ВИТАЛИЙ НАХЛУПИН: Крым может стать одним из первых регионов с единым диспетчерским центром

В 2013 году в Крыму планируется создать единый диспетчерский центр, который позволит контролировать движение перевозчиков, в перспективе – скорой помощи, автомобилей МЧС и коммунальных служб. О том, какие преимущества даст создание единого диспетчерского центра, повлияет ли это на качество работы общественного транспорта и приведет ли к повышению цен на проезд, мы побеседовали с председателем Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по бюджетной, экономической, инвестиционной политике Виталием Нахлупиным.

– Виталий Германович, почему было принято решение о создании в Крыму единого диспетчерского центра?
– На сегодняшний день, к сожалению, в Крыму не существует централизованного управления транспортными перевозками, не проводится оптимизация транспортной сети городских, пригородных, междугородних перевозок. Перевозчиками не соблюдается расписание движения, за ними не осуществляется контроль нашим республиканским комитетом по транспорту. Эти три ключевые проблемы ведут к тому, что мы имеем на сегодняшний день.
– Каковы основные функции диспетчерского центра?
– ЕДЦ – это инструмент, который даст возможность более качественно выполнять функции рескому. Основные функции заключаются в следующем: мониторинг движения; контроль и в случае необходимости – коррекция; аналитика рескому и перевозчикам; формирование исторических статистических рядов, то есть того, как движется транспорт и какие существуют проблемы на пути его движения. Это даст нам возможность более объективного формирования транспортной сети.
– В каких странах успешно работают такие системы?
– Эта система называется ИТС – интеллектуальные транспортные системы. Для каждой европейской страны существует программа развития ИТС, в некоторых странах она внедрена полностью – это Германия и Великобритания, где уже используются интеллектуальные остановки и светофоры. В 122 городах России GPS-навигация на 100% охватывает транспорт, в 2011 году на ее внедрение правительство РФ потратило 250 млн. долларов. Высший пилотаж – это в Бостоне, где на подвеску установлены датчики, которые при наезде в яму посылают сигналы в управление автомобильных дорог. Частота попадания в яму говорит о первоочередности ремонта. Не могу не назвать пример штата Пенсильвания – там при нестабильных погодных условиях система ограничивает скорость передвижения вне зависимости от желания водителя. К этому нужно стремиться, но не пройдя первый этап, мы об этом можем только помечтать.
– Есть ли такой опыт в Украине?
– В Украине – это Днепропетровск, Харьков, на стадии обсуждения – транспортные системы в Киеве, особенно касательно коммунальных служб. Поэтому у Крыма есть возможность отличиться и быть одним из первых, где эта система внедрилась.
– Как относятся перевозчики к идее создания ЕДЦ?
– Понятно, сколько бы мы ни декларировали полезность создания единого диспетчерского центра, без экономических стимулов по отношению к перевозчикам наши декларации лежат в риторической плоскости. Экономические преимущества перевозчиков следующие. Первое – экономия топлива от 20 до 30%, а это значительные средства. Второе – это уменьшение холостого пробега, то есть владелец транспортной компании будет четко знать, насколько перевозчик отклоняется от маршрута, не заезжает ли он в другие места. Третье – это содержание транспортного средства. Четвертое – система позволит уменьшить время движения от начального до конечного пункта. Это 10-20% времени на перевозку. Следующий момент – сократится количество текущих ремонтов за счет как снижения пробега, так и меньшей нагрузки в связи с меньшим потреблением топлива. Названные компетенции позволят перевозчику оптимизировать бизнес-процессы. Это тот экономический стимул, который перевозчики увидят в ближайшее время после внедрения системы.
– Может быть, у перевозчиков есть какие-либо опасения?
– У нас есть небольшое количество перевозчиков, которых наш диалог, проведение общественных слушаний не убеждает. К сожалению, были созданы такие условия, что проблемы единичных перевозчиков решаются в большом кабинете. Существует теневой рынок, определенные договоренности, разрешающие действовать перевозчикам полулегально. Поэтому создание прозрачной системы мониторинга – не на руку перевозчикам и лицам, которые этот бизнес контролируют. Наша задача – доказать перевозчикам, что затраты на внедрение и сопровождение этой системы будут гораздо ниже затрат на создание договорных преференций. Думаю, тут перевозчики должны быть нашими союзниками.
– Поможет ли новая система в борьбе с перевозчиками-нелегалами?
– Внедрение такой системы позволит уже на начальном этапе отсечь большое количество нелегалов. И такой опыт есть, например, в Днепропетровске. Оборудование транспортного средства GPS-системой позволяет отслеживать его в режиме реального времени контролирующим органам, например, ГАИ. Если сейчас для проверки останавливают всех подряд, то такая система позволяет внедрить выборочный контроль. При 100%-ном охвате перевозчиков сразу будет видно, что если человек находится на маршруте с GPS, значит, он в системе контроля и его правонахождение имеет место быть, а если без GPS, тогда понятно, что он выехал из подворотни и нужно принимать какие-то меры.  
