У тех, кто жаждет большего, не достает необходимого

«Любая политика всегда была и будет постоянным рассадником ненависти». Справедливость этих слов американского историка Генри Адамса особенно остро чувствуется даже при беглом знакомстве с украинской политикой. А уж тем более, когда сталкиваешься с ней каждый день. Понятие политической ненависти стало постоянным спутником нашей унылой действительности и оно словно метастазы все глубже разъедает общественное сознание. Прошлая неделя была в этом плане очень показательной. Практически не было ни одного события, которое бы опровергло такое утверждение.
И вновь главной фабрикой по производству политической ненависти на душу населения выступила так называемая объединённая украинская оппозиция. На этот раз ее чрезмерно возбудила Генеральная прокуратура Украины. Заявление ее главы Пшонки о причастности Тимошенко к заказу на убийство народного депутата Щербаня вызвало у оппозиционеров очередной приступ ненависти к правящему режиму Януковича, погасить который уже, похоже, не удастся вплоть до президентских выборов. При этом нетерпение оппозиции достигло такого уровня, что она не намерена ждать проведения этих выборов в конституционные сроки в 2015 году. Поэтому решила спровоцировать затяжной парламентский кризис.
Как всегда, подобные провокации сопровождаются непрерывной серией мелких гадостей, которые якобы направлены против «злочинои Влады». Никто при этом не задумывается всерьез о долгосрочных последствиях такой «гадостной» стратегии. На этот раз подобная стратегия была выстроена вокруг «законного» требования оппозиции о проведении внеочередной сессии Верховной Рады Украины с отчетом Генерального прокурора Украины по делу о причастности Тимошенко к заказному убийству Щербаня. Ждать до официального открытия сессии 5 февраля было бы, по мнению оппозиции, проявлением ее слабости. Как будто ускорение этой даты на неделю, способно подтвердить необычайную силу оппозиции.
Как и следовало ожидать, правящий режим Януковича на такую провокацию не повелся, и оппозиция уже в который раз сделала холостой выстрел. Продемонстрировав при этом внутреннюю организационную слабость и глубокие разногласия истинных целей в борьбе за «повалэння злочинного режиму». Что проявилось не только при сборе подписей с требованием внеочередной сессии парламента, но и с фактической явкой депутатов-оппозиционеров в сессионный зал.
После этого можно только предполагать, с чего начнется официальное открытие очередной сессии украинского парламента 5 февраля. Хотя ничего принципиально нового здесь оппозиция предъявить вряд ли удосужится. Весь арсенал ее борьбы за власть уже настолько известен и привычен, что выйти за его рамки не позволяет ни интеллект лидеров оппозиции, ни, тем более, «благородство» преследуемых целей. Мы уже как-то привыкли к тому, что каждый прожитый оппозицией день уникален своей бестолковостью.
И все же недопустимо недооценивать, а тем более игнорировать страсть оппозиции к нагнетанию в украинском сообществе атмосферы политической ненависти и нетерпимости к действующему правящему режиму. Увы, но даже, казалось бы, самая незначительная в этом плане мелочь ложится на благодатную почву не только истерзанного взаимной ненавистью отечественного политикума. Похоже, что уже никто и никому не намерен здесь уступать. Как говорят в таких случаях, до победного конца. Только никто не скажет где, когда и в чьих руках окажется этот конец. Каждая из враждующих сторон надеется, что именно в её руках. Хотя на самом деле победителей в войнах взаимной ненависти не бывает. И быть не может. Однако понимание этого, как правило, приходит слишком поздно.
Поэтому не стоит удивляться использованию в этом плане истории с болезнью Юрия Луценко. Вряд ли кто-то всерьез может усомниться в отсутствии гуманности лечащих врачей частной клиники, где была сделана операция знаменитому узнику. Тем более, что выбор клиники был за самим Луценко. Но как только врачи посчитали свое дело сделанным, и разрешили этапировать заключенного обратно в Менскую колонию, как тут же раздался многоголосый хор оппозиции о «нечеловеческой жестокости» правящего режима в отношении тяжело больного. Как раз перед этим жена экс-министра и народный депутат Украины Ирина Луценко заявила об отказе мужа написать прошение на имя Президента о помиловании. Отсюда якобы и вытекает естественное желание правящего режима «отомстить» гордому «политическому» заключенному. Все до боли знакомо.
