АЛЕКСЕЙ ЧЕРНЯК: О курортах и местах, где должен побывать каждый турист

Последние кадровые ротации в крымском парламенте касались руководства Постоянной комиссии по санаторно-курортному комплексу, туризму и предпринимательству. Предыдущий руководитель подал в отставку, однако кресло пустовало недолго – его занял крымский депутат, успевший заявить о себе как организатор ряда крупных спортивно-массовых проектов, Алексей Черняк. В своем первом официальном интервью он рассказал о жесткой конкуренции между курортами, коммерческой застройке Южного берега, а также ответил на вопрос, почему туристы едут к нам со своими консервами.
Алексей Черняк вспоминает, что его судьбу при назначении определил короткий, но содержательный разговоров с крымским спикером Владимиром Константинов, ведь на должность претендовало сразу несколько крымских депутатов от «регионалов».
МЕЖДУ КУРОРТАМИ ЕСТЬ НЕГЛАСНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, В КОТОРОЙ МЫ УСТУПАЕМ
– Перед назначением не закралась мысль, что руководство комиссией не по плечу?
– Эта комиссия одна из немногих, которая взяла серьезную планку и темп работы. Поэтому здесь нельзя останавливаться на достигнутом. В мире между курортами существует негласная конкуренция, в которой мы заметно уступаем, несмотря на тот божий дар, которым одарен наш полуостров! Но это понятно, ведь мы молодое государство, нам пока только 21 год.
– На чем собираетесь расставить акценты в работе ПК?
– Во-первых, реанимировать законодательные инициативы комиссии, которые остались без должного внимания со стороны народных депутатов.
Во-вторых, вплотную заняться вопросом привлечения туристов в межсезонье. Стоит признать, что здесь мы не сильный конкурент горнолыжным курортам, но Крым неповторим в любое время года и в этом наше преимущество. Нужно развивать событийный туризм, а пансионатам и здравницам предоставить в межсезонье налоговые льготы.
В-третьих, комиссия побывает в курортных регионах, чтобы воочию увидеть, как организована торговля на набережных, оценить доступность и состояние пляжей, степень готовности здравниц и мини-гостиниц.
– Где гарантии, что новые наработки также благополучно не затеряются в киевских кабинетах?
– На президиуме принято решение пригласить всех народных депутатов, избранных от Крыма, на заседание Центра законодательных инициатив. Цель – четко определить пути совместной работы, закрепив каждую парламентскую комиссию за нардепом, который будет сопровождать все наши инициативы в Киеве.
– С министром курортов Крыма сработаетесь?
– Министр меня уже представил всему коллективу. Мы сошлись во мнении, что законы, отвечающие за курорты и туризм, нуждаются в серьезной корректировке. Прямая обязанность нашей комиссии – вынести все наработанные предложения на Центр законодательных инициатив.
У НИХ ЕСТЬ НЕФТЬ, У НАС НЕОСВОЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ
– Крым, согласно советской статистике, принимал до 8 миллионов туристов. На что сейчас мы способны?
– За последние годы у нас стабильная динамика роста числа отдыхающих. В 2012 году Крым посетило 6 миллионов 134 тысячи туристов, что стало рекордным показателем за годы независимости Украины. Все это стало возможно благодаря планомерной работе, которая проводится в автономии. Однако многое еще предстоит сделать. Чтобы с гордостью говорить о дне завтрашнем, сегодня стоит заняться развитием и модернизацией инфраструктуры, создать условия для международных туроператоров и захода крупных сетевых отелей. Поймите, строительство отеля в Дубаях совершенно отличается от отечественного. У них больше солнца, у нас богаче природные пейзажи, у них есть нефть, у нас неосвоенные территории. Беда лишь в том, что нам надо уметь себя правильно презентовать.
– Каким Вам видится курортный сезон этого года?
– Насыщение событиями по сравнению с прошлым годом позволит привлечь в Крым большее количество отдыхающих. К примеру, экскурсионные туры на майские праздники стали хитом продаж – спрос на них по сравнению с 2012 годом возрос и очень заметно.
– В каких направлениях должен развиваться курортный Крым?
