Нас ждут тогда и там, где некогда и не с кем

«Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить». Гениальность этой философской истины великого французского просветителя Вольтера обретает особый смысл при попытке системного анализа событий прошлой политической недели. В них причудливым образом переплелись надежды одних и разочарования других политиков и простых жителей истерзанной политическими междуусобицами независимой Украины. При чем термин «независимой» все больше звучит издевательски.
Долгожданный саммит Евросоюз-Украина в Брюсселе и его промежуточные результаты вполне можно было бы считать триумфом не только Президента Януковича и его правящей команды, но и всего многострадального украинского сообщества. Если бы это сообщество было единым в своих европейских интеграционных устремлениях. А главное – если бы оно уважительно относилось к своим государственным институтам и тем, кто их сегодня представляет. А поскольку этого нет, и в обозримом будущем не предвидится, то информационного праздника не получилось.
Более того, так называемая объединенная оппозиции с еще большим остервенением пытается клевать правящий режим Януковича, убеждая себя и своих сторонников в том, что этот режим не в состоянии обеспечить выполнение к ноябрю текущего года всех предварительных условий для окончательного подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в Вильнюсе. При этом каждая отдельная оппозиционная политическая сила по-своему трактует как сам евроинтеграционный процесс, так и его продвижение со стороны Украины.
Наиболее последовательна в этом плане националистическая «Свобода». Ее не в меру экзальтированная представитель в Верховной Раде Украины Ирина Фарион как всегда откровенно и без обиняков заявила по этому поводу: «Мы говорим об интеграции в европейское сообщество только в одном контексте – в контексте отталкивания от нашего вечного стратегического врага, который называется Россия». Получается, что европейские ценности «Свободу» вообще не интересуют. Главное подальше оттолкнуться от ненавистной России.
Резко выросла и антироссийская риторика выступлений Арсения Яценюка, которому не дают покоя лавры лидера объединенной оппозиции. И даже Виталий Кличко не хочет явно отставать в использовании антироссийских высказываний от своих нынешних политических союзников по борьбе с «антинародным» режимом Януковича. Все они почему-то пугают простых украинцев тем, что «коварный» Янукович обязательно обманет «честную» Европу и сдаст украинские национальные интересы имперской России ненавистного Путина. Хотя порой складывается впечатление, что больше всего таким способом они пытаются «запугать» самого украинского Президента.
Сам же Президент изо всех сил пытается сохранить политическую выдержку и не вступать в полемику со своими непримиримыми оппонентами. И все же время от времени его нервы не выдерживают и он не стесняется напоминать Украине о 6-миллиардном ежегодном ущербе, нанесенном Юлией Тимошенко при подписании кабального газового соглашения с «Газпромом» 19 января 2009 года. Тем самым Виктор Янукович недвусмысленно дает всем понять, что пока он является Президентом страны, Юлия Тимошенко будет находиться в тюрьме. Причем это сигнал не только отечественной оппозиции, но и той же объединенной Европе, а заодно и Владимиру Путину.
Можно, конечно, по-разному относиться к такому политическому упрямству нынешнего Президента Украины. От полного безразличия и до полного неприятия. Чем неистово и занимаются политики, эксперты и журналисты, как в стране, так и за ее пределами. При этом возникает ощущение, что в большинстве своем они состязаются в унижении Виктора Януковича и его правящей команды. Похоже, что оппозиционность к действующей власти в наши дни превратилась в главный показатель патриотизма и проявления активной гражданской позиции. Чем оскорбительнее и выдержанная в хамском ключе манера и оценка любого действия правящего режима, тем якобы активнее и привлекательнее позиция такого политика или журналиста. Это, к примеру, четко проявилось во время последней пресс-конференции главы Украинского государства, которая была посвящена третьей годовщине пребывания Виктора Януковича на президентском посту. И как бы ни изощрялись подобные псевдо-патриоты в объяснении мотивов своего «геройства», их гражданский примитивизм и откровенное профессиональное бескультурье, как говорится, так и прет изо всех дырок.
Увы, но такое хамское поведение стало повальной модой не только в журналистской среде. Оно все глубже проникает в массовое сознание населения, формируя атмосферу абсолютного неприятия власти и ее институтов как таковых. Можно опять же ссылаться на то, что власть не любили и нередко ненавидели во все времена. Но желательно при этом помнить, чем это заканчивалось. Если государство эффективное, значит, в нем есть эффективная власть. А большинство граждан такого государства по отношению к властям делятся, как правило, на две категории: умные власть уважают, а дураки боятся. И лишь небольшая часть граждан относится к власти с полным безразличием.
