АЛЕКСАНДР КАДНИКОВ: Непростая простота восприятия

АЛЕКСАНДР КАДНИКОВ: Непростая простота восприятия

В июне крымский фотограф Александр Кадников на конкурсе «Фотограф года 2015» получил три награды в категории «Профессионал». Первое место с фотографией «Провинциальные dream hunters» в номинации «Жанровая сцена», первое место с фотографией «Бутерброд-ностальгия» в номинации «Натюрморт», второе место в номинации «Арт-фотография (художественная)» с работой «Полярник».
А еще Александр привык доводить дело до конца и находится в постоянном профессиональном поиске, в режиме самосовершенствования и творческого роста. Об участии в конкурсах, об свадебных фотографах и арт-фотографии Александр Кадников рассказал корреспонденту Крымского информационного агентства.

«КАКОЙ ИЗ МЕНЯ САПОЖНИК?»
– О чем мечтали в детстве, как пришли к фотографии?
– Мои родители мечтали, чтобы я стал военным. В 10 классе понял, что не хочу маршировать и жить по армейскому расписанию. После окончания школы встал вопрос, чем заняться далее. По настоянию родителей и в силу юношеского «мне все равно» попал в училище Облбытобслуживания в Симферополе по специальности «сапожник». Ну, какой из меня сапожник? И в училище узнаю, что есть курс по специальности фотографа, где уже на следующий день стал учиться. Попав в группу к своему первому учителю по фотографии Аркадию Левину, я понял, что нахожусь в нужном месте.
Через полгода вместе с одногруппником Виктором Булычевым мы создали творческий союз «КаБул» и сделали первую персональную фотовыставку. Это был 1984 год. Вдохновившись журналом «Чешское фото» с очень замысловатыми фотографиями, мы сделали несколько подобных работ и выставили их на всеобщее обозрение. Сейчас я понимаю, что это были абсолютно неформатные для того времени, сюрреалистические работы – портреты в зеркалах, всевозможные отражения. На открытии директор посмотрел на наше «творчество» и немедленно велел все снять. Мы были в недоумении. «Как убрать?! Это же так интересно», – думали мы в период своего юношеского максимализма.
– Был ли в Вашей жизни человек, который повлиял на Вас, на Ваше профессиональное видение?
– Да, этих личностей несколько. Это первый учитель Аркадий Левин, который не угробил во мне творческую личность и Игорь Николаенко арт-директор журнала «НАШ», который направил мои возможности в нужное русло. Также Виктор Марущенко и Павел Гудимов, с которыми сотрудничаю в последнее время. Виктор Марущенко – это мэтр фотографии, который участвовал в основной программе в Венеции и Сан-Пауло. Иногда какого-то совета, какой-то мысли, озвученной им, уже достаточно, чтобы что-то у себя упорядочить в голове. Кстати, в его фотошколе в Киеве я время от времени преподаю. Павел Гудимов – это человек-оркестр, наполненный необычайной энергией, которой делится со всеми. Также у меня есть друзья – художники, фотографы, которые повлияли на мое мировоззрение – Виктор Панченко, Георгий Когонашвили, Дмитрий Филов и другие.
Для фотографа, как для любой творческой личности, всегда важен поиск. Нельзя останавливаться. Даже найдя свой почерк, ты всегда ищешь то, что тебе близко и то, что можешь развернуть в какую-то целостную картину. Сейчас настолько изменился мир фотографии, как и всего искусства. Он стал мультимедийным и скоростным. Например, в Нью-Йорке открылась выставка и через 2 часа мы уже может увидеть, какие там представлены фотографии, что там происходит.
– Вы уже упомянули о сотрудничестве с Павлом Гудимовым. Расскажите, как оно началось?
– Шесть лет назад, для журнала «Эксперт» надо было сделать его фото для интервью. Павел, зная, что я еще плотно сотрудничаю с журналом «НАШ», сразу предложил сделать в его галерее выставку. Первый проектом стала экспозиция «Тьматаракань» и фотоальбом «Глазомер». С Павлом интересно и плодотворно работать. Его критерии к творчеству высоки. Он ко всему подходит по гамбургскому счету. К Гудимову обращается большое количество художников, фотографов, музыкантов, приносят свои работы. Если ему не нравится, то он все отметает.
Фотограф, как любая творческая единица, очень часто варится в «собственном соку». Глаз замыливается и мнение таких профессионалов, как Марущенко, Николаенко и Гудимов, очень ценно.

