У нас не так плохо, как там, где хорошего больше

Выборы по-украински – это когда выбираешь, что хочешь, а получаешь то, что дают. Смысл этой ставшей для нас банальной политической формулы определяет нынешнюю послевыборную ситуацию в Украине.
И лучше всего этот смысл чувствуется из далека. К примеру, из Южного Тироля, где автору этих строк вместе с группой крымских историков и политических экспертов, удалось побывать с целью ознакомления с опытом состоявшегося здесь исторического примирения итальянцев, немцев и небольшой самобытной ладинской народности. Особый политический вес этой поездке придало участие в ней депутатов Верховной Рады АРК Сергея Аксенова, Рефата Чубарова и Леонида Пилунского. Читатель, очевидно, уже догадался, в чем реально заключается этот вес для крымской автономии.
Тема исторического примирения в условиях посттоталитарных режимов, как правило, вызывает ожесточенную дискуссию вокруг двух подходов к ее практической реализации. Первые утверждают, что вначале нужно решить острые экономические проблемы, связанные с трансформацией тоталитарного наследия и повышением жизненного уровня населения, а историческое примирение на их основе придет само собой. Вторые же убеждены, что историческое примирение является базовой политической ценностью для успешного решения экономических проблем по преодолению всего того, что связано с памятью о тоталитаризме. Поэтому оно требует к себе первостепенного внимания. А жизненный уровень здесь, дескать, ни при чем.
Опыт Южного Тироля говорит о том, что оба эти подхода не противоречат друг другу и зависят, прежде всего, от наличия политической воли тех, кто находится у власти и понимает степень личной ответственности за решение государственных проблем, доставшихся им в историческое наследство. Как экономических, так и гуманитарных. Другими словами, приоритет государственных интересов по отношению к личным интересам граждан, всегда определял и будет определять успех той или иной политической силы, рвущейся к власти. Поэтому тема исторического примирения не может быть сугубо политической или экономической категорией, она является категорией государственной и может на определенном этапе носить более выраженную либо политическую, либо экономическую окраску.
Увы, но при всей очевидной простоте приведенного вывода, прийти к его пониманию и реализации можно лишь на основе собственного опыта, состоящего из цепи исторических ошибок и горьких разочарований. Поэтому еще раз придется напомнить один неприятный для отечественного политического уха поучительный принцип: хорошо не там, где нас нет, а плохо там, где мы есть. Именно такие грустные мысли лезут в голову во время посещения Южного Тироля, являющегося на сегодня, пожалуй, самой успешной европейской автономией в составе современной Италии.
Но уже то, что Южный Тироль доказал возможность исторического примирения как такового, заслуживает всяческого уважения и изучения. В этом плане можно не сомневаться, что ознакомительная поездка крымских историков в сопровождении трех депутатов Верховной  Рады АРК обязательно скажется положительным образом на их дальнейшей творческой судьбе. И уже одно это полностью оправдывает цель подобных исторических ознакомительных проектов. Тем более если они осуществляются не за бюджетные деньги. Не должны же бесконечно пропадать без вести все наши надежды на лучшее. В конце концов, лучше один раз увидеть, чем один раз неудачно уродиться.
Тем более, что на фоне бесспорных достижений Южного Тироля опыт Автономной Республики Крым выглядит совсем не безнадежным и бесперспективным. Во всяком случае, по уровню и темпам продвижения к историческому примирению Крымская автономия значительно опережает как государство Украину в целом, так и отдельные его регионы. Недалеко время, когда мы вплотную подойдем к завершению формирования единого крымского социокультурного пространства, в котором одинаково комфортно будут себя чувствовать русские, крымские татары, украинцы и все остальные этнические группы, для которых Крым стал общим родным домом. Или, как теперь принято говорить – общей малой исторической родиной.
Более того, Автономная Республика Крым способна выполнить в этом плане роль показательного региона для всего Украинского государства. Хотя на сегодня эта мысль может показаться многим плодом больного воображения. Особенно когда вдали от Отечества наблюдаешь процесс подведения итогов прошедших парламентских выборов. Ничего кроме чувства острого стыда за это самое Отечество такой процесс не вызывает. В такие минуты возникает острое желание признать одну неприятную для всех нас истину: настало время узаконить факт отделения государства от народа.
Казалось бы, чего проще: народ проголосовал так, как он того хотел и политикам ничего не остается, как с этим примириться. Ан нет! Мириться с народом кое-кто категорически не намерен. Прежде всего, те, кто навязывает себя народу в качестве единственной и подлинной в Украине демократической силы. На самом же деле лидеры этой силы в лице так называемой объединенной оппозиции не хотят идти в услужение украинской демократии. Ни Яценюк, ни Турчинов, ни Гриценко, ни прочие изрядно поднадоевшие народу оппозиционеры не хотят быть слугами демократии. Даже в ее незрелом нынешнем состоянии.
Как, впрочем, этого не желает Юлия Тимошенко. А все от того, что не хочет расставаться с титулом некогда признанного лидера оппозиции. Уж кто-кто, а Юлия Владимировна знает подлинную политическую цену лидерам украинской оппозиции и страстно боится лишиться титула оппозиционного вождя в уже стартовавшей гонке за обладание булавой Президента независимой Украины. Ведь только эта булава дает реальное чувство свободы от коварства политических конкурентов. Как своих, так и чужих. Вернее, давала раньше. Поэтому Тимошенко в очередной раз объявила голодовку. На словах якобы против фальсификации результатов парламентских выборов. А значит – против ненавистного режима Януковича.
