МИТРОПОЛИТ ЛАЗАРЬ: о вечной жизни, любимой притче и экзорцизме

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в эксклюзивном интервью рассказал о том, что побудило его стать священником, о возможных причинах духовного охлаждения людей к молитвам и несоблюдения ими заповедей Божьих. Владыка отметил, что вопрос выбора жизненного пути для него никогда не стоял, — еще в детстве он знал, что посвятит свою жизнь служению Богу. Ведь не зря говорят, что с верой нет ничего невозможного.  Правящий Архиерей также высказал свое мнение относительно совершения обряда изгнания злых духов и о строительстве Александро-Невского кафедрального собора.

ТО, ЧТО ВРУЧЕНО СВЯЩЕННИКУ, МОЖЕТ ДАРОВАТЬ ТОЛЬКО БОГ

– Ваше Высокопреосвященство, что Вас сподвигло принять священнический сан и кто является Вашим духовным наставником?
– В первую очередь, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что я вырос в христианской семье, мои родители часто посещали храм Божий и брали меня с собой, они преподали мне христианское воспитание. «То, что вручено священнику, может даровать только Бог, и чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать» – говорит святитель Иоанн Златоуст. К этой благодати стремилось мое сердце. Своим духовным наставником я считаю ныне уже покойного Высокопреосвященнейшего Бориса, Митрополита Херсонского и Одесского.

 Правящий Архиерей совершает Божественную литургию

– Расскажите свою любимую библейскую притчу и псалом.
– «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:39) – так заповедует нам делать Спаситель, это одна из важнейших заповедей христианства. О такой любви повествует одна из моих любимых Библейских притч – притча о милосердном самарянине. Любимым псалмом является известный 50-й псалом «Помилуй мя, Боже…», раскрывающий нам суть истинного покаяния и бездну Божьей милости к кающемуся грешнику.

БЕЗ ХРИСТИАНСТВА НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОЕНИЕ ДОБРОГО БУДУЩЕГО

– Сколько человек насчитывает Ваша паства?
– После выделения из состава Симферопольской и Крымской епархии еще двух епархий Украинской Православной Церкви, согласно данным статистики Крыма по состоянию на 1 декабря 2012 года, на нашей канонической территории проживает немногим более полутора миллионов человек. Значительная часть из них – православные верующие.

Миряне, пришедшие на богослужение

– Родители охотно отдают своих детей в крымские воскресные школы?
– Сразу скажу, что для результативности деятельности воскресных школ в нашей епархии еще предстоит многое сделать. Проблем здесь достаточно много – это и материальное, и кадровое обеспечение. Несомненно, однако, что наши прихожане понимают, что без христианства невозможно построение какого-либо доброго будущего, поэтому отдают своих детей в воскресные школы, где они могут общаться со своими православными сверстниками.

– В чем специфика и особенность работы подобных школ?
– Воскресные школы активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых Симферопольской и Крымской епархией, благочиниями и приходами. Для учащихся организовываются паломнические поездки, конкурсы, праздники, выезды на природу. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию и изучению истории родной земли. Ребята участвуют в литургиях, крестных ходах. Богу содействующу, в нашей епархии несколько лет эффективно действует Братство православных разведчиков следопытов (БПРС), объединяющее в своих рядах более 200 детей и взрослых, из них 12 руководителей-воспитателей. Работа организации призвана обеспечить духовное, душевное и телесное воспитание детей. Отряды православных разведчиков следопытов созданы в Севастополе, Симферополе и Евпатории. Большая польза имеется также от того, что в наших общеобразовательных школах уже не первый год факультативно преподается «Основы православной культуры Крыма».

ЧТОБЫ СПАСТИСЬ, НУЖНО ПОНУЖДАТЬ СЕБЯ К ДОБРУ

– Каковы причины неверия, охлаждения к молитве и духовной жизни, особенно у современных христиан?
– Причин очень много и они бывают разные. Одна из них – это человеческая суета. Не важно, что является побудителем этой суеты: у кого-то «болит голова», кто-то заботится о материальном достатке или томится мечтами, которые не имеют никакого отношения к реальной жизни. Помимо суеты причиной духовного охлаждения, конечно же, являются человеческие страсти. Если мы живем праведно, то и сердце наше исполнено молитвой, и, наоборот, жизнь греховная отдаляет от нас Бога, а значит и от молитвословия. Умножение греха и беззакония – это главная причина настроений в нашей жизни. Греховные страсти крепко заседают в нас и лишают свободы воли. А молитва, которая является основой духовной жизни христианина, это прежде всего подвиг, который требует определенных усилий и усердия в исполнении. Ничего в жизни просто так, без всякого старания не дается. Священное Писание говорит нам: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают е» (Мф. 11:12), – иными словами для того чтобы спастись необходимо приложить усилия, постоянно понуждать себя к добру. Поэтому не нужно удивляться, когда не получается молиться, совершать добрые дела, не грешить. Главное все же – постепенно приучаться к молитве, к доброму деланию, а все остальное с Божией помощью приложится.