«Я СТАВЛЮ РЕАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ МОГУ ОСУЩЕСТВИТЬ НАВЕРНЯКА»
– Что Вам сейчас нравится снимать больше всего?
– Мне интересна жанровая фотография и арт. Последняя сейчас очень востребована. В жанровой первым делом ищу картинку. Среди фотографов-репортажников распространена проблема, когда все мероприятия снимаются с одной точки и как следствие, у всех получаются одинаковые фотографии. Почему умерла фотожурналистика? Потому что сейчас современные средства позволяют снимать любому, кто оказался в нужное время в нужном месте. И не всегда это фотожурналисты.
– Есть снимок, который Вы мечтаете сделать и никак не осуществите эту идею?
– Я ставлю себе реальные задачи, которые могу воплотить здесь и сейчас. Фантазия наша не ограничена, можно придумать всякое – чтобы слоны бежали, над ними самолет летел и прочее. Один из девизов моего восприятия искусства – простота, но при этом, чтобы это не было просто. Мне всегда интересен лаконичный снимок, своей ясностью, чтобы он не был кроссвордом. Мой друг Костя Донин, бывший главный редактор газеты «Бизнес», чуть ли не с упреком мне как-то сказал: «Твои работы слишком просты». А я в ответ: «Так в этом-то и кайф, что человек смотрит и для него это не софизм». Фотография проста для человека подготовленного, который читает, смотрит картины, фотографии, – он понимает то, о чем я хочу сказать. Есть масса людей, для которых моя фотография в лучшем случае сводится к улыбке. «Ой, чебурашка замороженный!» – и все.
– А как относитесь к критике в свой адрес, от кого принимаете ее?
– Критика полезна, но мне важно, кто это говорит. Я не обращаю внимания, когда люди в интернете, которых я не знаю, начинают критиковать. Можно взять любую классическую фотографию и раскритиковать ее в пух и прах. Если человек, которого я знаю, говорит по существу и аргументировано – это другое дело.

«ФОТОГРАФИРОВАТЬ НУЖНО НЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, А ИСКАТЬ ИНТЕРЕСНЫЙ КАДР В ПОВСЕДНЕВНОСТИ»
– Что фотографируете прежде, когда приезжаете в новое место?
– Новое место дает новые впечатления. Довольно часто езжу в пресс-туры за границу, вдоль и поперек прошел родной Крым. По заданию снимаю то, что необходимо для заказчика. Конечно же, не забываю снимать то, что кажется интересным. А это – повседневная жизнь данного места, чем живут люди, что их окружает. Вообще за границей сложно снимать, потому что туда нужно приехать и пожить там какое-то время. Так делают все фотографы во всем мире, кроме Украины. Например, Игорь Мухин, известный московский фотограф, чтобы сделать выставку о Париже, несколько раз ездил в этот изумительный город без фотокамеры в поисках нужной картинки, а после, уже сложив в голове определенную тему, поехал туда на полгода. В результате есть прекрасный фотопроект и книга. В данном случае фотограф работал на результат.
Когда лет пятнадцать назад я в первый раз попал в Египет, наснимал пирамиды и прочие достопримечательности, принес в журнал «НАШ», они посмотрели – сказали: «А что тут интересного, ты что, первооткрыватель пирамид?» Тогда усвоил хороший совет – не надо снимать достопримечательности, потому что они уже миллион раз сняты. Нужно фиксировать жизнь, которая течет вокруг.
– Чем помимо фотографии увлекаетесь?
– Мне нравится хороший театр. Работая в Киеве, удалось побывать на спектаклях легендарных Ленкома и Таганки, МХАТа и Табакерки. Посмотреть спектакли Петра Фоменко и Эймунтаса Някрошюса. Обязательная программа за границей – музеи живописи и современного искусства.
– Есть ли у Вас профессиональные табу и существует ли кодекс фотографа?
– Главное для фотографа быть незаметным для окружающих, не мешать – не отвлекать зрителя во время концерта или спектакля. А так же не мешать работе коллегам по цеху. У нас, к сожалению, этой этики нет. Каждый, кто купил широкоугольник, лезет вперед, не оглядываясь назад. Одно дело, если картинка того стоит…
– Где Вашему глазу приятнее видеть свои работы – на стендах выставок, на страницах глянцевых журналов, в интернете, дома в альбоме?
– Приятно видеть везде, лишь бы не в домашней копилке. На западе у каждого фотографа есть менеджер, который «продвигает» фотографа. Пока у нас нет этой системы, поэтому приходиться быть самому себе менеджером. Еще заметил такую тенденцию, что фотографии «засвеченные» где-либо в публикациях, на выставках не производят нужного звучания. Эффект первого просмотра важен. В последнее время сложилась такая тенденция, что все спешат выложить свои фотографии в интернете, в различных форумах и социальных сетях. Например, журнал «Esquire» не публикует растиражированные фотографии. Но это частный случай. Каждый сам считает, как лучше распорядиться своей фотографией.Я иногда арендую зал, беру в прокат плазму и показываю свои новые работы. Эффект от этого перформанса колоссальный.Плазма отлично подходит для такого рода презентаций.

