ВЛАДИМИР САВЕЛЬЕВ: СИТУАЦИЯ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ НЕ ПОВЛИЯЕТ НА КУРОРТНЫЙ СЕЗОН В КРЫМУ

Близится курортный сезон и, как обычно, для курортников готовы вагон и маленькая тележка страшилок: мол, Черное море погрязло в нефти и отходах, цены на отдых подскочили в разы, а сервис до сих пор не сдвинулся с совдеповского уровня.
Дабы некоторые страшилки развеять, а от некоторых неожиданностей предостеречь мы обратились к Министру курортов и туризма АРК Владимиру Савельеву.


– Владимир Анатольевич, начнем с самого актуального. Общественность опасается, что в связи с потеплением мазут в Керченском проливе всплывет со дна Черного моря, и наши курортники, испугавшись вот таких «грязевых ванн», отправятся в экологически более чистые регионы: российские, турецкие, египетские…

– Курортникам боятся нечего. А разговорами по поводу срыва курортного сезона в связи с ситуацией в Керченском проливе занимаются те, кому выгодно спекулировать на данном вопросе. Нефтепесчаная смесь в основной своей массе собрана и в ближайшее время будет вывезена из Керченского морского порта для последующей утилизации. А если появятся новые пятна, то у нас достаточно современных препаратов и техники, чтобы оперативно решить проблему. Поэтому, я не думаю, что ситуация в Керченском проливе существенно скажется на курортном сезоне в Крыму.

– Только вот крымские экологи регулярно говорят обратное. Вы намеривались пригласить экологов на дебаты по этому вопросу. И все никак…

– До дебатов дело пока не дошло.
Некоторые заявления экологов, на мой взгляд, бездоказательны, например, о том, что пятно внезапно может всплыть где-нибудь на Южном берегу. Вообще в таких ситуациях нужно взвешивать каждое слово. Паника ни к чему хорошему не приведет.
К слову, недавно в Херсонской области тоже появилось мазутное пятно. И замначальника областного МЧС сказал, что оно может быть Керченским отголоском, а потом признал, что все-таки это свежее пятно.
В таких случаях, возникает вопрос, кто этого замначальника тянул за язык? Ведь он заведомо знал, что это пятно местного происхождения. Представляете расстояние от Керчи до Херсона?

– А Вы располагаете данными, насколько чиста вода в других регионах полуострова?

– Она гораздо чище, чем была в советское время. Так как увеличились требования к экологическим стандартам, усилился контроль, требования со стороны международного сообщества к охране Черноморского бассейна.
И в подтверждение чистоты воды – большое количество рыбы в нашей акватории: и барабуля, и султанка, и ставридка, и кефаль, а еще крабы, мидии, рапаны.

– Как продвигается саночистка побережья ЮБК?

– Очень интенсивно. Курортные города, на мой взгляд, гораздо чище, чем не курортные, и до них нужно подтягиваться другим регионам.
Мы уже провели координационные советы в самых крупных курортных регионах в Алуште и Ялте. В целом там чисто. Есть, конечно, проблема – кипят стройки, но, я думаю, к 1 мая города вместе с республиканским ГАСКом найдут возможность остановить эти стройки и завершить саночистку подведомственных территорий.

– А что слышно с вывозом мусора из Ялты? Гаспринский полигон ТБО заполнен, его возможности исчерпаны, а мусороперерабатывающий завод построят не завтра… Получается, в курортный сезон Ялта захлебнется от мусора.

– Конечно, нет. Ради такой мощной туристической структуры, как Ялта, найдутся варианты размещения полигона ТБО и в других регионах. Я не думаю, что Ялта захлебнется в мусоре. Никто этого не позволит.

– Допустим, с санитарной и экологической ситуацией дела обстоят не так страшно, как это малюют, в том числе и зарубежные СМИ. Но, тем не менее, на этом фантазия конкурентов не заканчивается. У нас есть еще всегда острый межнациональный вопрос. Вот смотрю каналы ближнего зарубежья, а там показывают многотысячные митинги и достают из нафталина старые кадры с БТРами. В общем, пугают туристов крымскими татарами… Что делает курортный Крым, чтоб эти страшилки развеять?

– У нас ежегодно в преддверье сезона звучат такие заявления, но они звучат также и в других курортных странах. Да что там слова… В Турции гремели взрывы, в Египте активизировались террористические организации… И что это сильно отразилось на потоке отдыхающих? Нет. Турист, как ехал в эти страны, так и едет. А у нас, слава Богу, все спокойно. И я не вижу связи между митингами и срывом курортного сезона.
К тому же мы проводим агитационные мероприятия по рекламе Крыма, как курорта, который доступен всем. 11 мая начнется рекламный пресс-тур, в котором будут участвовать украинские, российские, казахские, латвийские, белорусские, молдавские, польские СМИ, всего – порядка 40 журналистов.
 
