ЭДУАРД СОКОЛОВСКИЙ: Электроэнергия – специфичный товар

В июне прошлого года компания «Крымэнерго» вошла в крупнейший энергохолдинг Украины – «ДТЭК». Возглавил «ДТЭК Крымэнерго» Эдуард Соколовский, который до этого руководил «Киевэнерго» и «Днепрооблэнерго». В интервью Крымскому информационному агентству он рассказал о перспективах развития крымской компании, взаимодействии с клиентами и заботе о птицах.
– Эдуард Степанович, недавно мы писали о модернизации подстанции «Жаворонки». Какие еще проекты по модернизации планируется выполнить в этом году?
Компания планирует направить в этом году более 170 млн.грн, включая сэкономленные в прошлом году средства, на реконструкцию почти 160 объектов. В планах модернизации практически 80% составляют подстанции и линии электропередачи разных классов напряжения. Есть ряд ключевых объектов, например, в этом году завершим подстанции «Кубанская», «Жаворонки». В последнее время мы пересмотрели приоритеты в пользу ЮБК, где есть давние системные проблемы, требующие решения. Основные средства предприятия изношены на 60%. Наша компания является естественным монополистом, поэтому независимо от эффективности и фактически понесенных затрат имеет фиксированные тарифы. Даже если нужно обновить 60% фондов, мы зажаты в рамках тарифа.
– Удается ли привлекать инвесторов?
Привлечение внешних инвестиций при данной системе практически невозможно, так как инвестиции предполагают возвратность, но тариф не позволяет вложить и вернуть средства из-за низкомаржинальной доходности этого бизнеса – порядка 4%. Мы сейчас очень зарегулированы, а ведь бизнес – это скорость. Должны быть прозрачные механизмы, например, как в Европе. Там инвестору гарантируется возврат вложенных инвестиций. А вложенные инвестиции – это улучшение качества услуги для потребителя за счет снижения себестоимости и использования новых технологий.
– В Крыму регулярно из-за сильного ветра без электричества остаются десятки сел. Как сделать энергетические сети более надежными?
Если 60% фондов изношены, то это отражается и на энергоснабжении. Многие объекты эксплуатируются свыше 50 лет. Это трансформаторный парк, линии, которые проходят по горной местности, которые достаточно сложно эксплуатировать. Институт «Укрсетьэнергопроект» по заказу нашей компании разрабатывает план обновления основных фондов, который позволит расставить приоритеты по новому строительству и модернизации основных фондов. Линии сейчас во многом отслужили свой ресурс, но других нет, и мы усилиями крымских энергетиков поддерживаем их в более-менее работоспособном состоянии. Хотим лучше, но для этого нужно вкладывать средства, и не один десяток миллионов. При строительстве новых и реконструкции существующих линий электропередачи мы применяем новые технологии. Так, при реконструкции линий 10 кВ используется  специальный изолированный провод, который повышает надежность, при этом отсутствует падение напряжения в конце линии. Это достаточно дорого, но если мы проводим модернизацию, то с наиболее качественными решениями, закладывая на перспективу.
– Уличным освещением «ДТЭК Крымэнерго» не занимается?
Нет. Мы предоставляем опоры для размещения фонарей, но уличным освещением занимаются органы местного самоуправления, создавая специализированные предприятия, такие как «Горсвет».
– Какие позитивные (или негативные) изменения произошли в связи с присоединением «Крымэнерго» к «ДТЭК»?
Крыму повезло, что сюда пришел инвестор «ДТЭК», который придерживается европейского уровня взаимоотношений с клиентами и высокого уровня стандартов качества. «Крымэнерго» требует огромного количества инвестиций. Изменение подходов к работе – это долгий и кропотливый труд, но наша компания хочет быть цивилизованной, открытой и клиентоориентированной. И мы к этому уже движемся.
– Есть ли задолженность у водоканалов и теплокоммунэнерго перед «ДТЭК Крымэнерго»?
По состоянию на 14.03.2013 задолженность за электроэнергию КРП «Производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства» в целом по Крыму составляет около 82 млн. грн. Общий объем задолженности КП «Теплокоммунэнерго» за электроэнергию по состоянию составил 15,5 млн. грн. Невыполнение условий по оплате электроэнергии потребителями негативно влияет на возможность выполнения обязательств ПАО «ДТЭК Крымэнерго» перед ГП «Энергорынок» по оплате закупленной электроэнергии.
– В СМИ появилась информация о том, что «ДТЭК Крымэнерго» собирается отключать керченское «Теплокоммунэнерго» от электричества за долги. Так ли это?