«ФОТОГРАФ САМ ДЛЯ СЕБЯ ДОЛЖЕН СОЗДАТЬ ВОСТРЕБОВАННУЮ НИШУ»
– Фотографов, как и других творческих личностей, относят к богеме. Есть ли она в Крыму?
– Того круга, который у нас существовал в 90-х годах, к сожалению, уже нет. Может, он и существует где-то, но мои друзья в нем не находятся. В Киеве такая тусовка была, есть и будет. Ведь она происходит вокруг каких-то событий – выставок, например, где люди встречаются, общаются. В Симферополе такого нет. Возможно, где-то и встречаются, но это иное поколение. Может быть, даже в арт-центре «Карман», куда можно прийти, попить кофе, пообщаться. Раньше в Симферополе точкой сборки была галерея «КЭП», куда на открытие выставки можно было затянуть Бориса Гребенщикова.
Вот почему в Симферополе проходит мало фотовыставок? Непонятен их КПД. Да, пришли друзья-знакомые, посмотрели, порадовались и что дальше? Поэтому у нас и проходят выставки свадебной фотографии, цель которых – найти потенциальных клиентов.
– Кстати, как относитесь к буму свадебных фотографов в Крыму?
– Нормально. Свадебный фотограф – это ремесло, как пекарь или таксист, из области быта. Они есть везде. Но в Киеве странно представить свадебного фотографа, делающего выставку, а здесь запросто. Свадебную фотографию у нас пытаются протащить как художественную фотографию. Это вызывает улыбку…

– Что сейчас должен снимать фотограф, чтобы жить безбедно?
– Чтобы жить безбедно, нужно продавать водку, землю или быть депутатом. Мне сложно сказать однозначно. Кто-то снимает на свадьбах, кто-то работает в фотожурналистике, кто-то пытается совмещать. Интерес находится внутри нас, никто не принесет тебе хорошую работу и не скажет – «special for you». В этом и состоит задача фотографа самому создать ту нишу, где ты будешь востребован или же тебе будет комфортно и интересно.
– По вашему мнению, чем должен быть вооружен удачливый фотограф, кроме фотокамеры?
– Прежде всего, желанием довести свою идею до конца, будь-то проект, публикация или выставка. Так же необходимо образование. Если есть возможность, то лучше ехать учится заграницу. Там фотографии учат системно. Есть институты и школы, где учат видеть картинку, разбираться в живописи, философии и т.д. На мастер-классах в Киеве и Москве, например, о технике не говорят, говорят о том, как пришла идея той или иной фотографии, как и зачем она сделана. Если бы мне сейчас было лет 20-25 я уехал бы учиться и работать в Берлин или же Москву.
– Опишите образ-портрет крымского фотографа?
– Это некий, если можно так выразится, трансформер из старой гвардии, которая до сих пор снимает красивый краевид, а с другой стороны, это новое поколение, которые бегают с цифровиками и думают, что они фотографы.
– А есть ли те, кто близок вам по стилю?
– Возможно, есть такие. Вот в советские времена можно было сделать 3-5 фотографий и колесить с ними с выставки на выставку. Сейчас такой номер не проходит. В наше время необходимо делать проекты, показывать себя и доказывать, что ты фотограф! Ведь фотографов много. Вот много ли у нас фотографов, которых знают дальше Крыма – вопрос. То что у нас с фотографией дела обстоят так, зависит от того, насколько она здесь интересна. Это факт. У нас творческая фотография не прибыльное дело, ей заниматься сложно. Это героический поступок и это тоже факт.
Анна Ченская