Однако верхом проявления политического цинизма на прошлой неделе стало желание оппозиции вернуться к расследованию «подлинных причин» трагической гибели Евгения Кушнарева. О чем громогласно заявил один из оппозиционных лидеров Александр Турчинов. Этот иезуитский ход оппозиции нельзя истолковывать иначе как акт политической мести регионалам. Ведь политическая фигура Евгения Кушнарева и поныне остается в некоем роде культовой для многих членов Партии регионов. И ворошить тему его трагической гибели всегда достаточно болезненно.
Но эксплуатация темы громких политических убийств в годы независимости Украины не прошлой неделе получила еще одно знаковое продолжение. Наконец, суд вынес приговор генералу Пукачу, как главному исполнителю убийства журналиста Гонгадзе. Мученическую смерть Гиви, как известно, наши национал-патриоты давно превратили в политическую икону для нарождающейся украинской демократии, которая использует её в качестве политического проклятия действующей власти. Причем власти любых цветов и оттенков.
Поэтому не следует удивляться неоднозначности оценок отечественного политикума и журналистской братии по поводу приговора о пожизненном заключении Пукача. Во-первых, потому что время этого приговора выглядит отнюдь не случайным. А во-вторых, сама режиссура публичности приговора, вероятнее всего, не является случайной импровизацией. Особенно ответ подсудимого на вопрос согласен ли он с вынесенным приговором? «Соглашусь лишь тогда, когда увижу в этой клетке Кучму и Литвина». Ну, очень неоднозначная и многосмысловая фраза для текущего политического момента.
Такие убийства как убийство Гонгадзе, как правило, не раскрываются никогда. Хотя бы потому, что они являются удобным поводом для использования в определенной политической ситуации давления и шантажа в отношении важных и влиятельных политических фигур. Шантажа, как со стороны власти, так и непримиримой оппозиции. Это двусторонняя политическая игра в борьбе за перераспределение политического пространства. Именно с этим мы и сталкиваемся сегодня.
Похоже, что тема эксплуатации громких и резонансных убийств в период становлений украинской государственности и первичного накопления национального капитала в ближайшие несколько лет может стать едва ли не главным политическим ресурсом перераспределения власти и собственности. Это та самая историческая закономерность, которую нельзя ни обойти, ни проигнорировать, ни, тем более, искусственно подтолкнуть или замедлить. Она проявляет себя лишь по мере созревания соответствующей ситуации и возникновения нужных политических условий. Как раз это мы и наблюдаем сегодня. Хотя роль посторонних наблюдателей здесь вряд ли уместна. Ведь результат этого политического действа в той или иной степени коснется практически каждого из нас. Независимо от того, желаем мы этого или нет.
Скорее всего, именно в эту логику вписывается внезапный отъезд Президента Януковича из Давоса. Отъезд, которым он проигнорировал традиционный украинский обед для мировой тусовки, который устраивает миллиардер Виктор Пинчук. Который, как известно, по «странному совпадению» совмещает обязанности зятя Леонида Кучмы. Также почтившего своим вниманием Давосский форум. Поэтому демарш Президента Украины можно трактовать как определенный сигнал для этих вполне понятливых и влиятельных персон. А вот насколько они окажутся понятливыми, мы узнаем позже. Во всяком случае, пока что Леонид Кучма считает осуждение Юлии Тимошенко необоснованным. О чем он уже не впервые публично заявил по возвращении из Давоса. Причем в интервью российской информационной программе «Вести».
В то время как Валерий Хорошковский уже показал всем украинским олигархам пример для достойного подражания. После демонстративного и якобы «добровольного» ухода с поста первого вице-премьера Правительства он сначала закрыл на своем телеканале «Интер» теле-шоу «Большая политика» со скандальным Евгением Киселевым. Создавалось впечатление, что эта программа специально существовала для поливания грязью России и Владимира Путина в первую очередь. В этом качестве она стала настоящим рассадником ненависти к нынешней России.
