НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА: о ликвидации КРИППО, частных школах и залоге успешной карьеры

С ноября прошлого года пост министра образования и науки, молодежи и спорта АРК занимает Наталья Гончарова, сменившая на этой должности Виталину Дзоз. В интервью Крымскому информационному агентству министр рассказала, насколько важна самоорганизация и внутренняя ответственность, сколько времени современные родители уделяют своим детям, почему растет популярность ПТУ и чем учителей привлекают в сельские школы. 

КРИППО ОДНОЗНАЧНО СОХРАНИТ ФУНКЦИЮ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

– Совет министров АРК принял решение о ликвидации Крымского республиканского института последипломного педагогического образования и создании на его базе Центра последипломного педагогического образования. С чем связано это решение?
– 12 февраля Совет министров АРК принял такое решение. Я абсолютно уверена, что решение в плане правового поля принято правильно. Данный институт – это учреждение, которое обязательно должно быть, но в том формате, который сложился на сегодняшний день, это неправильно. Это и раздутый штат, и функции, которые не должны быть возложены на данное учебное заведение. Сегодня у нас достаточное количество достойных вузов, которые могут дать второе высшее образование, а это не главная функция КРИППО.

– Где теперь будут обучать учителей?
– Главная функция КРИППО – это повышение квалификации учителя. Эту функцию мы должны обеспечить бесплатно, и она будет однозначно сохранена. На мой взгляд, не столь важно, как будет называться это учреждение – институт, академия, университет или центр, который мы и хотим создать. Главное, чтобы в этом учреждении учитель перед аттестацией прошел очень качественные, новые курсы повышения квалификации. Создав данный центр, оптимизировав тем самым систему, мы не утратим возможности оказывать эту услугу, мы сделаем ее более качественной. Та экономия, которая образуется, даст возможность привлекать к этим курсам ведущих учителей не только Крыма, но и всей Украины. Мы сможем изучить методики и технологии преподавания в Симферополе, других регионах Крыма и даже Украины. Хочу отметить, что мы не просто ликвидируем – у нас в одном документе и ликвидация, и создание. Поэтому никакой пропасти нет. Мы уверены в том, что делаем.

– Сотрудники КРИППО заявляют о том, что их не предупредили о ликвидации.
– Во вторник Совет министров только спросил согласия у Верховной Рады АРК. И только депутаты Верховной Рады Крыма, которые создавали данный вуз, могут дать решение. Только после согласия или несогласия депутатов начнется точка отсчета о предупреждении сотрудников и работе с ними. Нет такого, что после сессии Верховной Рады закроются двери и все выйдут на улицы. Ни в коем случае. Более того, в этом центре будут работать люди, которых мы не на улице найдем. Естественно, что большая часть работников КРИППО – это и есть ведущие методисты, люди, которые сопровождали, сопровождают и будут сопровождать методическую работу нашего министерства и оказывать услуги по повышению квалификации для всех учителей Крыма.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ, ПТУ И ВУЗАХ

– Какие основные проблемы Вы видите в своей отрасли? Какие из них под силу решить на крымском уровне?
– Советская школа показала всему миру качественное общее среднее образование. Сегодня над этим работаем мы. Жизнь идет вперед, образование требует материально-технической базы, оснащения учебно-воспитательного процесса. Наша главная цель и задача – это повышение качества образования, причем во всех учебных заведениях: школах, ПТУ, вузах. Если говорить о профессионально-техническом образовании, то это уже не тот профтех, что был пять лет назад. Правильно построенная программа и пропаганда рабочей профессии дают нам два основных результата. Сегодня в ПТУ идут не только, как раньше было, дети из неблагополучных семей и семей, которые не могут дать высшее образование. Люди идут осознанно, желая работать руками, творить и получать рабочую профессию, которая будет кормить их, семью, позволит чувствовать себя независимыми в обществе.

– Как обстоит ситуация с учителями в Крыму? Чем привлекаете молодых учителей в села?
– На сегодняшний день нельзя сказать, что есть большое количество вакансий. Кадровый потенциал учительства в полной мере отвечает спросу, который есть в Крыму. Конечно, в селе сейчас жить сложнее, так что жить сложнее и сельским учителям. В некоторых регионах есть недостаток социальных педагогов, но пункты программы повышения престижа труда учителя, направленные на поддержку молодежи, которая идет работать в сельские школы, также есть. Это компенсация платы за арендованное жилье, компенсации подвоза к месту работы. Большое внимание уделяем сельским учителям, привлекаем их к участию в таких популярных конкурсах, как «Учитель года», «Мастер года». Так сложилось, что всегда победителями были городские учителя. Сегодня, если мы посмотрим на предварительные итоги «Учителя года-2013», здесь достаточное количество учителей из районов и сел.

– В конце прошлого года Вы заявляли о том, что в некоторых районах Крыма учителя не получают зарплату. Удалось ли решить этот вопрос?
– Та проблема, которая была озвучена в декабре, это не задолженность. Конечная дата выплаты зарплаты – это 7 число следующего месяца, но, конечно, мы понимаем, что хотелось бы получить в полном объеме деньги перед новым годом. Была не выплачена часть зарплаты в Симферопольском и Черноморском районах, но к 7 января все деньги были выплачены. На сегодняшний день задолженности по зарплате в Крыму нет. Была задолженность по одному дошкольному учебному заведения Далековского сельсовета Черноморского района. 15 февраля 21 тыс. грн. выплачено.  
 
