Вторая жизнь института медицинской климатологии

Пожалуй, о печальной судьбе научно-исследовательского института имени Сеченова слышали все. Особенно в течение последнего года. Сначала заговорили о рейдерском захвате корпусов института, затем его собирались закрывать, позже под крыло учреждение согласилось взять Министерство курортов и туризма Крыма, а после приезда в Крым Анатолия Могилева в качестве Председателя Совета министров наметился план реорганизации института.… И, наконец, лед тронулся. Комиссия по решению проблемы развития НИИ при крымском Минздраве разработала план реформирования института, который начинает воплощаться в жизнь, а прокуратура медленно, но верно отвоевывает корпуса научно-лечебного учреждения у частных фирм.
Борьба за свое
Спустя чуть меньше года, после того как проблему взяли на особый контроль в Совмине, институт, наконец, получил в пользование первый собственный корпус. Так, 8 октября учреждению возвращен корпус №18, общей площадью 121,8 кв. м. Корпус использовался в качестве жилого дома – в коттедже комфортно обустроены спальни, детская, гардеробная, на его территории незаконно установлено ограждение, выстроены беседка и прочие сооружения. Теперь же в корпусе разместятся два отдела института – научно-организационный и отдел медицинской климатологии. И если сегодня количество сотрудников этих отделов составляет девять человек, то после возвращения корпуса штат сотрудников будет увеличен. По словам заместителя директора НИИ имени Сеченова по научной работе Валентина Савченко, в соответствии с планом реорганизации учреждения впервые за двадцать лет было увеличено штатное расписание: «У нас сотрудников было 100 человек. Благодаря Министерству здравоохранения недавно нам увеличили штатное расписание, сейчас у нас официально работает 126 человек. Это что касается клинической работы. Возможно, и по науке расширят штатное расписание».
Сегодня институт может принять на лечение около 90 человек – 30 за государственный счет и еще 60 на коммерческой основе. Благодаря «хозрасчетным» пациентам, проходившим лечение в институте этим летом, институт смог за собственные средства отремонтировать три палаты и часть столовой.
Валентин Савченко отмечает, что если построенный министерством план и дальше будет реализоваться теми же темпами, то на базе института будет создан Центр по изучению рекреационных и лечебных ресурсов Крыма. «Раньше институт этим и занимался, но это было очень давно, сейчас производственная деятельность утрачена. Речь идет именно о том, чтобы на базе института создать лабораторию по изучению лечебных и природных ресурсов полуострова. Предполагается оснастить лабораторию сотрудниками, оборудованием, получить научные разработки – у нас очень много грязей, минеральной воды. Этим мы должны заниматься», – подчеркивает ученый.
Пока дело тормозит отсутствие помещений для размещения штата сотрудников, пациентов и обустройства лабораторий, поэтому в институте очень надеются на то, что все 26 собственных корпусов в экологических зонах Южного берега будут возвращены в ближайшее время.
Вспомнить все
Несмотря на первые сдвиги на пути к возрождению былой славы института, говорить о конкретных успехах рано. Даже при условии государственной поддержки и исполнения плана реформирования, институт не поднять без профессиональных специалистов. Сейчас в НИИ работает 5 профессоров, 8 докторов наук и 7 кандидатов наук. Для сравнения, еще пятнадцать лет назад – 15 докторов наук и 30 кандидатов наук. Валентин Савченко рассказывает, что в институте не просто обеспокоены этой проблемой, но и пытаются найти пути ее решения. Например, в сотрудничестве с Крымским государственным медицинским университетом имени Георгиевского НИИ будет пытаться привлекать на работу студентов, проживающих в Большой Ялте. «Найти настоящего хорошего научного специалиста в Ялте очень сложно. Практически невозможно. Своих сотрудников надо воспитывать, – констатирует Валентин Михайлович. – У нас есть кадры, которые могут воспитать настоящего специалиста. Но на воспитание научного сотрудника нужно 3-5 лет. Через пять лет, когда человек войдет в деятельность, начнет собирать материал, тогда он станет продуктивно работать. Таким образом, если все сложится, институт в полном объеме заработает лет через пять, как минимум. В полном объеме, чтобы охватить территорию всего Крыма, а фрагментарно мы готовы и сейчас работать». Раньше в институте было около 150 научных сотрудников, сейчас – 60. По словам Валентина Савченко, для продуктивной работы нужно хотя бы 70.
