«Народное восстание» как блеск и нищета объединенной оппозиции

«Самолюбие и злоба – из этого смешана всякая революция». В этой фразе известного русского драматурга Василия Розанова умещается вся политическая драматургия событий прошлой недели.
Увы, но событий, внушающих оптимизм, практически не было. Впрочем, к счастью, как и событий, вызывающих какую-то особую тревогу. И это несмотря на бесконечное повторение в информационном пространстве слов «революция» и «народное восстание». Наши люди уже настолько привыкли жить в состоянии вялотекущей гражданской войны, что попытки так называемой объединенной оппозиции превратить ее в «народное восстание», а тем более в «революцию», выглядят жалкими потугами больного честолюбия несостоявшихся «народных вождей».
Поражает тактическая убогость и мелкота оппозиции в выборе методов нагнетания «народного гнева». Революция по «свержению» правящего режима Януковича расписана лидерами оппозиции на два месяца вперед с перерывами на обед. За эти два месяца во всех областных центрах и крупных промышленных городах должны пройти «всенародные» акции гнева в виде набивших оскомину митингов и шествий к административным зданиям органов местной власти. По истечении двух месяцев «народное восстание» должно переехать в столичный Киев и «напугать» правящий режим до такой степени, чтобы он добровольно отказался от власти в пользу «революционеров». Вот уж действительно правы те, кто утверждает, что вечными бывают не двигатели, а тормоза.
График проведения «народного восстания» и методы вовлечения в него «революционных масс» во всей красе обнажают блеск и нищету объединённой украинской оппозиции. Ей никак не удается дотянуть до тех же европейских масштабов акций протеста. Не удается, прежде всего, потому, что в Европе эти акции носят ярко выраженную социальную, а не политическую направленность. Как правило, они не преследуют цель свержения существующего в государстве конституционного порядка, а лишь принуждают действующую власть к корректировке проводимого социально-экономического курса.
Поэтому такие протестные акции имеют массовую поддержку населения. Что более чем убедительно показали в последние годы массовые протесты во Франции, Греции, Италии, Испании, Португалии и других странах Евросоюза, куда так страстно зовет наша оппозиция. Важно то, что такие протесты заканчиваются вполне конкретными шагами правительств по серьезной корректировке проводимого финансово-экономического курса на основе требований протестующих. Поэтому роль оппозиции в таких странах можно считать достаточно конструктивной и вполне предсказуемой.
Чего никак нельзя сказать о нашей «доблестной» отечественной объединенной оппозиции. При полном отсутствии ясной и понятной широкой общественности стратегии наша оппозиция постоянно демонстрирует убогость набора тактических шагов в отстаивании интересов народного большинства. Как правило, в этот набор оппозиционеры включают проблемы политического характера, которые больше разделяют население неоднородного украинского сообщества, нежели предлагают меры по их конструктивному разрешению. Стоит ли после этого удивляться, что «народное восстание» свелось к арифметическому набору протестных акций в крупных городах Украины, не имеющих между собой внутренней логической взаимосвязи и единых требований к власти.
При этом объединенная оппозиция привыкла действовать, что называется, в ближнем кулачном бою и начисто лишена способности терпеливо работать с массами на отдаленную перспективу. Поэтому можно не сомневаться в том, что громко проанонсированное «народное восстание» закончится очередным провалом объединенной оппозиции и неизбежным разводом ее не в меру амбициозных лидеров. По сути это всего лишь имитация «революционности» оппозиции с целью доказательства Западу своего политического влияния на ситуацию в Украине.
Более того, такой революционный сценарий очень выгоден правящему режиму Януковича сразу по нескольким причинам. Во-первых, такое с позволения сказать «народное восстание» позволяет команде Виктора Януковича продемонстрировать Западу и в первую очередь Евросоюзу наличие в Украине «демократических» свобод и смягчить накал обвинений в свой адрес по поводу свертывания в стране демократии и укрепления единоличной «диктатуры».
Во-вторых, развитие «народного восстания» по «революционному сценарию» оппозиции приведет оппозиционных лидеров к внутренним разборкам по поводу выбора тактики и причин неизбежного провала «восстания». Не будем забывать, что всякая революция пожирает своих детей, и Украина уже имеет недавний печальный опыт подтверждения этого по итогам «оранжевой» революции. Именно этот опыт до сих пор блокирует революционные порывы широких масс, а мелкий политический масштаб лидеров оппозиции под фамилиями Яценюк, Тягнибок и Кличко не позволяет разблокировать такие порывы.
