Парламентский кризис как самоубийство смыслов

«Демократия спотыкается на каждом шагу по дороге к правильным решениям, вместо того, чтобы прямо и без запинок идти в тупик». Такая характеристика демократии известным американским литератором Лоренсом Питером лучше всего иллюстрирует события прошлой политической недели в Украине.
Парламентское противостояние достигло своего полного абсурда и породило целую серию самоубийств смыслов становления украинской государственности и демократии. С каждым прожитым днем миллионы жителей страны убеждаются в политической несостоятельности тех, за кого они голосовали на недавних парламентских выборах строить социально ответственное государство в интересах его граждан. Уровень взаимной ненависти и неприязни друг к другу власти и оппозиции убивает остатки надежды и веры в то, что Украина вообще способна стать органической частью цивилизованного мира.
При этом поведение представителей доблестной объединенной оппозиции требует серьезного медицинского диагноза на предмет политической шизофрении. Иначе чем можно объяснить, а тем более оправдать заявления народного депутата Украины и адвоката Юлии Тимошенко Александра Власенко о том, что сотрудники СБУ устроили за ним слежку в маскарадных костюмах медведей. А в день предполагаемого этапирования знаменитой узницы Качановской колонии в Киев для участия в суде ее сторонники вырядились в такие же костюмы медведей. Подтверждая, тем самым, что политическая шизофрения приобрела в Украине характер эпидемии. Жаль только, что вакцины против такой эпидемии в стране нет.
К этому надо добавить пятничные сеансы шизофренического зомбирования миллионов телезрителей в исполнении одних и тех же оппозиционных народных депутатов на ток-шоу Савика Шустера и Анны Безулык. Ситуация странным образом напоминает знаменитые телевизионные сеансы чудодейственного «исцеления» телезрителей Чумаком и Кашпировским в канун распада СССР. Хотя с точки зрения цикличности исторических процессов на постсоветском пространстве ничего странного в этом нет.
Агрессивность телевизионной риторики оппозиционеров полностью исключила возможность какой-либо дискуссии о выходе из нынешней патовой ситуации парламентского кризиса. Дело дошло до того, что оппозиция напрочь отмела все аргументы ее идейного российского «родственника» Бориса Немцова о необходимости пока не поздно создать международный газотранспортный консорциум с участием России. Впервые за многие годы Немцов стал неугоден украинским оппозиционерам. Похоже, что ненависть нашей отечественной оппозиции к путинской России способна полностью заблокировать политику здравого смысла в отношениях наших двух стран.
Впрочем, она не принимает и любые другие сигналы, которые подают трезво мыслящие политики и аналитики из Европы по поводу нормализации отношений с Россией. При этом нельзя обратить внимания и на то, что неуступчивость Президента Украины Януковича в переговорах с российским руководством по газовой проблеме и вступлении Украины в Таможенный союз отнюдь не укрепила к нему доверие оппозиции и не подтолкнула ее к конструктивному сотрудничеству хотя бы во внешнеполитической сфере.
Природа взаимной ненависти и неприятия власти и оппозиции возникла не сегодня и кроется в противоречиях криминально-олигархической модели отечественной экономики, возникшей на руинах административно-командной экономики советского типа. На определенном этапе трансформации советского наследия такая модель была неизбежна. По идее она должна была сыграть роль эффективного транзита на пути к подлинно рыночной экономике либерального толка.
Однако в силу жесткого сращивания постсоветской отечественной олигархии с неокрепшим украинским государством этот транзит неоправданно затянулся и превратился в главный тормоз дальнейшего становления Украины в качестве суверенного независимого государства. Независимого, прежде всего, от корпоративных интересов конкурирующих между собой олигархических кланов. Украинское государство превратилось в заложника собственной олигархии, которая не намерена поступаться собственными интересами в пользу всего общества, а не отдельных его сегментов. Криминально-олигархическая модель современного государства полностью себя исчерпала и породила непримиримый конфликт обслуживавших ее политических элит.
