счет Центра и Юго-Востока страны.
Не составляет особого труда высказать убеждение, что мы присутствуем при политических похоронах политической силы, которую символизировали Юлия Тимошенко и её давние соратники в лице Александра Турчинова и ему подобных оппозиционеров. Попытка Арсения Яценюка сесть в последний вагон уходящего поезда и возглавить объединённую оппозицию в отсутствие Тимошенко оказалась, мягко говоря, безуспешной. А последняя демонстрация усилий «Батькивщины» и «Удара» по координации совместных действий на мажоритарных округах являются не более чем имитацией солидарности так называемой объединённой оппозиции. Это во-первых. А во-вторых, слишком запоздалыми.
Отсюда правомерен главный вывод: политические силы, которые после «оранжевой революции» навязывали себя украинскому обществу как единственные носители подлинной демократии, исчерпали свой ресурс, и по результатам предстоящих парламентских выборов окончательно уйдут в политическое небытие. Вместо них на украинскую политическую сцену выходят некие политические гибриды типа «Удара» и «Украина вперед». Это происходит на фоне традиционно «отмирающего» оппозиционного левого крыла в лице Компартии Украины и с трудом «нарождающейся» крайне правой националистической «Свободы». В качестве мобилизационного ресурса своих сторонников все они выбрали якобы непримиримую борьбу с ненавистными регионалами. Им почему-то кажется, что этого вполне достаточно для утверждения себя в общенациональном масштабе.
Неудивительно, что нынешняя предвыборная кампания свелась к комбинации «Пять в одном». Против власти в лице Партии регионов ведут ожесточенную борьбу «Батькивщина», «Удар», Компартия, «Украина – вперед» и «Свобода». При этом четыре из пяти считают себя вроде как бы политическими союзниками. А если не союзниками, то хотя бы «однодумцями». Слабость такой комбинации как раз заключается в том, что, по крайней мере, её четыре компонента неизбежно обречены на внутривидовую конкуренцию. Вернее, не конкуренцию, а пожирание друг друга. Ведь политическая справедливость для них существует только при закрытых дверях. И лишь коммунисты, пожалуй, получают на фоне такой комбинации определённое преимущество.
Стоит ли после этого удивляться похожести и абсурдности предвыборных обещаний оппонентов власти. Поскольку для так называемой объединенной оппозиции регионалы являются заклятыми врагами в войне за власть, то главное её обещание сводится к банальному «Мы их зупынэмо». Как будто такая цель отвечает запросу большинства избирателей. Все остальные обещания ОО «Батькивщина» являются не более чем голым популизмом и агрессивным невежеством. Её лидеры как-то упорно не хотят понять, что за идеальные иллюзии всегда приходится платить унылой действительностью. И чем чаще и громче на телеэкранах мы слышим истерию предвыборных обещаний «Батькивщины» в исполнении Яценюка, тем наша действительность кажется не такой уж унылой.
В отличие от «объединённых» оппозиционеров рекламная истерия «Удара» на первый взгляд кажется более удачной и убедительной. Но лишь на первый взгляд. Когда мы постоянно слышим, что наступило время удара, то тут же хочется увидеть того, кого будут бить. При этом каждый надеется, что не его. Ведь к этому еще прилагается обещание люстрировать всех, кто вкусил прелести коррупции. А поскольку за годы независимости Украины к коррупции прикоснулись едва ли не все, то опасность подвергнуться люстрации ждет чуть ли не каждого. Если учесть при этом, что далеко не каждый понимает смысл люстрации, то обещания «Удара» попахивают откровенным мазохизмом для их лидеров. Наверняка кое-кто из них путает люстрацию с кастрацией. Хотя в политическом смысле эти два понятия не так уж и далеки друг от друга. Так что в украинской реальности фантазии политиков, как правило, не так уж и привлекательны.
Похоже, что по части фантазий конкуренцию «Батькивщине» и «Удару» вполне могут составить Компартия Украины и «Украина – вперед». Коммунисты обещают вернуть народу страну, которую они же отдали на разграбление 21 год назад. Выполнение такого обещания возможно лишь в условиях сталинской диктатуры, которая, слава Богу, в современную эпоху просто невозможна. Утешает лишь то, что эти обещания не несут какой-то общественной агрессии. Возможно, поэтому они находят достаточно широкий отклик у тех избирателей, кто раздражен сегодняшней непростой действительностью, адресуя это раздражение партии власти. А таких, увы, немало. Отсюда и достаточно высокий предвыборный рейтинг коммунистов.