Читатель вправе самостоятельно определить степень эффективности нашего нынешнего государства и его властных институтов. Только опять же не будем списывать собственное тотальное неприятие власти в качестве проявления активной гражданской позиции. Скорее, наоборот. В этом проявляется полное отсутствие активной гражданской позиции, а также скрывается добровольный отказ части общества от такой позиции в пользу разных политических проходимцев и откровенных авантюристов. Что и расцвело ныне махровым цветом на всех уровнях государственной иерархии.
К великому сожалению, носителями власти сегодня являются далеко не самые лучшие представители общества. Да и общество нынешнее далеко от совершенства. На определенном этапе трансформации советского наследия и так называемого первичного «награбления» капитала такое должно было произойти непременно. Свидетелями чего мы и являемся. И не просто свидетелями, но и активными участниками процесса. Это неизбежные издержки становления собственной молодой государственности.
Однако весь вопрос в том, как долго будет длиться такой этап и насколько масштабными и разрушительными для общества окажутся его издержки. Пока четкого и однозначного ответа на этот вопрос нет. Хотя тот же известный своей «демократичностью» украинский журналист Виталий Портников убежден, что этот период продлится еще не одно десятилетие, в силу чего смена властных режимов будет осуществляться не посредством демократических выборов, а путем неких цветных революций и государственных переворотов. Дескать, иного пути нет, поскольку авторитарные властные режимы будут цепляться любыми способом за власть, а несознательная часть избирателей еще неоправданно велика. Поэтому дискредитация любой действующей власти является более чем «благородной миссией» журналистов, исполнение которой должно стать для них профессиональным долгом. Перспектива, скажем прямо, удручающая и не оставляющая хоть какой-то надежды на нормальную жизнь.
При этом Портников не объясняет, как государство должно выполнять все эти годы политического хаоса свои социальные и международные обязательства. Для таких журналистов это не имеет никакого значения. Это имеет значение лишь для самой действующей власти. Разумеется, при условии наличия у этой самой власти политической ответственности. Если оппозиция произвольно лишает власть такой ответственности, то власти ничего не остается, как утверждаться в этом качестве самостоятельно. В соответствии со своими ресурсными возможностями и профессиональными навыками. Хотя при таком сценарии «развития» этих возможностей и навыков остается все меньше и меньше. Но, похоже, это никого не волнует.
Взять, к примеру, ту же извечную проблему дорог. Даже Николай Азаров вынужден признать гоголевскую взаимосвязь между отечественными дорогами и чиновничьими дураками. Согласно международному рейтингу украинские дороги оказались на 137-им месте. Между прочим, сразу вслед за Россией. Что бы кто ни говорил, но качество отечественных дорог является выставочной витриной эффективности действующей власти. Тестом на ее профессиональное отношение к делу и на степень… казнокрадства. Сегодня эта проблема достигла своего критического уровня.
Как бы там ни было, но с действующей украинской властью всем придется считаться еще как минимум до 2015 года. Ну, а те, кто не захочет считаться с правящим режимом Януковича, вряд ли смогут помешать ему в реализации главных стратегических направлений его деятельности. Что на прошлой неделе достаточно убедительно продемонстрировал сам Президент. Во-первых, руководство Евросоюза вынуждено было подтвердить право Украины на подписание Соглашения об ассоциации. При этом может оказаться, что обещанных Януковичем руководству Евросоюза послаблений в тюремном содержании Тимошенко и возможном досрочном освобождении Луценко, будет вполне достаточно, чтобы «забыть» тему выборочного правосудия в Украине. Все остальные предварительные условия можно также отработать так, как того желают высшие еврочиновники. Так что перспектива подписания Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом выглядит вполне реалистической. Несмотря на все мрачные прогнозы отечественной оппозиции.
Во-вторых, перспектива Соглашения об ассоциации не должна закрывать окно возможностей сохранения и развития торгово-экономических отношений с Российской Федерацией. Это как раз хорошо понимает Президент Янукович и его команда. И никто из нынешних украинских политических игроков кроме действующего Президента не способен найти взаимоприемлемый баланс интересов Украины между Евросоюзом и Россией. Без такого баланса у современной Украины не может быть исторического будущего как у суверенного государства.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Президент Украины сразу вслед за Брюсселем отправляется в Москву. Сегодня наконец-то есть реальная возможность реализации многострадального проекта о передаче украинской газотранспортной системы в аренду на основе создания двух или трехстороннего консорциума. Такая схема устроит всех в рамке треугольника Брюссель-Киев-Москва. Сегодня еще есть последняя попытка для Украины впрыгнуть в последний вагон набирающего ход поезда, в котором может не оказаться ни Украины, ни ее изношенной и никого уже не интересующей газотранспортной системы.