В результате у нас сформировалась политическая несовершенная политическая система, живущая по принципу: клан кланом вышибают. Власть и оппозиция как раз и представляют собой интересы ведущих кланов страны. По сути дела это две стороны одной олигархической медали. Ярким примером этого является баснословно дорогой предвыборный проект Натальи Королевской «Украина вперед!», профинансированный Ринатом Ахметовым. Несмотря на его громкий и скандальный провал, Королевская вошла по квоте Ахметова в Правительство Азарова и словно в насмешку возглавила министерство социальной политики.
Похоже, что Президент Янукович понимает назревшую необходимость трансформации олигархической экономики в нечто более справедливое для государства и общества. Однако любая его попытка перераспределить влияние олигархических кланов на формирование финансовых потоков тут же натыкается на их жесткое сопротивление и чревато для него отстранением от власти. Причем в подконтрольных олигархам средствах массовой информации все это подается под соусом укрепления так называемого собственного президентского семейного олигархического клана, который формируется путем властного отбора части активов «старых» олигархов, приведших в своё время Виктора Януковича на властный олимп.
Как бы там ни было, но без опоры на подконтрольную Президенту Януковичу мощную финансово-промышленную группу рассчитывать на победу на президентских выборах 2015 года было бы просто наивно. Поэтому он все равно будет вынужден продолжить линию переподчинения отечественных олигархов президентскому курсу на трансформацию сложившейся экономической модели с целью недопущения её окончательного краха. В противном случае это равнозначно краху, как самих олигархов, так и государства в целом. Причем крах может произойти только насильственным способом.
Ведь не следует забывать, что в распоряжении нынешнего правящего режима практически нет свободных ресурсов для выполнения своих социальных обязательств перед гражданами. В любом случае хотя бы часть таких ресурсов придется позаимствовать у тех же «родных» олигархов. А это процесс не только болезненный, но и крайне опасный. И не только для Президента и его команды, но и для страны и общества тоже.
Если ко всему сказанному добавить внешние риски для выбора Украины своего места в стремительно меняющемся глобальном мире, то станет более понятной степень критичности сложившейся внутренней и внешней ситуации, как в Украине, так и вокруг Украины. Причем внешние условия в ближайшие годы будут иметь для Украины решающее значение. О чем нужен отдельный разговор.
Как раз именно это все хорошо понимает так называемая объединенная оппозиция. Но вместо того, чтобы вместе с правящим режимом искать консолидированное решение по выводу страны из сложившейся тупиковой ситуации, она изо всех сил старается добить Президента и его команду с целью завоевания власти. В основе такой страсти оппозиционной борьбы лежат все те же кланово-олигархические интересы. Только несколько другого политического спектра.
Ситуация на самом деле патовая. Ни у одной из противоборствующих сторон нет и не может быть на настоящий момент решающего перевеса депутатских мандатов. Центр противостояния все больше смещается из сессионного зала Верховной Рады в медийное пространство. Да и события в Верховной Раде также не случайно максимально раскручиваются в средствах массовой информации. Здесь оппозиция как раз имеет определенное преимущество перед регионалами, поскольку по своей природе журналисты всегда склонны раскачивать лодку. Даже если она переполнена и рискует пойти на дно вместе со всеми.
Объединенная оппозиция ведет сегодня себя как голодная волчья стая, почуявшая неуверенность и страх перед возможной катастрофой правящего режима. Она готова этот режим загрызть, абсолютно не думая о последствиях не только и не столько даже для страны и общества, сколько для себя самой любимой. Уже в ближайшие месяцы мы вправе ожидать того, что парламентские страсти выплеснутся на улицы украинских больших и малых городов, где озлобленная длительным социальным унижением толпа будет готова крушить всё без политического разбора направо и налево.