На самом же деле Леди Ю. объявила голодовку против тех, кто уже сегодня пытается заявить себя в качестве единственного кандидата от объединенной оппозиции на президентских выборах 2015-го года. Вновь на наших глазах разворачивается привычная и до боли знакомая батальная историческая сцена, где на власть над двумя украинцами претендуют три гетьмана.
Мы уже привыкли к тому, что политическая цена за обладание демократией по-украински зависит от количества посредников между вождем оппозиции и властью в стране. Поэтому не стоит бояться так называемого обнуления итогов выборов. А тем более добровольного отказа 150 оппозиционных народных депутатов от еще не полученного мандата. Это традиционные страшилки наших традиционных оппозиционеров нетрадиционной политической ориентации. Не традиционной для народа, отдавшегося за традиционные обещания оппозиции. Ведь патриотизм политического ада всегда самый истинный.
А возможность перевыборов на пяти избирательных округах нужна всем без исключения политическим игрокам для поддержания нужной политической температуры по мере нагнетания президентской избирательной кампании. Есть подозрение, что именно по этой причине и были созданы непримиримые ситуации на этих округах. И как бы нам ни навязывали другие причины сложившейся ситуации на этих скандальных округах, поверить в них очень сложно. Начавшийся процесс радикализации украинского политического пространства остановить уже невозможно. Его можно только подогревать вплоть до исхода президентских выборов 2015 года.
Так что жить достойно и счастливо нам не позволяет болезнь по имени «выборная лихорадка». И пока от этой постоянной болезни у нас нет нужного иммунитета в виде соответствующей политической культуры. Очевидно, такой иммунитет может появиться после предельного обострения «выборной лихорадки», пик которой наступит в 2015 году. В результате такого обострения у Украины вероятнее всего появится два реальных сценария дальнейшего развития.
Первый вариант связан с опасностью критической радикализации политического пространства из-за неизбежности обострения политических крайностей в поведении Компартии Украины и националистической «Свободы» в стенах Верховной Рады. Если этот вариант так называемого развития не удастся ввести в рамки контролируемого процесса со стороны правящего депутатского большинства, то появится реальный шанс политического распада нынешнего суверенного Украинского государства. Со всеми вытекающими последствиями.
Второй вариант означает пока что гипотетическую модель сбалансированной политической и социально-экономической модернизации Украины в рамках реальных возможностей, которые предоставляет смена геополитической архитектуры современного глобального мира. Мировые реалии принуждают Украину к расставанию с психологией хуторянства. Но нам это расставание дается с трудом. Увы, но большинство нынешних политических сил, прорвавшихся под купол Верховной Рады Украины, живут прошлыми политическими обидами и по-прежнему связывают всех нас с традиционной пуповиной украинского хуторянства.
Между тем, три события прошлой недели заставляют нас серьезно задуматься о критичности украинского исторического выбора в предстоящие максимум пять-восемь лет. Первое событие касается переизбрания Барака Обамы на второй срок президентства в США. Для Украины это не обещает ничего хорошего. За исключением того, что, возможно, будущий преемник госпожи Клинтон на посту Государственного секретаря не будет испытывать таких же теплых чувств к Юлии Тимошенко как Хилари. Но это пока всего лишь мечта украинского МИДа.
В остальном же Президент Обама намерен больше ориентироваться на Россию и, особенно, на Китай. Наступает время перенацеливания глобальных интересов США, где Украина может рассчитывать на американское внимание лишь через стратегическую привязку к России. Отсюда нельзя оставить без внимания второе событие прошлой недели: замену министра обороны Российской Федерации Сердюкова на безупречно организованного и преданного Шойгу. Эта смена вероятнее всего будет иметь свое продолжение в дальнейших назначениях министров и формированием на этой основе второго издания Президента России Владимира Путина. Это событие прошлой недели может иметь для Украины далеко идущие последствия. Фактически это сигнал ко вступлению России и Украины в новую фазу своих стратегических отношений.
И, наконец, еще одно событие мирового значения произошло на прошлой неделе в Китае. Это очередной съезд Компартии Китая, решения которого будут иметь глобальные последствия. Впервые здесь было заявлено о том, что к 2049-му году Китай должен превратиться в самую могущественную и богатую страну на планете Земля. Во всех отношениях. Уже через каких-то восемь лет жизненный уровень населения Китая должен увеличиться вдвое. Естественно, что китайский народ принимает такие грандиозные планы партии коммунистов с огромным воодушевлением и жизненным восторгом.
Тем самым Китай еще раз продемонстрировал всему миру свой незыблемый принцип: власть здесь выбирает для себя народ по обстоятельствам. А обстоятельства эти сегодня диктуют необходимость превращения Китая в мирового гегемона. И остановить этот процесс уже невозможно. Возможно, лишь подстроиться под этот процесс с максимально возможными для себя преимуществами. Что и собираются делать те же США и Российская Федерация. А Украина по-прежнему балансирует на политической растяжке между Евросоюзом и Россией. В виде хутора. Время еще есть, чтобы впрыгнуть на подножку уходящего в новую мировую реальность поезда. Пора, наконец, расстаться с украинской привычкой, когда на запросы времени отвечают временщики. Вот и получается, что у будущего счеты с прошлым, а достается настоящему. Поэтому так актуальна тема исторического примирения. Тема, которую так удачно решили в Южном Тироле.
А совет начинающему политику приведем следующий: храните политическую верность избирателям в надежном месте и под высокие проценты будущего.
 
Александр Форманчук