– В последнее время в Симферополе стали появляться частные школы. Что можно сказать об их качестве образования?
– Открытие любой частной школы на территории Крыма должно соответствовать стандарту, который прописан государственными программами. У министерства есть все полномочия, ведь мы предоставляем лицензию на оказание образовательных услуг. Перед тем, как школа получит лицензию, на место отправляется комиссия, изучает все условия, от кадрового потенциала до гигиенических норм. Затем собирается  региональный экспертный совет, в который входит 21 человек, а это люди не только из образования, но и представители Минздрава, МЧС, общественных организаций. И только потом мы выносим решение о том, может иметь место такая школа или нет. Вообще, частные школы диктует время. Но если говорить о моем личном мнении, я не считаю, что сегодня частные школы лучше, чем общеобразовательные. Может, в чем-то лучше оснащенность, материально-техническая база, но я искренне уверена, что мощный кадровый потенциал легче собрать в большой школе с именем.

– Сейчас продолжается регистрация участников внешнего независимого оценивания. Каковы особенности вступительной компании этого года?
– На сегодняшний день Крым занимает лидирующее положение по числу зарегистрированных на ВНО этого года. Последний день регистрации – 5 марта. Никаких других шансов на регистрацию для тех, кто не успеет до 5 марта, не будет. Особенности кампании в следующем. В этом году вводится в перечень предметов литература. При заполнении регистрационной карты-заявления выпускник может сдавать многие предметы на родном языке. Это русский, украинский, крымскотатарский, венгерский, молдавский. Новшество заключается в том, что количество заданий по физике и истории будет сокращено. Серьезно откорректированы тестовые задания по иностранному языку. Также нужно отметить, что тестирование по иностранному языку будет проходить в один день, поэтому возможность сдать иностранный язык у выпускника есть только один раз. Он выбирает между английским, немецким, французским и испанским, но сдает только один предмет. И новшество, которое подводит черту всего ВНО – один выпускник может сдать его только по четырем предметам, а не по пяти, как это было в прошлом году.

СМЕРТЬ РЕБЕНКА – ЭТО ТРАГЕДИЯ ВСЕХ НАС

– Есть информация, что МОН инициировало проверку социальных служб из-за трагического случая, когда мать задушила своего ребенка.
– Действительно, министерство проводит проверку службы по делам детей Киевского района Симферополя. Это трагедия всех нас. Сегодня, когда правам ребенка уделяется достаточно большое количество внимания, времени и денег, сегодня, когда на территории Крыма работают почти 500 социальных работников, допустить такую трагедию – это, конечно, недостаток контроля и работы с нашей стороны. Поэтому в министерстве создана рабочая группа по проверке ситуации, которая не была проконтролирована, а может быть, до конца мы еще и не знаем ситуацию, ведь работа комиссии не завершена.

– Какая ответственность грозит работникам социальных служб?
– Это, во-первых, внутренняя ответственность каждого человека. А во-вторых, люди, которым даны полномочия, которые получают за это заработную плату, должны нести ответственность, вплоть до кадровых решений.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – ЭТО ОДНОЗНАЧНЫЙ ШАГ ВПЕРЕД

– Как Вы относитесь к проекту «Моя школа», который предусматривает создание в Симферополе единого образовательного пространства?
– Чего скрывать, родители, к сожалению, зачастую могут уделить ребенку в лучшем случае 15-20 минут общения вечером. Учитывая достаточно большую загруженность родителей, информационное пространство позволит «продвинутым» родителям в новом формате осуществлять контроль за своими детьми. Увязка всего города под единое информационное пространство – это однозначный шаг вперед. Здесь есть возможность видеоконференций, открытого урока учителя, который дает мастер-класс своим коллегам.

– В других городах и районах ведется такая работа?
– Она ведется практически во всех городах и районах, и Симферополь как раз не лидирует. Еще в 2011 году данная программа успешно реализована в Армянске, Красноперекопске, очень активно ведется работа в Феодосии. Подключились и районы. Симферопольский район на шаг впереди во внедрении образовательно-информационного пространства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИДУТ ПОЛНЫМ ХОДОМ

– Как министру что Вам удалось сделать за первые месяцы работы? Какие основные цели Вы ставите пред собой?
– Отрасль образования – достаточно большая, одна из самых крупных, начиная от сети учебных заведений и заканчивая финансированием, поэтому пока нельзя сказать о том, какого реального результата удалось достичь за эти три месяца. Все те планы, которые я озвучивала, это и продолжение внедрения инклюзивного образования, и расширение программы повышения престижа труда учителя, и программа развития образования – они все идут полным ходом, а о результатах, наверное, чуть позже.

– Как Вы думаете, в чем залог успешной карьеры?
– Во-первых, самоорганизация. Во-вторых, любовь к делу. Я абсолютно уверена, что занимаюсь тем, что мне нравится, приносит внутреннее удовлетворение. Соответственно, отдача должна быть такой же. Очень важный момент – организация работы с коллективом, умение правильно его контролировать. Есть у меня в этом отношении небольшой секрет, но раскрывать его не буду, на то он и секрет.

Резникова Марина