Разумеется, российское направление в деятельности Януковича всегда будет вызывать приступы националистической истерии и хуторянской психологии нашей доблестной оппозиции. При этом она не способна предложить какой-то вразумительной альтернативы. Главное – это дискредитация правящего режима. Так что Президенту предстоит очередная нелегкая поездка в Москву. Более подробный анализ этой темы в следующем нашем обзоре.
Также непростое испытание ждет Президента и его команду при вынесении на публичное обсуждение предложений Конституционной Ассамблеи по изменению многих положений нынешней редакции Конституции Украины. Сегодня можно только догадываться, какую политическую помойку властному режиму Януковича попытается устроить по этому поводу так называемая объединенная оппозиция. В том числе и по теме Крымской автономии.
Поэтому особый интерес у руководства Верховного Совета Автономной Республики Крым вызвал приезд на полуостров членов Комиссии Конституционной Ассамблеи по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления. Данный приезд был инициирован Председателем Верховного Совета АРК Владимиром Константиновым и как бы подводил итоги работы Комиссии по выработке Концепции внесения изменений в Конституцию Украины по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым. Члены Комиссии должны были окончательно согласовать положения Концепции и обсудить их с членами Президиума Верховного Совета АРК.
Честно говоря, в свете нынешней общественно-политической напряженности и нарастания в стране парламентского кризиса была определенная тревога по поводу итогов такой важной для дальнейших судеб Крымской автономии Комиссии Конституционной Ассамблеи. Ведь хорошо известны планы депутатской фракции «Свобода» по ликвидации автономного статуса Крыма и неблаговидные настроения по этому поводу других оппозиционных фракций. Да и не только в оппозиционной среде, к сожалению, можно встретить неприятие Крымской автономии.
К счастью, все тревожные ожидания в отношении результатов работы настоящей Комиссии оказались не только напрасными, но эти результаты во многом превзошли самые смелые ожидания крымской стороны в плане понимания членами Конституционной Ассамблеи накопившихся проблем правого статуса автономии и необходимости его дальнейшей поддержки. Члены Комиссии продемонстрировали высочайший уровень правовой культуры и преподали урок профессиональной честности в оценках и поисках предложений по совершенствованию статуса Автономной Республики Крым в свете грядущих изменений в Конституции. Украины. В этом кроется также несомненная и прямая заслуга руководителя Комиссии, заведующей кафедрой государственно строительства института Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» Светланы Григорьевны Серегиной.
Членам Комиссии удалось избежать политической окраски в оценках места и роли Крымской автономии в конституционном поле Украины и разработать Концепцию внесения изменений в Конституцию Украины по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым на основе современных политико-правовых идей конституционализма, безоговорочного требования сохранения унитарной формы государственного устройства. А также с учетом международно-правовых стандартов, доктринальных и правовых аспектов отечественного и европейского опыта функционирования автономных образований с целью укрепления конституционно-правовых основ оптимизации процесса децентрализации публичной власти в Украине. Что, несомненно, будет способствовать сбалансированному развитию региона и качественному повышению эффективности организации власти в Автономной Республике Крым.
Говоря простым человеческим языком, предложения Комиссии в таком формате способны не только сохранить автономный статус Крыма, но и придать её развитию новый исторический импульс в соответствии с современными нормами международного права. Если внимательно и непредвзято вникнуть в эти предложения, то возникает убеждение, что их внесение в Конституцию Украины способно снять целый ряд дискуссионных споров и политических спекуляций на тему места и роли крымской автономии в политической систему современного украинского государства, Причем не того, какое есть на сегодня, а того, какое еще предстоит создать. И в этом, пожалуй, заключается главный итог работы Комиссии. Приятно осознавать, что у Крымской автономии есть немало искренних и профессионально честных сторонников, которые желают ей дальнейшего процветания во благо себе и всему народу Украины. Теперь очень важно правильно организовать продвижение предложений Комиссии на высшем уровне. Хочется верить, что и в этом процессе мы имеем нужное число сторонников и подвижников.
Ну, а совет начинающему политику сегодня прозвучит так: никогда не задавайте вопроса оппоненту, если вам не известен на него правильный ответ.
 
Александр Форманчук