При таком развитии ситуации временное преимущество получит националистическая партия «Свобода», для которой уличные методы борьбы за власть являются привычными и естественными. Что и показала их выходка в прошедшие выходные в городе Ахтырка Сумской области, где свободовцы во главе с народным депутатом Игорем Мирошниченко варварским способом пытались демонтировать памятник Ленину. Сумы не лучший регион для такого националистического шабаша. Да еще и на границе с Россией. Вряд ли это можно считать случайным стечением обстоятельств. Так же как нельзя считать случайным очередной всплеск страстного желания «Свободы» ликвидировать Крымскую автономию, что она активно продемонстрировала на прошедшей неделе.
Определенный политический выигрыш в подобной ситуации на какое-то время может получить и «Удар» Виталия Кличко. Что и толкает его политическую силу к радикализации украинского политического пространства. Здесь тоже, прежде всего, думают о ближайшей политической выгоде, которую можно получить на выборах мэра Киева и нарастить свое представительство в Верховной Раде Украины в случае досрочных парламентских выборов. А там и недалеко до президентского пояса, как самой заветной политической мечты знаменитого боксера. Ведь мечты постепенно стареют и превращаются в желания.
Такой политический расклад сильно возбуждает оппозицию, подталкивая ее к эскалации напряженности в государстве и обществе. Это все больше смахивает на соревнование между Яценюком, Кличко и Тягнибоком за более выгодную беговую дорожку на старте будущей президентской избирательной кампании. Которые в этом соревновании к тому же активно соревнуются в эксплуатации ситуации с Тимошенко.
Но особенно возбуждают оппозицию объективные и субъективные слабости правящего режима Януковича. Оппозиционеры почему-то решили, что эти слабости настолько глубоки и масштабны, что можно ускорить банкротство Партии регионов и правящего режима в целом. В этой переоценке силы оппозиции и слабости действующей власти как раз и кроется самая большая опасность для дальнейшего развития общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране. Подобная переоценка скорее свидетельствует о слабости самой оппозиции, выражающейся в ее неадекватной реакции на происходящее в стране и неспособности мобилизовать общество в нужном направлении.
У властного режима всегда есть преимущество перед оппозицией в выборе времени и места проведения нужного ее политического маневра в целях переформатирования политического пространства в выгодном для себя направлении. В этом смысле правящий режим Януковича пока еще не использовал в полном объеме свой шанс и имеющиеся в его распоряжении ресурсы. С одной стороны это можно при желании рассматривать как проявление определенной слабости, а с другой – может означать, что еще не наступил подходящий момент для решающего маневра власти.
Заявление на уровне Чечетова и Олейника о готовности Партии регионов идти на досрочные парламентские выборы на условиях проведения их на 100-процентной мажоритарной основе пока что выглядит не более чем запугиванием оппозиции и демонстрацией собственной уверенности в своих силах. Однако может случиться так, что этот вариант станет единственно возможным выходом из сложившейся ситуации. Но в таком случае это будет непредсказуемая политическая лотерея для всех нынешних актеров на украинской сцене. Хотя и здесь шансы регионалов будут более предпочтительными, нежели у оппозиционеров.
Самое мерзкое в алгоритме этих рассуждений, пожалуй, является то, что заложником всех необузданных здравым смыслом политических амбиций оказывается тот, кого принято громко именовать народом. Как тут не вспомнить слова французского драматурга Робера де Флера: демократия – это имя, которое дают народу, когда нуждаются в нем. Только в условиях украинской действительности нужна одна существенная поправка: наши политики манипулируют не народом, а населением. Высокий смысл Народа как политической нации и носителя государственности у нас так и не состоялся. Вернее, благодаря отечественному политикуму произошло самоубийство этого смысла, как и многих других.