А на прошлой неделе Валерий Хорошковский продал «Интер» Дмитрию Фирташу. Продал по «скромной» цене в 2,5 миллиарда американских долларов. Что является событием чрезвычайной важности и с далеко идущими последствиями. И дело здесь вовсе не в цене, которая лишь подчеркивает важность сделки. Ведь переформатирование политического пространства Украины невозможно без передела информационного поля страны. Эти два процесса настолько взаимоувязаны, что имеют первостепенное значение при подготовке к президентским выборам 2015 года. Нет сомнения, что эти процессы вступают сегодня в свою активную фазу. И нас ждут в этом плане много интересных новостей.
А пока что политический сюжет в Украине закручивается так лихо и с такими головоломками, что никто не в состоянии точно предсказать его развязку. Самое неприятное здесь, пожалуй, заключается в том, что даже при 100-процентной доказательной базе со стороны Генеральной прокуратуры страны по делу причастности Тимошенко к заказу на убийство Щербаня, значительная часть украинского сообщества в это уже не поверит. Ни при каких обстоятельствах. И это самое неприятное касается не только действующего правящего режима Януковича, но также государства и общества в целом.
Перманентная гражданская война украинских политических элит на взаимное уничтожение породила чрезмерный правовой нигилизм и неверие в справедливость как таковую у подавляющей части населения страны. В результате возник политико-правовой парадокс зависимости власти от критически низкого уровня доверия людей к государственным и судебным институтам. За двадцать с лишним лет непрерывного использования этих институтов в целях борьбы за власть и личного обогащения общество их так возненавидело, что понадобится немало времени и усилий, чтобы возродить к ним хотя бы более или менее приличный уровень доверия.
Если это возможно в принципе. Ведь каждый, кто за годы независимости Украины успел побывать в органах власти, включая судебную, не один раз нарушал законы и поступал в соответствии с пресловутым принципом политической целесообразности, который чаще всего сводился к банальной личной выгоде. Поэтому при желании сегодня можно предъявить судебные претензии практически ко всем политикам и носителям властного мундира. Тут важен принцип политической воли и последовательности тех, кто отважится на ломку такой сложившейся отечественной традиции. Традиции под названием коррупция.
А ломать придется, если мы хотим сохранить историческую перспективу дальнейшего становления украинской государственности. Хотя всё чаще и чаще кажется, что количество желающих такой перспективы имеет устойчивую тенденцию к понижению. Тотальное недоверие к государственным институтам, в конце концов, блокирует любую инициативу действующей власти по преодолению сложившейся в стране общественно-политической и социально-экономической критической ситуации.
Еще, как говорится, не высохли чернила под соглашением о разработке в Украине месторождений сланцевого газа голландско-британской корпорацией «Шелл», как наша доблестная оппозиция в лице национал-патриотов из «Свободы» уже успела подвергнуть это нещадной критике. К которой присоединились их извечные враги из Компартии Украины. Две крайности, как известно, всегда сходятся.
И это происходит в тот момент когда «Газпром» предъявил «Нафтогазу Украины» счет на 7 миллиардов американских долларов за недобор российского газа в 2012 году. Хотя высокие правительственные чиновники в Украине отрицают наличие такого счета. Между тем Николай Азаров посетовал на то, что Россия такими действиями отбирает месячную пенсию украинских пенсионеров. Хочется верить, что Премьер Украины сделал такое заявление непреднамеренно. В противном случае это тоже следует расценить как нагнетание ненависти к России. При чем здесь пенсионеры, когда на газовой теме баснословно разбогатели десятки отечественных олигархов. А теперь крайними для российского руководства пытаются выставить пенсионеров. Опасный крен.
Таким образом, прошедшая неделя принесла нам много тем, анализ которых заставляет всерьез задуматься о сложном переплетении случайностей и закономерностей в отечественной политике. Нам остается лишь надеяться, что нынешняя власть в стране окажется способной руководствоваться в своих действиях закономерностями государственного строительства и общественного развития. К счастью, на крымском уровне так и происходит. Хотя зависимость развития украинских регионов от Центра все больше растет, что чревато потерей здесь стабильности. Не дай Бог!
А совет начинающему политику мы предлагаем такой: используйте обстоятельства по обстоятельствам.
 
Александр Форманчук