В-третьих, подобный вариант развития «народного восстания» в стране способен оправдать любые действия Президента Украины и Партии регионов по разблокированию парламентской трибуны для принятия решений, прежде всего, социального порядка. А Кабинет Министров Украины уже внес в Верховную Раду семь законопроектов, которые в случае принятия нейтрализуют негативное восприятие действий регионалов по разблокированию трибуны. В крайнем случае, можно принять пакет нужных законов, проведя сессию, к примеру, в Украинском Доме. А заодно и принять законы, необходимые для будущего подписания с руководством Евросоюза Соглашения об ассоциации.
Разумеется, было бы глупо не видеть, а тем более – исключать риски нынешней «революционной» ситуации, как для правящего режима, так и для украинского сообщества в целом. Они, безусловно, есть, и их нужно учитывать всем, кто еще не утратил чувство реальности. В противном случае, достигнув определенной цели, замечаешь, что ты – средство.
В первую очередь нельзя игнорировать нарастание в обществе всеобщей тревоги в связи с реальным ухудшением в стране финансово-экономической ситуации. Постоянный рост безработицы и задолженности по заработной плате в сочетании с угрожающим увеличением дефицита пенсионного фонда как нельзя лучше способствует накоплению у людей негатива и раздражительного отношения к власти. Достаточно посмотреть на хмурые лица людей в троллейбусах, а еще лучше послушать их разговоры. А это как раз то самое революционное горючее, которое может рано или поздно может вспыхнуть даже по самому, казалось бы, неожиданному и незначительному поводу.
И вообще нашим политикам, в том числе и оппозиционным, очень полезно регулярно ездить общественным транспортом. Не говоря уже о высоком начальстве. Отрезвляет, а главное – пробуждает здоровое чувство самосохранения. Это лучший метод замера общественного мнения. А он реально показывает, что при всей возрастающей ненависти к властям наши люди способны пока различать политиков по степени их искренности в болении за народ. Они уже давно свыклись, что большинство политиков не в меру и откровенно болеющих за народ чихают прямо на людей.
И оппозиция здесь не является каким-то исключением. Даже скорее наоборот. Назойливое обращение оппозиционеров к народу лишь усиливает отторжение от них людей, живущих обычными житейскими проблемами. Ведь эти проблемы не решаются в одночасье, а нередко вообще не зависят от властей. Зацикленность оппозиции на борьбе с правящим режимом Януковича только подчеркивает комплекс собственной неполноценности в страстном желании властвовать.
Одним словом, низкий уровень доверия к оппозиции сегодня больше сдерживает очень многих людей от проявлений революционных порывов, нежели подталкивает их к «народному восстанию». Однако это вовсе не означает, что власть может безучастно наблюдать за эскалацией протестных уличных настроений. Если целенаправленно не влиять на этот процесс, то он способен испортить настроение не только властям. В конце концов, этот процесс стимулирует накоплению критической массы протестных настроений, которые неизбежно подтолкнут власть и общество к серьезным переменам. Поэтому властям важно четко представлять запрос общества на эти перемены и проводить их с опережением протестных акций. Пока, увы, это не наблюдается. Между тем запаса времени на это уже почти нет.
При всем этом важно также не забывать, что рост протестных акций всегда сопровождается обильной пеной из всяких социальных элементов, которые плавают наверху. При том такие элементы, как правило, отлично плавают любыми стилями. В этом нетрудно убедиться при внимательном составлении политического портрета участников нынешних многотысячных протестных акций. Поскольку объединенная украинская оппозиция в идеологическом отношении очень разношерстна и всеядна, то и основной движущей силой «народного восстания» выступают «революционеры» очень сомнительного свойства. Это видно и по их требованиям к властям, которые в основном сводятся к короткому как выстрел лозунгу «Долой!».
Среди «восставших» можно увидеть немало молодежи. Это при том, что молодежь достаточно аполитична и, как правило, игнорирует официальные избирательные кампании. К примеру, последние социологические исследования в Крыму показали, что 90 процентов молодых людей в возрасте до 35-ти лет не участвуют в политической жизни и не интересуются политикой вообще. Поэтому можно предположить, что ее подключение к «народному восстанию» его организаторами преследует далеко не мирные цели и основано на политических спекуляциях весьма сомнительного свойства.
