О деде, Победе и гордости

Чем мрачнее настоящее и непонятнее будущее, тем яростней наши люди кидаются в прошлое… Со всех сторон несется: я горжусь, мы гордимся! Вместо «здравствуйте» встречному сразу в лоб: а ты гордишься? Ах, не гордишься?! А ленточка твоя георгиевская где?! И пошла мясорубка!

Но вдумайтесь, нынче почти все (славяне, я имею в виду) позиционируют себя православными. А ведь в христианстве гордыня – один из самых страшных грехов! И потом – чем гордиться? Уже слышу воинственный крики и чувствую жар разжигаемого костра – как чем?!  Да он не патриот! Вот мы сейчас ему покажем!  А может, немного остыть и для начала даже не поднимать вопрос о том, что гордиться заслугами предков – детское иждивенчество? Взрослому человеку самому нужно чем-то полезным в истории отмечаться.       
Попробуйте представить – в ваш дом ворвался разбойник и начал бесчинствовать. Вы, если хватает сил, вышвыриваете его вон, при этом разбойник успевает искалечить или даже убить ваших близких и разорить дом. Мрачно? Да! Горько? Да! Плохой пример я привел? Да, очень плохой… Правда, жизнь привела для нашей страны в 41-м пример похуже и не спрашивала нашего мнения. А вот теперь, когда близкие похоронены, дом восстановлен и вы сидите на поминках – хотите ли вы радостно гордиться тем, что разбойник побежден? Приносит ли вам сам факт вашей победы (а ведь вы победили разбойника и даже, возможно, наказали его) радость, легче ли вам на вашем семейном кладбище от этого? Вот то-то и оно… Враг повержен, а боль осталась. И вместо того, чтобы унять боль, а это можно сделать только смирением и прощением (не моя мысль, читайте отцов церкви), мы пытаемся заглушить ее, радостно отплясывая на трупе давно истлевшего врага, или, еще краше, подогревая свою ненависть к врагу недобитому и толково придуманному, всяким там ОУНовцам и прочим полицаям.  Которые, по большей части, тоже уже истлели.
При этом радость праздника старательно пытаются ощутить не те, кто непосредственно разбойника воевал, а их внуки. Сами воины, когда еще были живы, почему-то так истошно не пели и не танцевали в свой ежегодный победный день, я это хорошо помню, они больше вспоминали павших. Мы же в своей радости и гордости не столько скорбим о мертвых (сколько их еще не похороненных по лесам лежит?) и не столько сочувствуем оставшимся в живых, сколько любуемся собой... А правнуки ветеранов, построенные раз в году вдоль улиц, учитывая состояние среднего образования, в большинстве своем уже не отличают ветерана Великой Отечественной от ветерана Куликовской битвы, при всей нашей гордости…
Вот еще простой, невинный, но очень неприятный вопрос, который задать, я чувствую, можно только здесь, в сети. Ибо намного проще размазать вопрошающего по асфальту или, по возможности, сослать на Колыму, чем дать ясный ответ. А не ответить – признать себя неудачником. Итак, перед кем мы гордимся своей Победой?
И все, тишина. Приехали. Ведь что такое гордость? Это ощущение, что я выше, лучше, совершеннее другого. Гордиться можно только перед кем-то.  Общей Победой друг перед дружкой не погордишься, а тогда перед кем? В спорте, например, понятно – если наши пловцы быстрее ваших, значит, наши пловцы лучше. Точка. А в войне? Если мы победили и гордимся этим – получается, мы лучше! Вопрос – кого лучше? Другого народа?  Мда… Гитлер как раз с этого постулата и начинал.
Так что делать? Не знаю… Наверное, печалиться о погибших, радоваться тому, что живы, что остались народом.  Детей учить не сказкам, а истории, которая от сказок отличается тем, что конца в ней пока, слава Богу, не предвидится и персонажи в ней не только богатыри и драконы. Хранить память о предках, ту же историю семьи вести – ну, что еще? Быть терпеливыми, доброжелательными и помнить, что в своих бедах мы, наше поколение, виноваты сами, списывать все на прошлый век – значит признать себя вечными младенцами, которые поставили на коляски шестилитровые двигатели, но никак не выпустят из все еще беззубого рта материнскую грудь.
А деда нужно просто любить! Ну, если даже не воевал бы он – и что? Не был бы дедом? Давшим жизнь роду и воспитавшем детей? Хотя, что тут спорить, гордиться или не гордиться предками – дело личное. Но делать из гордости за дедов основу внутренней политики государства не стоит – деды у всех свои и к тому же разные…
Сергей Воскресенский