Наша жизнь меняется к лучшему, минуя хорошее

«Увы, но проголосовать бюджет нельзя, не запачкав манжет». Эта несколько перефразированная мною фраза известного поэта Игоря Губермана в лучшей степени может характеризовать главное событие прошлой недели. Конечно же, это принятие государственного бюджета на 2013 год, которым всегда завершается политический год. И которое, как правило, становится отправной точкой нового витка политической борьбы между властью и так называемой объединённой оппозицией.

Разумеется, уходящий год не стал здесь исключением. Наоборот он подарил нам головоломную интригу грядущего политического противостояния. Похоже, что это уже превратилось в нашу печальную национальную традицию. Главная интрига на сегодня заключается в том, что бюджет принят Верховной Радой Украины, находящейся в отставке, по представлению правительства, которое ею же отправлено в отставку, а исполняться принятый бюджет должен правительством, которое еще не сформировано. Это тоже исключительно наше изобретение, выраженное в накопленном опыте государственного строительства. Однако сколько бы на эту тему ни изгалялись оппозиционные политики и всегда «объективные» демократичные журналисты, никто из них в душе не сможет отрицать как минимум двух обстоятельств. Первое. Лучше войти в новый год с плохим бюджетом, чем без бюджета вообще. Второе. Ни одно правительство сегодня не способно разработать и предложить своим гражданам бюджет, полностью отвечающий их жизненным потребностям. Украина является историческим заложником хаотических социально-экономических кувырков предшествующих двух десятилетий становления собственной государственности. Где интересы так называемого первоначального «награбления капитала» полностью заблокировали интересы государства и его рядовых граждан. Особенно такие процессы были характерны для периода «оранжевой» революции и президентства Ющенко. Их следствием стало то, что Украина утратила возможность целенаправленного и поступательного эволюционного развития на основе консолидированных усилий отечественного политикума и сообщества. В результате, как говорил незабвенный Леонид Кравчук, «маэмо тэ що маэмо». В том числе и бюджет.
Принятие бюджета в наших нынешних условиях – это искусство распределения разочарований. И если с этих позиций подойти к принятию бюджета на 2013-й год, то нужно признать, что правительство Николая Азарова обладает таким искусством. Статьи бюджета так искусно завуалировали проблемы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, что прямых претензий властям выдвинуть очень непросто. За исключением, конечно, традиционной истерии оппозиции. Известный такого рода  оппозиционностью и эпатажностью народный депутат всех созывов Юрий Кармазин даже объявил принятому бюджету голодовку. Очевидно, таким образом он решил закончить свою депутатскую карьеру и войти в историю. Насчет «войти» сказать сложно, а вот вляпаться, может быть, и удастся.  Ведь если таким народным депутатам жить всегда так, чтобы их не грызла совесть, то совесть эта действительно рискует умереть с голоду. И все же принятый бюджет сохраняет надежду, что предстоящий 2013 год не ухудшит прямые жизненные показатели населения в сравнении с годом уходящим. А набор противоположных в этом плане доводов оппозиции воспринимаются не более чем политические страшилки. Во всяком случае, пока. Так рост валового внутреннего продукта запланирован на уровне 3,4 % на фоне умеренной инфляции в 4,8 %. Превышение расходов над доходами предусмотрено на уровне предельно допустимой нормы в 50,4 миллиарда грн. То есть, нам предлагают бюджет выживания. В отличие от текущего бюджета, который именовался бюджетом развития. О том, как мы развивались в текущем году, судить может каждый по отдельности.
А пока возникает вполне логичный вопрос: согласны ли мы на такой бюджет? В ответ тут же возникает два встречных вопроса. Во-первых, кто-то спрашивает нашего согласия по этому поводу? А во-вторых, есть ли альтернатива нынешнему бюджету у нынешней оппозиции? Ведь хорошо продуманный вопрос всегда несет в себе предполагаемый ответ. Так что нам ничего не остается, как доверить свою жизнь в будущем году принятому бюджету и надеяться на его благополучное исполнение. Тем более, что исполнять его вероятнее всего будет тот, кто его формировал. Вряд ли кто-то сможет помешать назначению Николая Азарова на должность нового старого премьера-министра согласно уже поданному представлению Президента Украины. Хотя его голосование будет очень забавным и с претензией оппозиции на способность быть непримиримой «оппозицией». 
