И грянул бал!

В Офицерском собрании 51-го пехотного Литовского полка – здании Симферопольского художественного музея столицы Крыма – прошел первый благотворительный Рождественский Таврический Бал. На фоне повсеместного увлечения историей отечества, благородной стариной этот бал, по мысли организаторов, должен явиться закономерным шагом в возрождении утраченной бальной традиции.

В жизни наших дедов великосветские балы не были чем-то неожиданным или экстравагантным. Скорее, это была служба, так называемые табельные мероприятия, на которых дворяне либо обязаны были присутствовать по своему статусу, либо получали специальные приглашения. Наследников с самого раннего детства готовили к первому выезду в свет. Незабываемо хрестоматийное описание первого бала Наташи Ростовой в романе «Война и мир».
Современные балы в Европе также вплетены в жизнь нынешней элиты. Широко известна традиция череды сезонных «Венских балов», огромным престижем пользуется «Парижский бал дебютанток» – девушек безупречного поведения, наследниц богатых и знаменитых родителей.

С каждым годом популярность балов растет.
Приглашение на эти балы считается великой честью.  Семьи, которые надеются удостоиться такого приглашения, готовиться начинают  чуть ли не за год. Подбирают наряды, разбираются в премудростях церемониала, осваивают бальный этикет, разучивают старинные танцы.
Само слово «бал» в нашем сознании – это нечто сказочное, сияющее и блестящее. Танцы, чудесные наряды, музыка, шампанское!..

Но бал – это и вполне определенные, строгие правила. Балы посещают, как правило, семьями или парами. А декольтированное бальное платье дамы однозначно подразумевает наличие кавалера. Дама приходит на бал и покидает его только в сопровождении мужчины.
Вот почему организаторы Бала – общественная организация СВОИ, «Крымтурбюро на Москольце» и Симферопольский художественный музей,  рассылая приглашения, позаботились о том, чтобы гости заранее ознакомились с концепцией, дресс-кодом  и программой. В специальной изящной брошюре «Рождественский Таврический Бал» можно было прочитать, что «Таврический Бал – это возрождение культурно-исторической традиции. Театрализованное и танцевальное действо, в котором могут принять участие все гости»; уточнить последовательность бальных танцев и мероприятий, среди которых – благотворительный аукцион, средства от которого предназначены для помощи Симферопольской специальной школы-интерната для глухих детей и реконструкцию исторического интерьера здания музея. Организаторами была высказана надежда, что присутствие каждого приглашенного гостя станет украшением вечера.

В самом деле! Сияющий праздничными огнями Художественный музей заполнялся не совсем обычной публикой. Прибывали дамы в бальных туалетах и кавалеры во фраках, офицеры в парадных мундирах с орденами и кортиками, седовласые достойные господа и юные дебютантки. Знаковое мероприятие почтили своим присутствием высокое гости: министр культуры АРК Алена Плакида, заместитель Председателя Совета министров АРК Валерий Пальчук с супругой, Постоянный представитель Президента Украины в Крыму Виктор Плакида, известные деятели науки и культуры, видные члены Ротари-клуба, журналисты.

Вступительные слова организаторов были взволнованными, но краткими.
И грянул бал! Конечно, не так, как у Пушкина, когда «трещал паркет под каблуками». Но первый Рождественский Таврический бал был профессионально выстроен по всем «строгим правилам искусства». Был и ведущий – харизматичный севастопольский актер Олег Флеер, и распорядитель танцев – добрейшая Нина Александровна Мамонтова, и опытные бальники – ее подопечные из Ялтинского клуба исторического бального танца «Феерия». И еще были коротенькие «исторические заставки»: выход Екатерины II и князя Потемкина, рассказы военачальников –- Василия Долгорукого-Крымского и Александра Суворова, «творческий отчет» губернского архитектора Ивана Колодина, выход именитых граждан столицы Тавриды – естествоиспытателя Петра Палласа и ученого, ботаника, врача Федора Мильгаузена.

А самое главное – естественным образом соткалась тонкая изящная обстановка непринужденного бального веселья и дружелюбия. Более опытные танцоры помогали дебютантам в сложных рисунках бальных танцев, тактичное руководство и деликатные подсказки главного танцмейстера Нины Мамонтовой сглаживали неизбежные шероховатости. Ведь танцевали не просто «быстрый» или «медленный» танец. Гости оценили торжественность классического полонеза, вальса-гавота и венгерского бального, а сами постарались достойно пройтись в экосезе, одолеть испанский вальс, польку-тройку и завершить бал Общим маршем.
Но и после Бала гости не торопились расходиться. Приятно было продлить чудесные мгновенья, убедиться, что удивительное рядом, и оно разрешено!

Екатерина Бородина