Угол падения определяет острота соблазна

«Демократия – теория, в соответствии с которой два вора украдут меньше, чем один; три – меньше, чем два; четыре – меньше трех и так далее до бесконечности».  Эти слова известного американского публициста Генри Менкена очень точно отражают смысл нынешних демократических преобразований в Украине. К сожалению, все эти «демократические преобразования» преломляются в общественном сознании через взаимоотношения между правящим режимом и так называемой «объединенной оппозицией». А поскольку другой оппозиции у нас нет, то невольно приходится судить о зрелости украинской  демократии по тому, что имеем.

Прошлая политическая неделя вновь сопровождалась информационным шумом вокруг лидера объединенной оппозиции Юлии Тимошенко. На этот раз шум подняли «верные» соратницы Тимошенко из числа образцовых оппозиционерок в лице Александры Кужель, Людмилы Денисовой и Татьяны Слюс. Две из трех женщин-депутатов окрашены в крымские цвета. Людмила Денисова именно Крыму обязана своим стремительным восхождением по политической карьерной лестнице, а Александра Кужель совсем недавно отбывала свою нардеповскую паузу в статусе депутата Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Практически всю прошлую неделю информационное поле Украины и не только было заполнено сводками с Качановского «фронта», где «героические» женщины-оппозиционерки совершали не менее «героический гражданский поступок, смысл которого свелся к эпатажной выходке в поддержку акции гражданского неповиновения  их «вождя» Юлии Тимошенко. На фоне острого дефицита в отечественном политикуме на действительно гражданские поступки, такая выходка лишь подчеркнула убожество такого рода акций «гражданского мужества».
Ничего кроме чувства общественного стыда подобные выходки вызвать не способны. Ну, нельзя же на полном серьезе обсуждать на общенациональном уровне то, как три народных депутата Украины забаррикадировались в тюремной ВИП-камере «вождя» украинской оппозиции Юлии Тимошенко с целью найти и «обнародовать» места, где «злочинна влада» установила скрытое видеонаблюдение за поведением знаменитой политической узницы. И уж тем более неприлично обсуждать на общенациональном уровне места интимного пользования, к коим  всегда относился, к примеру, туалет. Пусть и тюремный.
При этом женщины-оппозиционерки не постеснялись заявить на всю страну, что тюремные условия Тимошенко «в десять раз хуже, чем в камерах смертников». Такое тоже ничего кроме общественного стыда вызвать не способно. Тем более, что как раз на прошлой неделе по иронии судьбы на крымском сайте «Новый  регион» опубликовано интервью с известным в недавнем прошлом крымским политиком Александром Гресом.
Вот уже почти три года Александр Александрович философски переносит все тяготы отечественной тюремной жизни в ожидании окончательного судебного приговора. В подтверждение этого звучат его слова о том, что нельзя считать приличным, когда информационные агентства  пытаются навязать всей стране мысль о том, что Юлия Тимошенко и Юрий Луценко содержатся в «ужасных тюремных условиях». Ведь для абсолютного большинства справедливо и несправедливо осужденных подобные условия кажутся неземным раем. В нашей стране узников совести,  как правило, стерегут узники долга. Долга перед государством, которое в равной степени представляю власть и оппозиция.
А вот тюремный долг Юлии Владимировны, похоже, растет. Если, конечно, Генеральная прокуратура Украины доведет до логического конца доказательную базу причастности «вождя» украинской оппозиции Тимошенко к заказу на убийство народного депутата Щербаня. Во всяком случае, Генеральный прокурор Украины Пшонка заявил о том, что дело это практически завершено  и может передаваться дальше в соответствующие судебные инстанции.
То, что эти два информационных события состоялись на одной и той же неделе лишь подтверждает их непростую взаимосвязь. Поэтому политически тренированной украинской общественности вряд ли есть смысл зацикливаться на эпатажных выходках женщин-нардепов в поддержку акции гражданского неповиновения Тимошенко. Можно не сомневаться, что по мере раскручивания дела о причастности Юлии Владимировны к заказному убийству Евгения Щербаня, мы станем свидетелями еще не одной подобной выходки. Как со стороны  «героически» настроенных народных депутатов-оппозиционеров, так и со стороны самой «героини».
Все больше похоже на то, что в основе акций так называемого гражданского неповиновения Тимошенко лежит обыкновенная женская истерия по поводу той жизненной ситуации, в которую она попала по собственной инициативе. Ведь большие и быстрые деньги в нашей стране – самое дорогостоящее удовольствие. За которое рано или поздно надо платить. Поэтому так важно контролировать властные рычаги влияния на процессы личного обогащения.
Справедливости ради заметим, что это мы наблюдаем не только в нашей стране. Практически все политики на постсоветском пространстве  в первую очередь обеспокоены личным обогащением, которому они стараются подчинить все общепринятые закономерности государственного строительства. И хотя закон всегда справедлив, но всех посадить нельзя. Главное, чтобы соблюдалась очередь на «справедливую посадку». А это опять же можно регулировать лишь с помощью властных рычагов. Наверное, поэтому практически все постсоветские страны обустраиваются сверхдорогими коттеджами  и виллами за границей. А разговоры о ликвидации оффшоров остается лишь политической трескотней. Все, что мы имеем в этом плане, обусловлено алгоритмом распада СССР. И других веских причин здесь найти практически невозможно. Как бы кто ни старался.
Увы, но на таком фоне бессмысленного политического мелкотемья все позитивные сигналы действующей украинской власти как-то гаснут в бурных и мутных информационных потоках страны. Так, наверное, очень немногие обратили внимание на то, что Президент Украины достаточно резко раскритиковал  усилия правительства Николая Азарова за выполнение лишь на треть социально-экономических реформ. Фактически это означает признание провала предвыборных обещаний Партии регионов по «покращеню життя», о которых так часто и назойливо любил повторять Николай Азаров.