А то, что 2013-й год будет непростым, не сомневается практически никто. Ни власть, ни оппозиция. Поэтому принципиальным условием выживания государства и населения Украины в наступающем году будет способность власти и оппозиции слышать друг друга и брать на себя консолидированную ответственность за судьбу страны. До сих пор это не удавалось. И судя по всему, не удастся как минимум до президентских выборов 2015-го года. Именно поэтому оппозиция рассчитывала на принятие бюджета новым составом Верховной Рады, чтобы дать правящему режиму Януковича «настоящий» бой. Не получилось… Именно это обстоятельство может быть решающим аргументом в пользу принятия бюджета, так как это произошло. Иначе мы все рисковали остаться в новом году вообще без бюджета. Что угрожало нарастанием подлинного хаоса в финансово-бюджетной и социально-экономической жизни Украины. Хаоса, которого так жаждет оппозиция и которого она так страстно добивается. Подтверждением этому стало принятой на прошлой неделе решение так называемой объединённой оппозиции о выдвижении единого кандидата в президенты на выборы 2015 года. Естественно, таким кандидатом провозглашена Юлия Тимошенко. А кто же еще?
Однако в украинской политике известное выражение что естественно, то не безобразно, как правило, приобретает обратный смысл. И это как раз тот самый случай. Парадокс здесь в том, что такое выдвижение может быть направлено именно против самой Юлии Тимошенко. Оно, скорее всего, призвано носить символический смысл на дальнейшую эскалацию борьбы с правящим режимом Виктора Януковича. Особенно в плане привлечения в союзники многих высокопоставленных еврочиновников. И возможное ухудшение социально-экономической ситуации в Украине в наступающем году будет как нельзя кстати.
При этом ближайшие соратники Юлии Владимировны как раз очень не хотят ее освобождения и участия в президентских выборах. Можно не сомневаться, что они будут делать все, чтобы Президент страны не освободил «вождя» оппозиции из Качановской колонии и предоставил ей возможность баллотироваться кандидатом в президенты. Не дай Бог, если он вдруг поступит по-другому. Такое не может присниться соратникам Тимошенко даже в кошмарном сне. Поэтому они и решили объявить фальшстарт президентской гонке. По-настоящему иезуитский ход в отношении той, на чьем имени они делают политику собственного успеха. Так что не надо пугать украинского избирателя единым кандидатом в президенты от мифической объединенной оппозиции. Их будет не один и не два. И в этом смысле желания оппозиции и власти совпадают. Как не покажется такое кому-то странным и невозможным. Уже ближайшее будущее в Верховной Раде Украины подтвердит вероятность подобного развития предвыборного сценария. С 12 декабря нас ждут горячие парламентские деньки.
Между тем в наступающем новом году Украина получает хороший шанс поправить свой изрядно потрепанный международный авторитет и серьезно повысить собственную значимость в международных делах. Во-первых, к ней переходит право председательствования в ОБСЕ, которое играет важную роль в перераспределении европейского внимания к зонам влияния на постсоветском пространстве. А во-вторых, Украина будет председательствовать в Организации черноморского экономического сотрудничества, международный вес которого в последнее время возрастает в связи с перераспределением энергетических потоков на европейском направлении. Если умело распорядиться возможностями председательствования в этих влиятельных международных организациях, то можно добиться серьезных преимуществ в решении извечной для Украины проблемы внешнеполитического выбора между Западом и Востоком. Это хорошо понимают главные геополитические игроки в лице ключевых государств Евросоюза и Российской Федерации. Которые, естественно, будут стремиться использовать председательствование Украины в ОБСЕ и ОЧЭС для укрепления собственных позиций на мировой арене. Пожалуй, впервые в своей суверенной истории не Украина будет стоять в очереди на приём к ведущим европейским государствам, а они сами будут искать повода для дополнительных контактов с украинским руководством. Для правящего режима Виктора Януковича это может иметь решающее значение в канун президентских выборов 2015 года.