– Но разве этого достаточно для полноценной рекламы полуострова? В смете расходов на размещение рекламных видеороликов об отдыхе в Крыму, в том числе на телеканалах Украины и стран СНГ, заложено всего 300 тыс. грн.  И 627 тыс. грн – на участие в специализированных туристских выставках, ярмарках и других международных мероприятиях по популяризации рекреационных возможностей Крыма…

– Денег, действительно, немного, но не все делается за большие деньги. Есть и другие варианты популяризации курорта. Например, в этом году в Крыму пройдут мощные рекламные мероприятия. Конкурс «Мисс Туризм Украина», съемки конкурса «Мисс Мира» и т.п. А это трансляция центральными каналами разных стран на 2,5 млрд зрителей, которая не потребует от нас существенных затрат.
Помимо того мы совместно с крупными туроператорами и турагентами посещаем зарубежные ярмарки и специализированные выставки, а также принимаем зарубежные делегации в Крыму. В ближайшее время запланирована поездка в Китай, куда с нами едут представители крупных туристических кампаний, здравниц, гостиниц. Недавно Крым посетила японская делегация во главе с председателем Ассоциации туристических агентств Японии, а это очень серьезная фигура, практически руководитель турбизнеса Японии, и с ним еще 4 крупнейших туроператора. В сентябре-октябре мы проводим в Крыму 6-й фестиваль "Японской культуры и искусств" в Украине, который посетят около 150 гостей из Японии. И все это способствует развитию туризма в автономии.

– Ну вот, приезжают к нам туристы, в том числе и из-за рубежа, но могут ли их удовлетворить наши сервис и инфраструктура? Существует мнение, что если Крым в ближайшие 3-4 года не модернизирует курортную индустрию, то его ожидает резкий отток туристов в модернизированные Сочи.

 – Россия и Украина настолько большие страны, что город Сочи никогда не удовлетворит потребности всех отдыхающих. А в Украине больше нет альтернативы морским курортам Крыма. Только у нас одновременно есть и море, и горы, и климат, и достопримечательности.
Что касается сервиса, я могу уверенно сказать, что за последние несколько лет сервис существенно вырос. Все прекрасно понимают, что просто так клиентов в отель или в ресторан не заманишь, его нужно привлечь изюминкой, сервисом, вниманием, качественной кухней. Поверьте, в том же Египте сервис не на высшем уровне. Оплачиваешь номер с видом на море, а приезжаешь, и тебя поселяют в номер с видом на стену, после чего предлагают за переселение доплатить. Есть проблемы и в турецких отелях. К тому же выездной туризм в Турцию из Украины, на мой взгляд, уже достиг своего пика и стабилизировался. Поэтому поток наших отдыхающих туда не увеличится. Более того, хочу подчеркнуть, что только крымские курорты принимают неорганизованных отдыхающих, а это большой контингент людей, которые в ту же Турцию или Египет не поедут. Туда никто не летит, не забронировав номер заранее.

– Насколько подорожает отдых в этом году по сравнению с прошлым?

– В феврале, когда мы делали расчеты, то планировали, что повышение цен составит порядка 12%. Однако за минувшее время резко выросли цены на бензин, продукты питания и коммунальные услуги. А, учитывая то, что отдыхающих нужно кормить, возить и т.п., точный процент подорожания отдыха в период растущей инфляции спрогнозировать невозможно.
Могу сказать только одно: у наших европейских конкурентов цены выросли еще больше, чем у нас.

– На какое количество туристов Крым может рассчитывать в этом году?

– В прошлом году мы приняли порядка 5 млн 800 тыс. В этом году, если мы растянем курортный сезон с 1 мая по 1 ноября, мы сможем принять порядка 6 млн отдыхающих. И это будут очень хорошие показатели.
Однако, я думаю, что Крым чрезмерно загружен в июле-августе, и инфраструктура полуострова выдерживает такой наплыв туристов с жесточайшим напряжением. Поэтому не хотелось, чтобы это количество еще и увеличивалось.
Я считаю, что доходы курорта должны формироваться не только за счет числа отдыхающих, но и за счет увеличения количества дополнительных услуг, за которые люди согласны платить.


 

Интервью провела Елена Гусакова.