– Во-первых, расширение курортного сезона за счет продвижения весеннего и осеннего оздоровления, проведение ивент-проектов, развитие городского туризма, особенно для Симферополя, увеличение количества иностранных туристов и улучшение комфортности отдыха.
Во-вторых, использование лечебного и оздоровительного потенциала крымских курортов. Для этого необходимо масштабное развитие медицинского туризма.
В-третьих, создание конкурентоспособного туристического продукта, путем регионального развития курортных регионов Крыма. Туристу важно не только, в какой ехать санаторий и отель, но и через какой аэропорт, по какой дороге, какой вокруг пейзаж и в какой среде в конце концов он окажется.
АВСТРИЙЦЫ ВЕЗЛИ К НАМ РЮКЗАКИ, БИТКОМ НАПОЛНЕННЫЕ КОНСЕРВАМИ
– Вы предлагаете строить отели, а на Южном берегу нет места даже туристу с шезлонгом. Все застроено…
– Отдых в Крыму не ограничивается одним ЮБК. Посмотрите на Западный Крым – огромные неосвоенные территории. Взять Ленинский, Раздольненский, тот же Джанкойский район, где есть выход к Сивашу и Азовскому морю. Мест для развития много, тем более Крым способен удовлетворить спрос любого туриста. Говоря о коммерческой застройке Южного берега, то тут главное законность, отсутствие ущерба природе и памятникам архитектуры. При Николае II в Ялте запрещали строить здания выше трех этажей, чтобы город природно проветривался за счет морского и горного воздуха. Может, стоит прислушаться к советам предков? Хотя с другой стороны невозможно, находясь в прошлом веке, идти в будущее.
– Значит, говорите, что Крым не умеет себя презентовать…
– Приведу пример. Пару лет назад к нам приезжала группа специалистов из Австрии, для подготовки соревнований по акробатическим прыжкам в воду. С собой они везли рюкзаки, битком наполненные консервами. Каково же было их удивление, что Крым это не забытое Богом место, а курорт европейского уровня. Правды, австрийцы не растерялись и нашли применение своим запасам, прямо отсюда отправили заявления на отпуск и на неделю ушли в горы.
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ С ЦЕСАРЕВИЧЕМ СОБРАЛИСЬ В КРЫМ
– Модно делать ставку на новые виды туризма. Один из них – событийный. Чем собираетесь удивить крымчан?
– В этом году мы отметим 400-летие Дома Романовых. Великая княгиня с цесаревичем дали согласие на посещение Крыма. Их визит намечен на сентябрь. Наследница престола посетит Симферополь, где встретится с руководством автономии, Новый Свет, побывает на празднование 135-летия завода шампанских вин и Ялту, где в Ливадийском дворце состоится бал с участием царских и королевских династий Европы. Сейчас разрабатываем план визита, уточняются даты и сроки. В стадии переговоров с крымским клубом байкеров «Ночные Волки» организация зрелищных мото-праздников. Плюс, если все сладится, хотим провести один из этапов чемпионата Украины по дрифтингу, а также международные соревнования по клиф-дайвингу. Не хочу забегать вперед, но все-таки приоткрою небольшой секрет: мы уже ведем переговоры о проведении в Крыму Международного фестиваля КВН.
– Чем еще можно заманить туриста?
– Во-первых, романтикой моря. Подводный туризм становится все более популярным во многих странах мира. Теперь, чтобы полюбоваться красотами подводного мира, не нужно быть мастерским аквалангистом. Проходите небольшой инструктаж на базе дайв-центра, а затем в сопровождении инструктора опускаетесь в царство Нептуна. Крымское побережье хранит в себе много тайн и забытых историй, которые туристу еще предстоит узнать. Здесь и затопленные корабли, и неповторимые уникальные пейзажи.
Во-вторых, прикосновением к тайнам древности. Археологический туризм – это поездки в составе экспедиций профессиональных археологов и историков для проведения раскопок, что позволит получить незабываемые впечатления. Стать помощником археолога нетрудно, нужно просто быть готовым неделю прожить в палатке. Мы попробуем запустить два проекта уже в нынешнем году.