– В сознании многих пост ассоциируется с диетой. Какие разъяснения Вы могли бы дать по этому вопросу?
– Во-первых, пост – это не диета. Относиться к посту также как и к диете является грехом. Пост – это подвиг, который христианин совершает, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, чтобы самоотверженно следовать воле Божией. Этот подвиг состоит главным образом в воздержании, которое нужно для восстановления утраченного равновесия между телом и душой. Воздержание не только от определенной пищи. Во-вторых, пост телесный непременно требует и поста духовного. В первую очередь – это избавление от греха. Интересна также древняя церковная традиция раздавать средства, сэкономленные на покупке продуктов во время поста, на дела милостыни. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами...». Вот в чем заключается истинный пост.

СВЯЩЕННИКИ ЕПАРХИИ ЧИН ИЗГНАНИЯ ЗЛЫХ ДУХОВ НЕ ПРОВОДЯТ

– Как вы относитесь к сеансам экзорцизма? Проводили ли нечто подобное крымские священники?
– Необходимо отметить, что отчитка или, правильнее, чин изгнания злых духов, со­вершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В древней Церкви экзорцизм имел место в силу особых духовных дарований, ниспосылаемых ей в тот период, однако уже в «Постановлениях апостольских» (III в.) запре­щается поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорас­положения и благодати Божией через Христа, наитием Свя­того Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В наши дни совершать чин изгнания злых духов можно только по благословению Правящего Архиерея и только монашествующие священники, проживающие в обителях (монастырях), имеющих духовные традиции и опыт совершения подобного чина.  В Симферопольской и Крымской епархии такой чин священниками не совершается.

– Для Крыма актуален вопрос, когда родители принадлежат к различным конфессиям. Рано или поздно ребенок столкнется с разницей во взглядах членов семьи. Как предотвратить возможные семейные конфликты на религиозной почве?
– Предлагаю Вам обратиться к Социальной концепции Русской Православной Церкви (одному из основополагающих церковных документов): «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения». Упомянутый документ также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)».
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве.

ЦЕРКВИ ВСЕГДА СТРОИЛИСЬ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Кафедральный собор Александра Невского возводят на протяжении последних 10 лет. Сегодня в нижнем храме собора уже проводятся постоянные богослужения

– Почему продолжается процесс дробления Симферопольской и Крымской епархии? Сначала появилась Джанкойская и Раздольненская, теперь Феодосийская и Керченская епархии?
– В первую очередь, общецерковная тенденция, основной целью которой является обеспечение Правящим Архиереем удобства управления своими епархиями через возможность непосредственного знакомства с жизнью каждого из приходов и регулярное посещение храмов на территории, вверенной епископу епархии. Как сказал в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Архиерей — это не просто администратор, которому нужно приобрести дополнительные навыки управления большим количеством приходов. Епископ — в первую очередь пастырь, который должен звать овец своих по имени, полагать душу свою за каждого клирика и мирянина каждого прихода вверенной ему епархии. Каждое чадо Церкви должно иметь возможность постоянного пастырского окормления, каждому человеку необходимо возвестить евангельские истины, каждый христианин призван участвовать в Святейшем Таинстве Евхаристии».

– С чем связано затягивание строительства Собора Александра Невского?
– Церкви всегда строились и строятся на пожертвования. К сожалению, еще далеко не все прихожане храмов Симферопольской и Крымской епархии приняли участие в деле воссоздания Свято-Александро-Невского кафедрального собора. Строительство затянулось из-за финансовых трудностей, тем не менее, в скором времени завершится позолота соборных куполов, облицовка гранитом нижнего храма и установка в нем иконостаса. Конечно, впереди еще многочисленные отделочные работы и роспись, но уже сейчас в воскресные и праздничные дни в Александро-Невском соборе совершаются богослужения. Каждый желающий может приобрести в храмах Симферопольской и Крымской епархии специальные «кирпичики» и внести свою посильную лепту в дело воссоздания жемчужины Крымского полуострова.

Виктор Лященко