Вероятнее всего, 2013 год станет определяющим для окончательного решения проблемы выбора между Евросоюзом и Таможенным союзом. Именно на это прозрачно намекнул Президент Российской Федерации Владимир Путин во время встречи с украинским Президентом Виктором Януковичем на очередном саммите глав СНГ. Намек этот как раз и касался роли председательствования Украины в ОБСЕ, которая традиционно остается на сегодня неудобным критиком России и правящего режима Путина в нарушении общепринятых европейских стандартов в области соблюдения прав человека и развития демократии. Владимир Путин не скрывает своего, мягко выражаясь, негативного отношения к ОБСЕ и рассчитывает, очевидно, на изменение ее позиции к путинской России. В первую очередь с помощью Украины.
Так что Украину ждет непростое председательствование в ОБСЕ, от которого будет зависеть очень многое для будущего украинской государственности. Впрочем, как и от председательствования в ОЧЭС, членами которой являются 12 причерноморских государств. И отношения с большинством, из которых также имеет ключевое значение для укрепления международного имиджа Украины. Можно сказать,  в 2013 году Украина должна будет сдать едва ли не самый главный для себя экзамен на право быть полноценным членом мирового сообщества, как в защите собственных интересов, так и в умении видеть свое место в мировом распределении сфер влияния. Без этого сегодня нельзя всерьез надеяться на дальнейшее успешное становление собственной государственности.
А в Крыму всю прошедшую неделю обсуждали события, произошедшие в ночь с 30 ноября на 1 декабря. События, которые в очередной раз прочертили линию главного раскола в крымском сообществе. Ведь все обсуждения вновь свелись к взаимным обвинениям и упрекам со стороны политических сил и общественных организаций русскоговорящей части населения и национального движения крымских татар. Обвинения эти касаются проблемы сноса самовольно занятых земельных участков под застройку. Инициаторами подобных самозахватов, как известно, выступили крымские татары. Впоследствии к ним присоединились и некоторые жители Крыма других национальностей. К великому сожалению, эти самозахваты с наспех возведенными из ракушечника карликовыми строениями, за последние годы стали частью крымского ландшафта, символизирующей нашу общую нелюбовь и безответственное отношение к имиджу полуострова. Как со стороны властей, так и со стороны общественности всех этнических сообществ. Эти самозастрои превратились в позорные пятна нашей общей новейшей крымской истории. И отрицать это глупо и бессмысленно. Так же как глупо и бессмысленно затягивать решение этой проблемы. Её консервация лишь загоняет вовнутрь болезненные процессы взаимного недоверия и различного понимания прошлого, настоящего и будущего Крыма в представлениях отдельных лидеров крымских татар с одной стороны и лидеров политических партий и общественных организаций не крымскотатарской части населения с другой. События в Молодежном и на месте построения будущей Соборной мечети показали, как опасно затягивать решение проблемы самозахватов и отдавать ее на откуп самодеятельным инициативам политиков и общественных лидеров. Даже взвешенных и ответственных. Недопустимо рассчитывать, что проблема эта рассосется сама по себе без грамотного правового сопровождения и организационной помощи органов местного самоуправления и властей более высокого уровня.
В то же время эти события показали, что люди не хотят больше пассивно ждать решения этой проблемы властями и готовы обращаться за помощью к тем политическим силам и общественным движениям, кто не побоится взять на себя политическую и правовую ответственность за оказание такой помощи. И партия «Русское Единство» продемонстрировала, что такие силы есть. И продемонстрировала  вполне конкретно. Не превысив при сносе самозастроев правовые рамки принятых в суде решений. Хотя именно решения суда породили проблему их исполнения, подтолкнув тем самым людей к обращению за «помощью». Одним словом, события в Молодежном создали политико-правовой прецедент, выход из которого может предложить только исполнительная власть в лице Совета Министров АРК. Увы, но в отсутствие его Председателя Анатолия  Могилева никто не взял на себя смелость дать всему этому оценку. Можно не сомневаться, что возвращение Анатолия Владимировича из отпуска расставит все недостающие аргументы по местам и дальнейшая ситуация будет развиваться в правовом русле и под надежным контролем. Есть полная уверенность, что этого хотят в первую очередь сами участники этих событий как с одной, так и с другой стороны. Слава Богу, что они находят в себе силы и желание не избегать диалога и искать взаимоприемлемые решения. Но без посредничества властей здесь никак не обойтись. Главное не забывать, что мы живем уже в другую эпоху. Эпоху, где выжить можно только совместно, а не в агрессивной и бессмысленной вражде друг с другом.
И в заключение как всегда совет начинающему политику: не потакайте слишком умным слабостям.  
Александр Форманчук