История зданий. Кариатиды и маскароны

Какой самый распространенный образ, украшающий фасады симферопольских зданий? Это не львы и не драконы, не советские звезды и не масонские розы. Чаще всего на фасадах встречаются женские образы. В том, почему они так популярны в нашей архитектуре, стоит разобраться подробнее.

Созданные для вдохновения

Женские изваяния можно найти на фасаде Русского драматического театра в самом центре Симферополя. Здание бывшего театра Таврического дворянства получило современный вид в 1911 году благодаря архитектору Бекетову, а украсил его скульптор Якобсон. Среди работ Якобсона мы видим две фигуры, венчающие театр. В одной из них можно узнать древнегреческую музу, которая держит в руках маску. Боковой вход в театр обрамляют кариатиды – в греческой архитектуре это скульптуры девушек, выполняющие роль колонн. Пожалуй, это самые крупные скульптуры женщин, украшающие симферопольские фасады.


То ли гарпии, то ли сирены 

Наискосок от театра расположилось здание, которое дает богатую пищу для исследований – на его фасаде множество лепных элементов. Среди них можно увидеть бюсты девушек с обнаженной грудью и распущенными волосами. С одной стороны их можно назвать кариатидами – скульптуры на здании действительно служат продолжением колонн, но не полностью заменяют их. Но если приглядеться, то это не совсем девушки – вместо рук у них крылья, что дает богатую почву для размышлений. Образами девушек с обнаженной грудью и крыльями вместо рук пестрит древнегреческая мифология – это и сирены, губившие моряков своими сладкими песнями, и гарпии, похищавшие человеческие души. В славянской мифологии также есть представления о фантастических существах – девушках с крыльями вместо рук. Однако же в лепном варианте они не выглядят хищными чудовищами и вполне благообразны.

Историю этого здания нельзя назвать насыщенной. Построено оно в 1890 году для купца Эрганова, владевшего чугунолитейным заводом в Симферополе – вензель с буквой «Э» до сих пор сохранился над входом. Затем здание перешло как приданое его дочери. В 1909 году здесь начал работать Женский клуб, в котором устраивались беседы, чтения, уроки рукоделия и иностранных языков. А с 1920-х годов и по сей день в здании работает стоматологическая клиника. К слову, в 2013 году его планируется реконструировать. Остается только надеяться, что его внешний облик будет сохранен в первоначальном виде.

Оконные пилястры

В центре города можно встретить два здания, где женские фигуры обрамляют оконные проемы. Одно из них – знаменитое фотоателье на улице Пушкина, о предназначении которого можно узнать по надписи «Фотографiя» на аттике. Вот уже целый век здание сохраняет свою специализацию.

А на единственном балконе находятся пилястры, условно изображающие колонну и обрамляющие выход. Правда, их можно назвать женщинами только наполовину, ведь их нижняя часть – это полуколонны, из которых как бы вырастают обнаженные фигуры со скрещенными на груди руками.

Похожие скульптуры обрамляют окна дома Бреннера, расположенного на проспекте Кирова между площадью Советской и магазином «Сильпо». Но здесь женские фигуры более целомудренны – грудь закрыта драпировкой с цветами. Здание построено в 1860-е годы и принадлежало купцу Бреннеру – возможно, не случайно основания пилястр с женскими головами украшены дисками, напоминающими монеты. В 1917 году здесь располагался ресторан «Ланжерон», после революции – комиссариат охраны здоровья, а в 1920-е годы здание снискало печальную славу благодаря революционному трибуналу и ЧК. У входа в дом вывешивали списки арестованных и расстрелянных.

Маскароны

Больше всего на фасадах Симферополя не кариатид и пилястр, а изображений женских лиц. Но судя по всему, в них нет особого тайного смысла или зашифрованных символов. Так называемые маскароны – скульптурные украшения в виде головы человека или животного анфас – стали популярны в архитектурном стиле модерн. В Российской империи сложилось отдельное направление – русский модерн. И если в европейском модерне понятие красоты формировалось вокруг образа роковой женщины, то в русском ответвлении женский образ был переосмыслен – его стали трактовать как символ возвышенности и одухотворенности. Стилизованные женские головы, простые лица, не познавшие страстей и искушений – так выглядят маскароны в русском модерне. Это архитектурное течение сформировалось в конце XIX века – именно тогда и была построена большая часть исторического центра Симферополя.

Маскароны можно обнаружить на еще одном доме, принадлежавшем купцу Бреннеру – напротив кинотеатра имени Шевченко. Окна второго этажа обрамлены женскими головками, но при этом весьма странно смотрятся на здании изображения меча длиной несколько метров. Ведь оно всегда использовалось под магазины, а меч как символ власти, витальной силы, атрибут бога войны Марса лучше подошел бы для, скажем, дома офицеров. Видимо, это загадку еще предстоит разгадать современным мнемоникам.

Женские лица в конце XIX века были распространенным элементом украшения зданий в мещанском стиле. У кого-то из скульпторов они получались удачными, например, вот эти детализированные лица на «масонском» здании улицы Пушкина.

У других выходило не так хорошо, а многолетние дожди и время придали им немного унылый вид.


Тем не менее, среди них можно найти и улыбающихся дев, правда, выглядят они немного жутковато, как на этом здании на улице Толстого.

А вот на улице Гоголя удалось обнаружить женщину в маске – кто знает, может, раньше здесь располагался театральный магазин или тайное общество? Точных сведений об этом неприметном здании не найти.

А эти улыбающиеся женские лица с раскосыми глазами – на кронштейнах одного из зданий на улице Карла Маркса.

Впрочем, не все стилизованные женские головки на фасадах служат только как украшения. Документальные подтверждения тому сохранились в отношении только одного дома, в котором раньше жил Илья Сельвинский. Известный поэт упомянул о том, шесть голов в античном стиле носят имена: Соня, Ольга, Генриэтта, Раиса, Мария и Паулина. Именно так звали его сестер. Рассмотреть их черты можно в переулке Бондарный, возле Петропавловского кафедрального собора, где сейчас ютится музей Сельвинского.

Кто знает, может быть, и другие лица фасадов не случайно получили те или иные черты? Хотят слухи, что некоторые из них  имеют портретное сходство со своими хозяевами. Но в любом случае про такие здания уж точно не скажут, что они неинтересные и безликие.

Продолжение следует

Марина Резникова 
Фото автора