Ну что ж, надо признать, что Виктор Янукович совершил пусть и неприятный, но социально ответственный шаг. Тем самым он не побоялся взять на себя политическую ответственность за провалы сформированного им же правительства Азарова. Особенно это важно тогда, когда страна втягивается в сложный и непредсказуемый по своим жизненным показателям год. В конце концов, мы живем в обществе, которое приучено персонализировать государственную власть и таким образом списывать все свои жизненные неудачи на высшее должностное лицо в этом самом государстве. В данном случае на Виктора Януковича.
Эта историческая привычка уйдет из нашей жизни еще очень не скоро. Поэтому так важно, когда первое лицо в государстве не боится брать на себя персональную ответственность не только за достижения, но и за откровенные неудачи, связанные с деятельностью центральных и региональных властей. Не будем забывать, что мы живем в президентскоко-парламентской республике, где все надо начинать с Президента.
На таком общегосударственном фоне особое значение приобретают проблемы перераспределения властных полномочий между Центром и регионами. За все годы независимости Украины в этой сфере так и не удалось достичь оптимального соотношения. Государство по-прежнему стремится к максимальной централизации власти, а регионы не имеют ни  делегированных им полномочий, ни реальных возможностей для сопротивления этому процессу.
Поэтому 22-летний опыт становления Крымской автономии обретает некий особый смысл с привкусом определенной исключительности. Поэтому ежегодный День Автономной Республики Крым, который мы отмечаем 20 января каждого года, переживается как-то по-новому. Не стал исключением и нынешний День Республики. Пожалуй, его главной особенностью можно считать то, что он совпал с конституционным процессом разработки изменений в действующую Конституцию Украины. Хотя, точнее будет отметить – не действующую.
Практически целое десятилетие Украина жила не по Конституции, а по принципу политической целесообразности, который толковался в зависимости от того, кто на конкретный момент находился у власти. Естественно, что после такого издевательства над Основным Законом страны назрела объективная потребность в его перезагрузке. Для чего указом Президента Януковича создана Конституционная ассамблея во главе с первым  Президентом независимой Украины Кравчуком.
На протяжении многих лет со стороны Центра шло целенаправленное вымывание конституционных полномочий Крымской автономии. Базовым основанием к этому был и остается поныне устойчивый стереотип об автономии как главном источнике сепаратизма. Для многих политиков национал-патриотического спектра Крымская автономия является едва ли не смертельной угрозой для  существования унитарной модели Украинского государства. При этом справедливости ради отметим, что крымский политикум дал для этого немало совсем небеспочвенных оснований. Достаточно вспомнить авантюрный период попытки установления в Крыму президентской республики во главе с политическим аферистом Мешковым.
Сегодня для Автономной Республики Крым наступил момент политической ответственности, когда в процессе работы Конституционной ассамблеи, она должна отстоять свое  историческое право на собственную автономию. Либо согласиться на роль декоративной автономии представительского класса, куда нас упорно загоняет украинский политикум. Уже не говоря об обязательствах националистической партии «Свобода», о беспрекословном выполнении своих предвыборных обещаний, о ликвидации Крымской автономии как врага украинской государственности.
Поэтому так важно включиться в нынешний конституционный процесс как на уровне депутатского корпуса автономии, так и на уровне широкой крымской общественности. Что, собственно, и происходит сегодня. По инициативе Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова идет подготовка к депутатским слушаниям по данной проблеме. К проведению таких слушаний активно привлекаются известные крымские политологи и эксперты различных отраслей знаний и конституционного права. А также  активисты самых различных общественных организаций и движений.
Во всем этом процессе принципиально важно опереться на поддержку крымчан. И судя по регулярным и самым различным социологическим опросам, такая поддержка с их стороны существует поныне.  И существовала всегда на протяжении всего своей непростой новейшей истории. Несмотря на боль неоднократных разочарований, за 22 года поддержка автономии крымчанами не опускалась ниже 60 процентов. Поэтому неудивительно, что и накануне нынешнего Дня Республики более 60 процентов жителей автономии по-прежнему убеждены в том, что этот статус Крыму необходим и сейчас. А в Симферополе этот показатель равен 78 процентам. Все они верят, что автономный статус полуострова соответствует его историческим потребностям и способен вывести его на уровень новых возможностей развития.
Однако, чтобы подтвердить такой высокий уровень ожиданий крымчан, необходимо не только сохранить нынешние конституционные полномочия республики, но и значительно их нарастить. К примеру, нам очень необходимо право законодательной инициативы, что является обычной конституционной нормой в большинстве европейских автономий. И в Российской Федерации тоже. Разумеется, с учетом реальных возможностей их защиты на общенациональном уровне. А эти возможности определяются расстановкой политических сил, как в парламенте страны, так и в обществе. К великому сожалению, такая расстановка на сегодня не совсем благоприятна для реализации всех наших конституционных желаний. Хотя всё это, достаточно относительно. Во всяком случае, пока…
А сегодня необходимо, как говорится, качественно сделать свою работу и не выйти за рамки конституционного права. Есть уверенность, что мы на это способны.
А совет начинающему политику будет соответствовать духу нашего времени: не спешите стать тем, чем вас считает оппозиция.
 
Александр Форманчук