– Какова тенизация рынка автоперевозок?
– При нашей оценке мы использовали косвенные методы. В пик сезона объем нелегального рынка достигает 30%. В зимний период, когда обслуживают в основном жителей полуострова, это 10-12%. Но на некоторых особо рентабельных маршрутах мы имеем соотношение 50/50. Есть чистые нелегалы, которые работают вообще без документов, и есть компании, у которых есть возможность оказывать транспортные услуги, но они оказывают их на тех маршрутах, которые по конкурсным условиям выиграла другая компания. Легальный это или нелегальный перевозчик? С точки зрения юриспруденции, наверное, легальный, но за данные действия его можно признать нелегальным.
– На троллейбусах, насколько известно, GPS-навигаторы уже установлены…
– GPS-навигаторы на сегодняшний день установлены по доброй воле компаниями «СимСитиТранс» и «Крымтроллейбус». Один из потенциальных участников тендеров согласился поставить свои системы для тестовых испытаний. Системы тестируются, испытываются, и мы слышим положительный отзыв как от одной, так и от другой компании. Цифра 20-30% экономии на топливе – это в том числе из опыта предприятия «Крымтроллейбус». Они поставили систему на вышку, которая заправляется бензином и обслуживает контактную сеть. Возможность отслеживания перемещения этой вышки строго по дневному плану дала возможность сэкономить топливо в озвученных параметрах.
– Какие санкции будут применяться к перевозчикам, уличенным в нарушениях?
– Я не сторонник жестких мер. Нужно объективно разбираться в причинах. Если нарушения систематические, целенаправленные и руководитель компании на аналитические отчеты не реагирует, тогда к нему будут применяться меры воздействия. Если перевозчик корректирует нарушения, то он наш сторонник и союзник. Наша задача – подать ему информацию и посоветовать, какими методами может происходить коррекция.
– Как перевозчики смогут оплатить установку систем на свои автобусы?
– Мы, проведя переговоры с тремя компаниями из Харькова, Одессы и Киева, получили согласие на нестандартные формы работы с точки зрения финансирования. С одной стороны, это спотовые сделки, когда перевозчик имеет возможность купить оборудование по минимальной цене. Второй вариант – компания берет оборудование в финансовый лизинг, при этом будет заложен нормальный банковский процент. Третий вариант – есть перевозчики, которые работают сезонно, им оборудование будет даваться в аренду.
– Кроме GPS-навигатора что еще входит в систему?
– Нет предела совершенству, но мы постарались взять минимальный по стоимости стандартный пакет. Это система GPS, то есть возможность отслеживания по маршруту, и тревожная кнопка. В случае возникновения нестандартной ситуации собственник и соответствующие службы должны мгновенно отреагировать. Это необязательно ситуация криминогенного характера, но те же роды в машине – координация служб должна быть очень быстрая. Хотелось бы видеть датчики топлива, чтобы определить, квалифицированно ли водитель работает – это обороты двигателя, нагрузка на двигатель. Один из злободневных и глобальных вопросов – это возмещение перевозки льготных категорий. Мы хотели бы, чтобы стояли датчики на нижней ступеньке, для того чтобы мы четко фиксировали пассажиропоток. Введя такую систему учета, перевозчик уйдет от продажи нелегальных билетов, но с другой стороны, это даст возможность заявлять более высокие объемы компенсации за льготные категории.
– В какой форме будет создан диспетчерский центр?
– Я приведу пример – в Днепропетровске работает частная компания в виде общества с ограниченной ответственностью. Мы создаем коммунальное предприятие, но я думаю, что с точки зрения экономических выгод самое заинтересованное лицо – это перевозчик. И конечно, идеальная форма, я считаю, это акционерное общество с участием заинтересованных перевозчиков. Ведь именно перевозчик, а не власть, должен ставить стратегические задачи для диспетчерского центра. В идеале – это постепенное акционирование. Было бы справедливо распределить акционерный капитал по добровольному востребованию со стороны перевозчика. Во-первых, это формирование уставного фонда, во-вторых, предприятие должно зарабатывать деньги, а деньги должны распределяться между перевозчиками. Думаю, для них это одна из долгосрочных заинтересованностей в нормальном функционировании центра.
– То есть средства инвесторов не привлекались?
– Если бы мы шли по такому пути, инвестор, вкладывая деньги в предприятие, планировал бы получение доли прибыли. Естественно, это мешало бы акционированию. Для инвестора это было бы венчурное вложение, ведь у нас есть планы по внедрению, но фактажа мы не имеем. Насколько это будет рентабельным, мы можем только предложить.
– ЕДЦ будет действовать только в Симферополе?
– На первом этапе мы планируем в 2013 году оснастить все транспортные средства в Симферополе и протестировать их, обкатать, посмотреть все недостатки. А уже с 2014 года мы планируем распространить этот опыт на другие города Крыма, чтобы вся транспортная система управлялась из единого диспетчерского центра. Это позволит нам избежать конфликтов управления.
Марина Резникова