А население, к великому сожалению, на сегодня состоит в основном из недовольных жизнью индивидуумов со скрытой пока внутренней агрессией. Хотя статистика говорит о том, что эта агрессия стремительно вырывается наружу. Если, конечно, судить по шокирующей цифре умышленных убийств совершенных в январе нынешнего года – 5270. Против 240 за январь прошлого года. Просто не верится и хочется найти опровержение этому убийственному приговору в адрес государства. Аналогичным образом выглядит статистика по кражам, грабежам и разбойным нападениям. Не хочется даже приводить цифры, чтобы не вводить читателя в уныние.
При желании можно не связывать эту статистику с политикой. Хотя еще Аристотель подчеркивал, что человек - политическое животное. Неужели через столько столетий именно нам выпала «честь» подтвердить правомерность и вечность этой истины древнего мудреца? Если так, то тогда придется согласиться с утверждениями украинских националистов об особой исторической миссии Украины.
В который раз заканчиваю свой аналитический обзор утверждением, что единственным и самым надежным спасением Украины от надвигающегося хаоса и катастрофы была и остается стабильность ее территорий. И Крым в этом плане играет едва ли не ключевую роль. Ведь политическая дестабилизация на солнечном полуострове по нынешним временам способна вызвать эффект «домино» по всей стране. Поэтому так важно сохранить здесь достигнутый в последние годы уровень политической стабильности и гражданского мира.
Несмотря на дестабилизацию в столице, откуда всегда начинаются революции, перевороты и войны, в Крыму не только не пошатнулись основы региональной стабильности, но даже получили положительный импульс к их закреплению. Так многолетний рупор крымской оппозиции, формировавшейся вокруг телерадиокомпании «Черноморская» политически обанкротился по вине ее собственника и лидера местной «Батькивщины» Андрея Сенченко и его политического компаньона Людмилы Денисовой. Самым большим унижением для них стало обращение за помощью обманутых и брошенных на произвол судьбы сотрудников «Черноморки» к заклятому врагу оппозиции, лидеру крымских регионалов Анатолию Могилеву. Анатолий Владимирович продемонстрировал, что может быть толерантным и внимательным к чужим бедам,
Невзирая на потоки вылитой в эфире «Черноморки» грязи на него лично и возглавляемую им республиканскую организацию Партии регионов. Чего стоят, к примеру, в этом плане едкие комментарии Владимира Андронаки. Не будет ничего удивительного, если едкий талант тележурналиста Андронаки в ближайшее время обернется против тех же Сенченко и Денисовой. Ведь еще известный американский писатель Роберт Сильвестр метко подметил: журналистика – профессия почти столь же древняя, как … словом, это вторая древнейшая профессия.
Еще одним резонансным скандалом, связанным с именем известного крымского оппозиционера Сергея Куницына от партии «Удар», стала ситуация вокруг футбольной команды «Таврия». В крымской истории «Таврия» уже давно успела занять свое почетное место и стала настоящим достоянием республики. И то унизительное положение, в котором она оказалась в последние два года, также потребовало вмешательства премьера автономии Анатолия Могилева. Увы, но, очень похоже, что уже никто кроме него не в состоянии сохранить доброе имя десятков, если не сотен футболистов и тренеров, принёсших «Таврии» славу и признание далеко за пределами полуострова.
Единственный выход из сложившейся в команде кризисной ситуации заключается в полном обнулении нынешнего руководства клуба и привлечение эффективного менеджмента к разрешению накопившихся здесь противоречий. Единственной авторитетной личностью, способной подвигнуть на такой шаг собственника команды Дмитрия Фирташа, является на сегодня Анатолий Могилев. При условии, разумеется, если он вникнет в ситуацию и возьмётся ее разрулить. Похоже, что он на это согласен. Искренне пожелаем Анатолию Владимировичу удачи в этом запутанном и неоправданно затянувшемся конфликте интересов владельца и руководства «Таврии». Без преувеличения этого ждут все крымчане. Это и есть подлинная политика. В отличие от того, что демонстрирует нам оппозиция.
А совет начинающему политику будет в традициях оппозиции: не обещайте ничего такого, чего бы вы не смогли бы снова пообещать год спустя.
 
Александр Форманчук