В-третьих, статусом делового туризма, близостью с природой – сельского, дегустационным богатством – винного. Крымские винные заводы имеют многовековую историю, им есть, что показать и чем угостить гостей полуострова.
НЕЛЬЗЯ ПЛЕВАТЬ В КОЛОДЕЦ, ИЗ КОТОРОГО ПЬЕШЬ
– Любая медаль имеет и обратную сторону, зачастую потертую. Чего не хватает Крыму, как курорту?
– Недавно ехал из Джанкоя, где проводил прием граждан, а впереди машина из ближнего зарубежья. И вот картина: на ходу открывается окно, из которого вылетает фейерверк кожуры от бананов, апельсинов и прочих объедков. Я посигналил, но в ответ лишь возмущение и негодование. К сожалению, небрежным отношением к крымской земле грешат не только туристы. Вот наглядная история из жизни, как крымский поселковый голова учил односельчан не плевать в колодец, из которого пьешь. Он вычислял, кто вывез на окраину села мусор, после грузил его обратно в тележку и высыпал под ворота горе-хозяину.
Еще меня возмущает порой хамское отношение к отдыхающим со стороны обслуживающего персонала, особенно в мини-отелях. Но я уверен, что эту проблему нам удастся решить. Крым сохранит лицо гостеприимного курорта.
– Лицо Крыма – его столица. Что бы хотели изменить в Симферополе?
– В рамках реконструкции центральных улиц я предложил мэру города установить креативные указатели с месторасположением музеев и театров. Если сейчас, ради эксперимента, спросить у симферопольцев, где находится музей истории столицы, многие даже пальцем не смогут показать, уже не говоря об адресе. Мы должны исправить эту брешь. В качестве пилотного проекта туристический маршрут от железнодорожного вокзала к центру с посещением ведущих музеев города, причем денег из казны на это не понадобится. В итоге мы получим не просто пеший маршрут, но еще и историко-культурный квест для школьников и молодежи!
В ТУРИЗМЕ, КАК И БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКЕ, КОНКУРЕНЦИЯ БЕСПОЩАДНА
– Каждый год, в канун курортного сезона о Крыме распускают пугающие истории, то о нефтяных пятнах покрывших все побережье, то пауках-топотунах, нападающих на кур и собак. В этом году все началось с боевых дельфинов с огнестрельным оружием на лбу… Кому выгодны все эти спекуляции?
– Многим нашим соседям как вдоль побережья, так и вообще в туристической отрасли. Я помню, как несколько лет тому назад мне звонили родственники из Санкт-Петербурга с вопросом, мол, правда ли, что у вас там военное положение ввели? Оказывается, они посмотрели сюжет по своему местному телеканалу, где засняты кадры, как наша военная техника возвращается с полигона в воинскую часть. Для безопасности автомобильного движения, естественно, на несколько минут была перекрыта дорога, но в сюжете ничего об этом не говорилось. На экране просто шел видеоряд, а сверху бежала надпись: «Без комментариев. Смотрите, что творится в Крыму». Поэтому в туризме, как и в большой политике, конкуренция беспощадна.
– Назовите 10 крымских мест, в которых должен побывать каждый турист?
1. Большая Ялта. Ливадийский и Воронцовский дворцы, замок Ласточкино гнездо, Форосская церковь, Байдарские ворота, Ай-Петри.
2. Черноморский район. Тарханкут. Село Оленевка. Подходит для дайверов, кайтов, серфинга.
3. Балаклава. Морские прогулки, музей подводных лодок.
4. Феодосийский регион. Музей Айвазовского, Коктебель (джаз-фестиваль), Старый Крым (музей Грина, Армянский монастырь Суб-Хач).
5. Севастополь. Панорама, Херсонес.
6. Судак. Фестиваль «Генуэзский шлем», завод шампанских вин «Новый Свет».
7. Бахчисарайский регион. Ханский дворец. Мангуп, Большой каньон, Чуфут-Кале.
8. Симферополь. Художественный музей, Неаполь Скифский, Воронцовский парк.
9. Керчь. Катакомбы Аджимушкая, гора Митридат, склеп богини Деметры.
10.Белогорский район. Сафари-парк «Тайган», Белая скала (Ак-Кая).
 
Виктор Лященко