И всё же наиболее откровенными по своей бесстыжей привлекательности выглядят предвыборные обещания Натальи Королевской в лице её политического проекта «Украина – вперед». Уж слишком заманчивыми для наших обнищалых людей являются обещания заработной платы в 1000 евро и пенсии в 500 евро. Это на уровне среднеевропейских стран. Такие обещания есть классический пример политической безответственности. Ведь после выборов никто не спросит, почему эти обещания так и остались предвыборным лозунгом.
Главное даже не в этом. Подобные обещания являются яркой демонстрацией неуважения чувств избирателей. Ведь их просто считают политическими лохами, которым можно вешать на уши всё что угодно. Дескать, всё одно пипл схавает. Между тем было бы интересно, как бы посмотрел на такие предвыборные обещания украинский избиратель, если бы ему рассказали, что за ними стоит на самом деле. А на самом деле избирателю нужно разъяснить, что уровень производительности труда в Украине составляет 19 процентов от США и 30 процентов от стран Евросоюза. Поэтому, чтобы выполнить обещания Королевской, нужно заставить украинцев работать интенсивнее в 3-5 раз, чем в США и Евросоюзе. Готова ли и способна сама Королевская к тому, чтобы заставить украинцев в случае прихода её политической силы во власть? Пусть на этот вопрос ответит сам украинский избиратель.
Более прямолинейными и потому понятными даже ребёнку выглядят предвыборные обещания националистической «Свободы». Они содержат всё то, что соответствует принципам украинского интегрального национализма. Смысл которого выражается в фанатичной любви к виртуальной Украине и такой же фанатичной ненависти ко всем, кто не разделяет их представления об украинской государственности. От крымчан с их автономией до «клятих москалив з их собачею мовою». Но даже в таком убогом диапазоне количество их симпатиков может достичь желаемых 5-ти процентов. О чем тоже есть смысл задуматься тем, кто берет на себя политическую ответственность на предстоящих парламентских выборах за будущее украинской государственности.
Прошедшее воскресение стало поводом для очередных выяснений исторической правды между непримиримыми украинскими националистами и коммунистами. Похоже, что тема ОУН-УПА превратилась в непреодолимое препятствие построения такого государства, в котором была бы единая историческая правда, а не как минимум две. Увы, но пока правды хватает лишь на образцы. Наверное, потому народ и правда у нас неизменны до неузнаваемости. А предвыборная борьба вновь подтверждает это грустное правило. К сожалению…
Проще всего обстоит дело с предвыборными обещаниями Партии регионов. Ведь их легко проверить конкретными делами. И здесь каждый избиратель должен поступать, что называется, по совести. Именно в выражении такой совести и кроется для регионалов главная проблема. К великому несчастью, совесть в наше время стала категорией политической, а не гражданской. Поэтому многие избиратели готовы торговать ею, продавая свой голос на выборах. Таким способом каждый сегодня может узнать не столько свою подлинную цену, сколько продажную стоимость. Что очень наглядно продемонстрировали в Крыму избиратели четвёртого округа. Впечатление, прямо скажем, мерзкое.
Партия власти не может рисковать несбыточными предвыборными обещаниями, проверить которые можно будет уже через год. Именно тогда страна вступит в, пожалуй, самую главную избирательную кампанию в своей истории. Кампанию 2015-го года по выборам Президента Украины. И если Партия регионов хочет сохранить своего лидера в качестве главы государства, она просто обязана обещать лишь то, что она способна сделать реально. Еще Жан-Жак Руссо подметил: кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении.
Очевидно, поэтому вокруг предвыборных обещаний регионалов ведутся ожесточенные споры. Одним кажется, что они обещают слишком мало, а другим, что регионалы не выполняют данных обещаний. И те, и другие склонны к преувеличению в силу своих политических предубеждений. В целом это нормальная предвыборная риторика, за которой не следует искать чьих-то козней. В конечном итоге избиратель всё равно будет оценивать конкретного кандидата в народные депутаты по его реальным жизненным успехам. А политическую партию по тем, кто её представляет в конкретных делах, как в центре, так и на местах. Тот же, кто не способен голосовать по такому принципу, обрекает себя на очередной пятилетний избирательный цикл несбывшихся обещаний и личных разочарований. Так что пора определяться. Ведь на сегодня почти пятая часть избирателей еще не определилась в своём выборе.
Несколько успокаивает лишь то, что на общеукраинском фоне крымские регионалы смотрятся более предпочтительно в силу тех сдвигов с точки многолетнего замерзания, которые не заметить невозможно. Нам нужно как минимум сохранить инерцию этих сдвигов, чтобы окончательно поверить в лучшее. Лучшее из того, о чем мечтается, а не из того, что случается.
Традиционный совет начинающему политику на этот раз будет таким: не торопитесь стать тем, кем вас считают политические оппоненты.
 
Александр Форманчук