Хотя это опять же зависит от региональной специфики проблем, которые волнуют молодежь. Причем волнуют до такой степени, что она готова решать их уличными методами. В первую очередь это проблема безработицы. Традиционно она наиболее чувствительна для западных регионов Украины и вызывает там сильное раздражение, которое легко использовать в политических целях.
Тогда как в Крыму эта проблема не имеет такой социальной остроты и большая часть крымской молодежи вряд ли готова решать проблему профессиональной занятости уличными методами с властями. Да и в целом социальный портрет крымской молодёжи в большей мере предполагает конструктивное сотрудничество с органами центральной и местной власти, нежели нацеливает ее на конфронтацию с властями. Тем более методами «народного восстания».
Такой портрет молодежи Крыма по заказу руководства Верховного Совета Автономной Республики Крым был специально исследован для рассмотрения на заседании Совета по человеческой безопасности при Председателе Верховного Совета. Его обсуждение на Совете стало для многих его членов неожиданностью. В плане наличия толерантности и активного участия крымской молодежи в социальной жизни автономии. Как справедливо подчеркнул Председатель Верховного Совета АРК Владимир Константинов, «наша крымская молодежь оказалась гораздо лучше, чем ее нередко представляют политики и средства массовой информации». В то же время он отметил, что требуется более активное и внимательное отношение к ее проблемам со стороны органов власти всех уровней.
Эта тема имеет еще одно принципиальное значение сточки зрения угрозы нежелательных последствий так называемого «народного восстания». Цели и методы этого «народного восстания» ни в коей мере нельзя переносить на сферу межнациональных отношений. Это та самая тонкая грань человеческих отношений, где недопустимо грубое и безответственное вмешательство политиков в целях удовлетворения своих непомерных амбиций.
Для Крыма эта тема имеет жизненно важное значение, поскольку озвученные лидерами украинской оппозиции сроки завершения «народного восстания» заканчиваются как раз в канун траурной даты 18 мая. Уже не один год эта дата отмечается не только крымскими татарами. 18 мая стало датой скорби для всех, кто считает Крым родным и общим домом. Для всех, кто беспокоится о сохранении и укреплении здесь атмосферы дружбы и межнационального согласия. А такая атмосфера, как известно, не терпит грубых политических вторжений и требует длительного терпения для заживления прошлых обид.
Здесь нужны меры по восстановлению исторической справедливости в отношении сохранения памяти о тех, кто отдал свои жизни во имя торжества добра над злом. В этом плане заслуживает внимания и всесторонней поддержки властей инициатива комиссии по межнациональным отношениям общественного совета при Совете Министров АРК об увековечивании памяти Героя Советского Союза Абдуль Тейфука, который был уроженцем Партенита. С этой инициативой выступил председатель комиссии Руслан Бальбек. Отрадно, что власти Партенита отнеслись к такой инициативе с пониманием и обещанием активной поддержки. Подобные инициативы приветствует также Председатель Совета Министров АРК Анатолий Могилев. И не только приветствует, но и выражает готовность личного содействия в ее реализации.
При этом не следует забывать, что у части крымских татар подобные инициативы вызывают неоднозначное толкование и порой используются для сведения определённых политических счетов с идеологическими противниками. Что лишь усиливает неоднозначность восприятия исторического прошлого крымских татар и подчеркивает важность бережного отношения властей и политиков к этой теме.
Поэтому хочется верить, что организаторы «народного восстания» не будут использовать траурную дату 18 мая для очередного разыгрывания крымскотатарской карты и нагнетания политической напряженности не только в Крыму, но и в стране в целом в целях ужесточения давления на правящий режим Януковича. Это как раз не тот случай. Думается, что сами крымские татары лучше всех других знают истинную цену дате 18 мая и останутся в этот день верными памяти своих отцов и дедов, выдержавших во время депортации и в местах высылки неимоверные страдания и проявивших огромное терпение во имя торжества справедливости и добра. Во всяком случае, время для критического осмысления всех возможных рисков при подготовке и проведении траурных мероприятий к 18 мая еще есть.
А традиционный совет начинающему политику будет на этот раз таким: уходя от ответственности, не забудьте оставить дежурного.
 
Александр Форманчук