Институт активно участвует во всех мероприятиях, которые организует Министерство курортов и туризма Крыма, однако специально не предлагает свои услуги как санатория. «У нас нет конкретного человека, который бы занимался рекламой. Нам просто рано этим заниматься. Только недавно мы отремонтировали три палаты. Если нам удастся в ближайшее время наладить работу, то, естественно,  появится человек, который будет этим заниматься. Так же мы размещаем информацию о нас на нескольких сайтах, у нас создан собственный сайт, но саму деятельность как санатория, мы пока не презентуем. У нас нечего презентовать», – с сожалением отмечает замдиректора. При этом 24-дневный курс лечения в санатории обходится от 3 до 8,5 тыс. грн. в зависимости от времени года. А это по сравнению с другими (в том числе менее авторитетными) здравницами Крыма стоимость более чем адекватная.
Впрочем, в НИИ знают, в каком направлении необходимо двигаться. Расцвет института пришелся на 70-80-е годы. Тогда были заложены те основы курортологического лечения, которые и по сей день применяются во всех здравницах постсоветского пространства. Валентин Савченко, работающий в институте с 1983 года, успел застать масштабные разработки: «Разработки начались в 50-60-х годах, в 70-х работы завершились и в 80-х были полностью внедрены. До сих пор практически ничего не поменялось, остались все наработки в этой сфере. Самое главное, что в то время было обосновано, как правильно отдыхать. Не просто, как правильно лечиться, а как правильно организовать свой отдых».
Ученый отмечает, что популяризация развлекательных курортов прочно вытеснила понятие «отдых», заменив его понятием «развлечение». Бесконтрольные утехи, долгое пребывание на солнце, злоупотребление на отдыхе алкоголем и прочими курортными «радостями» приводят к тому, что из отпуска человек возвращается разбитым и обессиленным: «Если человек во время отдыха правильно восстановится, но он целый год сможет хорошо работать с прекрасным самочувствием, и продлить себе жизнь на несколько лет. Если человек на отдыхе бесконтрольно пьет, гуляет, то он приезжает домой разбитым, а не отдохнувшим, и начинает болеть. Это не есть восстановление здоровья. А в институте изучалось, как правильно нужно отдыхать. Само понятие «рекреация», как правильный отдых, у нас практически отсутствует. В моих планах, если произойдет, как все планируется, расширить исследования в области рекреации. То есть для правильного отдыха тех,  кто приезжает отдыхать – не больных, а именно для туристов. В Крыму есть места для культурного посещения, есть духовные места – психологический отдых, а с медицинской точки зрения хорошего правильного полезного отдыха у нас нет. Это настоящая культура человека. К сожалению, у нас этого нет».
По мнению ученого, правила здорового отдыха необходимо четко регламентировать и систематизировать, рассказывать людям и внедрять в общественное сознание. «У нас сейчас такие правила не регламентированы, но даже если они и появятся, для того, чтобы они были приняты человечеством, нужно создавать какую-то систему. Если человек достаточно развит и умен, ему нужно об этом просто сказать. Но поскольку мы живем в немного иной системе, то необходимо создавать рекреационную систему, когда человек сам того не замечая, отдыхает правильно, а приезжая после отдыха, чувствует себя прекрасно», – считает Валентин Савченко. В институте планируется проводить курс лекций для пациентов, в которых будет рассказываться о культуре правильного отдыха.
***
Хочется верить, что власть продолжит поддерживать развитие института и в полной мере реализует план реформирования научно-лечебного учреждения. От этого зависит не только судьба старейшего в мире учреждения физической терапии и его работников, не только сохранение и возрождение научных разработок в сфере климатотерапии и рекреации, но и в целом престиж Крыма и Украины. А еще хочется, чтобы свое 150-летие, которое учреждение будет отмечать в 2014 году, институт встретил в совершенно обновленном состоянии.
 
Наталья Гладкоскок