АНДРЕЙ СКРИПЦОВ: о музе, Достоевском и вкусе мышьяка во рту

Андрей Скрипцов  – один из лидеров некогда известного движения «Русский Крым», сегодня – советник Министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника. Но в нашем разговоре – запрет на политику. Да, честно говоря, и сам Андрей нехотя касается этих тем, ведь давно живет в мире, где жизнь героев обрывается точкой либо становится вечной после многоточий. Несколько лет назад была издана первая книга Андрея Скрипцова «Эпоха Возрождения души», в прошлом году состоялся его дебют в качестве режиссера короткометражного фильма, сегодня он дописывает роман и сценарий в жанре психологического триллера. В эксклюзивном интервью он рассказал о своем понимании творчества, о том, почему крымчане перестали читать серьезную литературу и книгах, которые взял бы с собой на необитаемый остров.
ПИСАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ВЖИВАЛСЯ В ШКУРУ СВОИХ ГЕРОЕВ
Искусство писателя состоит в том, чтобы, читая его книги, люди узнавали в них себя. Может, именно поэтому Андрей Скрипцов на протяжении 16-ти лет не решался публиковаться. С годами тексты накапливались, и мысли об этом стали душить. Он считает, что люди начинают творить по разным причинам. Но если ты взял в руки перо, чтобы обрести мировую славу и крупные гонорары,  то ты не писатель, а ремесленник.
– Когда вышла первая книга, действительно, стало легче. Моя литературная деятельность не принесла мне ни денег, ни славы, но я не бросил заниматься творчеством, ибо настоящий автор этого просто не может сделать. В пьесе Горького  «Дети солнца» описывается самоубийства ветеринара, который спровоцировал всеобщую панику. Герои сильно переживали трагедию, но лишь художник, будто не обращал на них внимания и продолжал рисовать картину, чем сильно возмутил главную героиню. Мол, как вы можете работать в такой момент, а он поворачивается и говорит: «А Вы можете не дышать? Нет. А я не могу не рисовать».

Фото со съемок фильма «Танго отчуждения», где Андрей Скрипцов выступил автором сценария и режиссером
РУССО И ВОЛЬТЕР НЫНЧЕ НЕ В МОДЕ
Для Андрея его произведения как дети. Он твердо уверен, что человек, который не может себя реализовать, теряет цель и смысл жизни. Хороший роман можно написать минимум за год. Требования издательств по три романа в год – беллетристика, ориентированная на массового покупателя, как чипсы. Но литература – это не чипсы. Правда, сейчас у  читателя снижен спрос на серьезную литературу.
– Несколько лет назад был разговор об издании моего романа во Франции, и оказалось, что русский автор там воспринимается через своеобразную призму. Надо писать о том, как в России плохо, как гэбисты убивают людей. Это как книги Политковской – бешеные тиражи, а когда ее убили, вообще мировая слава. Есть второй вариант – подстраиваться под западные веяния, но я не умею писать о вампирах и Гарри Поттере, о том, как Бэтмен победил Годзиллу, который съел Чужого, а Чужой – Хищника. А темы Достоевского сегодня никому не нужны в плане сбыта на рынке.
Андрей Скрипцов считает, что если театр начинается с вешалки, то успех писателя на 90%  в самоотдаче и только на 10% зависит от таланта.  Он пытается наследовать и продолжить литературные традиции и идеи, которые легли в основу творчества Чехова, Достоевского, Толстого, Флобера, добавив к классике мозаику современности.

ЛИТЕРАТУРА И РЫНОЧНЫЙ ХЛАМ
Андрей Скрипцов не разделяет мнения, что гениальные писатели глубоко несчастны и одиноки. Хотя порой на подсознательном уровне стремится к одиночеству, чтобы сполна погрузиться в мир своего очередного произведения, оставшись один на один с персонажами, их горестями и радостями, удачами и лишениями.
– Алексей Толстой считал, что душа совершенствуется страданиями, но одного переживания для создания книги мало. Здесь важна сила художественного осмысления, отточенная мысль и высокое мастерство слова. Вместе получается шедевр! Писатель  подобен актеру, он рождает персонажи на основе реальных образов и вживается в их шкуру. Жюль Верн, когда плыл  летом по Средиземному морю, простудился, потому что  писал про путешествие капитана Гаттераса на Северный полюс и пропускал через себя  всю боль своих героев, которые замерзали и умирали от холода. Флобер, когда убивал в своем романе Эмму Бовари, натурально чувствовал вкус мышьяка во рту. Именно поэтому так достоверно все описано.
Мы плохо умеем отделять настоящую книгу от рыночного хлама, ведь то и другое одето в  красочные обложки, при этом последние порой выглядят даже роскошней. Андрей Скрипцов, придерживаясь подхода русской поэтессы Зинаиды  Гиппиус, делит литературу на четыре класса: непонятно написано о понятном, непонятно о непонятном,  понятно о понятном и высший уровень мастерства – понятно о непонятном.
– Настоящая литература открывает возможность восхождения человека, растит  его нравственно и духовно. Если этого не происходит, то вы купили не «бриллиант», а подделку. Именно поэтому люди заставляют себя дочитывать книги или, закрывая их, не могут вспомнить даже имена главных героев. Ничего не зацепило. Над хорошим романом писатель работает несколько лет,  а читатель  «глотает» за один день, потому что не может оторваться и полностью погружается в новый мир. Писатель, который не растет – живой труп.