В керческом водоканале и «Теплокоммунэнерго» самые большие долги. Видимо, там есть системная проблема, не связанная с экономическими реалиями. С другой стороны, мы электроэнергию покупаем на оптовом рынке и платим за нее, причем если нет расчетов, нам выставляют штрафные санкции. Поэтому зачастую наши действия продиктованы жесткой необходимостью недопущения нерасчетов. Исходя из расчетов с рынком, доводятся лимиты на регион. Если, допустим, «Крымэнерго» рассчиталось на 80%, то лимиты, которые доводятся в следующем месяце, должны быть скорректированы в сторону уменьшения. Поэтому кого-то надо ограничивать. Жесткие меры с неплательщиками во многом связаны с тем, чтобы дать возможность нормально работать остальному хозяйству Крыма. И законодательство обязывает нас проводить отключение.
– Есть ли дефицит кадров в компании?
Ситуация неравномерна по Крыму. Есть регионы, где нехватка персонала – Ялта, Алушта и другие курортные города и поселки. То, что кадров не хватает квалифицированных – это вне сомнения. Компания ведет работу по привлечению и подготовке специалистов, мы оплачиваем их подготовку в харьковском и севастопольском вузах. Думаем о подготовке электромонтеров на базе профтехучилищ. Государство во много утратило ведущую роль в подготовке специалистов, но мы не опускаем руки и пытаемся помочь в этом направлении.
– Какая средняя зарплата электрика в «ДТЭК Крымэнерго»?
У электромонтера четвертой группы, то есть зрелого специалиста, оклад 2560 грн., возможно совмещение – тогда 3200-3300 грн. Это выше, чем в среднем по промышленности Крыма. В Ялте мы доплачиваем 10% за работу в горных условиях. Мы сильны уверенностью в завтрашнем дне. По отдельным специальностям у нас есть нехватка кадров. Подготовить диспетчера – это от 1,5 до 3 лет, а что касается высококлассного релейщика – это 5-6 лет. Здесь важны не только знания, но и практика. Ведь цена ошибки релейщика очень высока – можно ненамеренно отключить целый регион. Но мы не можем подвергать крымчан такой опасности, поэтому пытаемся учить новым технологиям, системам, все изменения делать через призму перспективы.
– Планируется ли повышать тарифы на электроэнергию в ближайшее время?
Мне сложно делать прогнозы, потому что устанавливает тарифы Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики. Могу сказать, что сегодня тарифы для населения не покрывают себестоимости, а у промышленных предприятий и бюджетных организаций тариф на уровне европейского. Это перекрестное субсидирование – население дотируется за счет промышленности. По Украине действует единая система розничных тарифов. То есть у каждой из компаний свои тарифы на поставку и передачу, но для конечного потребителя – единый тариф.
– В каких случаях контролеры «ДТЭК Крымэнерго» имеют право отключать электричество?
По юрлицам есть договорные обязательства, мы за 3 рабочих дня предупреждаем об отключении, чтобы предприятие имело возможность подготовить оборудование, чтобы был закончен производственный цикл. Затем мы можем снижать электроснабжение до определенного уровня, не допускающего экологической катастрофы. C населением ситуация отличается – мы должны предупредить заранее, 30 дней дать на оплату. Если нет возможности оплатить, составляется график реструктуризации задолженности. Но если отключение уже произошло, то когда потребитель оплатит долг, в течение трех рабочих дней мы обязаны его подключить. Подключение стоит существенно, от 300 грн. и выше.
– Какие существуют способы оплаты электричества?
Есть целый ряд банков, в которых можно оплатить электроэнергию без комиссии. Мы нацеливаемся на создание комфортных условий для людей, чтобы они могли, не выходя из дома, оплачивать потребление. Система «Мега биллинг», например, позволяет отследить задолженность, сформировать счет для оплаты через платежные системы. Сейчас люди могут не тратить время на очереди.
– Что это за экологический стандарт ISO 14001:2004, который внедряет «ДТЭК Крымэнерго»?
– Сегодня мы внедряем  ISO 14001:2004 – признанный во всем мире стандарт по созданию эффективной системы экологического менеджмента. Мы повышаем экологическую ориентированность предприятия и стремимся минимизировать воздействие на окружающую среду. У нас установлены лимиты на выбросы, постоянно проводится мониторинг  предельно  допустимой концентрации в них вредных веществ, заключены договоры на утилизацию отходов. Мы планируем закупать контейнеры для раздельного сбора отходов и передачи ресурсоценных видов отходов на вторичную переработку. Кроме того, проведено обследование линий электропередачи, выявлены участки скопления птиц. В настоящее время заключается договор на проведение мониторинга этих участков  для разработки мероприятий, исключающих гибель птиц во время миграции. Конечно, у нас много сложностей, но это вещи, которые нужно делать, чтобы прививать экологичную культуру. Это не тренд и не дань моде. Мы строим компанию, которая должна соответствовать европейскому уровню с высокими стандартами.
 
Резникова Марина