ЧЕЛОВЕК ОБРАСТАЕТ НЕЗРИМОЙ ШЕРСТЬЮ
Он признается, что разочаровался в современном искусстве, где востребованы развлечения, шоу, бесконечные сериалы, которые удаляют человека от главной способности – мыслить. А ведь таким народом проще управлять.
– В книге Носова «Незнайка на Луне» есть Остров дураков, куда сгоняли людей. Там они вкусно ели, вдоволь пили, катались на карусельках, много спали и постепенно обрастали шерстью, начинали бегать на четвереньках, тупеть и блеять, как овцы. Затем с них стригли шерсть и продавали. В нашем мире происходит нечто подобное, только Остров дураков пытаются сделать из нашего мира. Человек постепенно обрастаем  незримой шерстью, перестает сопротивляться несправедливости, отличать прекрасное от ужасного, впитывает всякую гадость из телевизора. Идет культурная война  по сносу человеческого в человеке.

С Министром образования и науки Украины Дмитрием Табачником
Сегодня Андрей трудится над несколькими романами. Ждут своего окончания «Роза и прах» и «Немного тепла для одинокой души». Андрей Скрипцов никогда не входил в крымский Союз писателей,  ибо не хотел быть участником собрания массовиков.
– Всего один раз я пришел на своего рода литературную тусовку, где увидел, как участники вырывали друг у друга микрофоны, ссорились, чтобы быстрее рассказать свой очередной стишок. Каждый из них считает себя непризнанным гением, пороча своих же коллег, что те добиваются признания исключительно за счет связей или через постель, благодаря богатому любовнику или любовнице. Но писатель не должен плакаться, жаловаться на всех и быть тряпкой. Писатель – это мужественная работа. Мужество еще и в том, чтобы до поры не показывать свою работу, если чувствуешь, что она еще не завершена.
 Андрей называет утверждения о том, что без музы писатель не в состоянии творить профанацией, оправданием своей лени. Если ты хочешь состояться как писатель, то нужно следовать совету Флобера, который говорил, что «все вдохновение только лишь в том, чтобы в 6 утра сесть за рабочий стол и писать». Прирожденных гениев достаточно мало, писатель должен оттачивать свое мастерство. Начинающим авторам Андрей Скрипцов советует, во-первых, никогда не сдаваться, во-вторых, писать, когда на душе плохо и хорошо, словом, независимо от настроения, в-третьих, не ждать вдохновения, а работать.  И последнее: учиться жить судьбами людей, слушать их, чувствовать, пропускать через себя их жизни, эмоции, переживания.
– Писатель,  который выпрашивает у читателей  мнение о своем произведении, внутренне неуверенный в себе человек, которому нечего рассказать людям. Когда я дарю свою книгу, то не спрашиваю о ее судьбе, дальше ее хозяин читатель, хочет – читает, высказывает свое мнение, хочет – топит печку. Настоящий писатель, возможно, всегда начинается со вдумчивого читателя, но чаще всего с авторами, которые действительно потрясают, уже не поговоришь.
Образцом классического изложения для Андрея Скрипцова является русский автор Владимир Набоков. При этом на необитаемый остров он взял бы с собой  первую часть романа «Идиот»  Достоевского, роман «Госпожа Бовари» Флобера, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, а также повести Чехова «Очень скучная история» и «Дуэль».

ХОРОШЕЕ КИНО – ЭТО ЖИЗНЬ, ИЗ КОТОРОЙ УБРАЛИ ВСЕ СКУЧНОЕ
Андрей Скрипцов также выступил сценаристом и режиссером короткометражного фильма «Танго отчуждения», съемки которого проходили в прошлом году. Сюжет основан на реальных событиях. Однако короткометражное кино сегодня обречено на удел участия в фестивалях и практически лишено возможности доступа к широкому зрителю через прокат. Сегодня Андрей дописывает киносценарий к двухчасовому психологическому триллеру «Великий инквизитор», своеобразное развитие идей Шиллера и Достоевского в  XXI веке.
Андрей Скрипцов пока не достиг всенародной славы, поклонники не купают его в овациях, а незнакомки не просят автограф на улицах, но он твердо уверен, что его творчество не напрасно, ибо заставляет задумываться читателей и зрителей. А успех и слава приходят лишь со временем, да и не являются определяющими факторами творчества.
 
Виктор Лященко