Мы можем многому научиться у Индонезии

Мы можем многому научиться у Индонезии

В июле этого года президент Торгово-промышленной палаты Крыма Александр Басов вместе с крымскими бизнесменами посетил Индонезию, в том числе остров Бали. О том, чем Крым может заинтересовать индонезийских партнеров, как сделать регион процветающим курортом и почему индонезийцы всегда улыбаются, Александр Басов рассказал в интервью Крымскому информационному агентству.
– Александр Петрович, Как часто ТПП проводит такие ознакомительные поездки за границу?
– В год мы организовываем несколько поездок, за годы существования палаты – это сотни. В основном они предназначены именно для бизнесменов. Индонезия не случайно была выбрана в качестве цели нашей поездки. На сегодняшний день она демонстрирует уверенные темпы роста – 6,3% по итогам 2014 года. В прошлом году банковская система Индонезии признана самой прибыльной в мире. А мы должны искать места приложения своих технологий и экспортных товаров.

– Чем интересен Крым для Индонезии?
– Крым может предложить немало. Возьмем, допустим, симферопольский завод «Пневматика». Прекрасное производство, сохранены конструкторские и рабочие кадры, но предприятие страдает от отсутствия заказов. Очень хорошие трансформаторы ПАО «Сэлма», комплектующие завода «Симферопольсельмаш», электроинструменты ОАО «Завод «Фиолент». Завод «Море» в Феодосии – это катера, завод «Залив» в Керчи выпускает крупнотоннажные суда. А Индонезия – это 18 тыс. островов. Если смотреть на север Крыма – это химия, удобрения. Индонезия – это страна тропического пояса, где растет все, у них большая потребность в удобрениях. И Крымский содовый завод, и «ТИТАН» сейчас проходят перевооружение. Объемы производства растут, естественно, необходимо искать новые рынки сбыта.
– А что может предложить Индонезия Крыму?
– Индонезия для нашей развивающейся экономики – это очень интересный партнер. Мы побывали на крупнейшей в Азии международной мебельной выставке IFFINA в Джакарте, где была представлена мебель и предметы интерьера. Ее импорт, а также импорт фруктов нам интересны. У них очень развита художественная резьба по красному и черному дереву, потрясающая резьба по кости, очень мощная текстильная промышленность. Все это экспортируется в огромных количествах. Мне было интересно смотреть с профессиональной точки зрения, как у них работает туристическая сфера. И здесь нам нужно учиться и учиться.
Отличную мебель также производит белорусский производитель «Пинскдрев». Мебель этой компании отличает стиль и изысканность, а также огромный 135 летний опыт производства.
– И чем же примечательна их туристическая сфера?
– Понравилась организация туристического бизнеса на острове Бали. Курорт более чем востребован! При населении в 3,6 млн. человек и площади в два раза меньше, чем Крым, его посещают в год 9 млн. человек. На Бали нет понятия сезонности, очень хорошо работает система аттракций. Для туриста могут организовать полеты на самолете, дайвинг, кайтинг – все это присутствует и доступно по ценам. Можно поплавать со скатами или акулами. Очень красивые дворцы и религиозные храмы. Целая система торговых площадей, где существует огромное количество потрясающе оформленных бутиков. Превосходные пляжи – океан соленый и очень теплый. Никаких заборов! По пляжам можно гулять десятки километров. В плане строительства все очень разумно, нельзя строить здания выше четырех этажей, чтобы не закрывать другим вид на океан.

– А медицинское обслуживание?
– Интересна организация медицинского направления, сети массажных салонов. В Индонезии массажные салоны – это практически медицинские учреждения, где часовой массаж стоит от 6 до 10 долларов. Делают его настоящие профессионалы, которые обучались от одного до трех лет. Пилинг рыбками – удовольствие стоит 3,5 доллара за 15 минут. У нас массаж вообще не развит, многие считают, что это услуга с «подтекстом». Есть с их стороны предложения, чтобы в Крым приехали несколько инструкторов и организовали обучение наших специалистов.
– Значит, цены на отдых невысокие?
– Недвижимость на Бали очень дорогая, сопоставима по стоимости с ялтинской, но уровень сервиса и цен поражают. Например, шикарно пообедать в ресторане можно за 30 долларов, а если недорого, в кафе, то за 10 и даже 5 долларов. Можно платить карточками, всегда выдают чеки – в этом плане Индонезия не туземное государство. В отельном бизнесе они сделали ставку не на дороговизну номеров, а на движение. Конечно, есть пятизвездочные отели, где суточное пребывание стоит тысячи долларов, но есть отели, где можно остановиться за 40 долларов с завтраком. За эту цену мы жили в бунгало, рядом бассейн с фонтанами, кафе, территорию постоянно окуривали для защиты от насекомых. Приятый, ненавязчивый сервис.
– Почему в Крыму не получается создать такие условия для туристов?
– В Крыму рекреация все же в зачаточном состоянии. С советских времен осталось 300-400 крупных здравниц, но мини-отели пребывают в хаосе. Многие наши отельеры думают, что если они построят «дворец» у моря, это даст приток клиентов. В кратковременной перспективе, может, и так, но в дальнейшем идет падение. Очень большая кадровая проблема, ведь надо учить свой персонал, любить клиента! Прежде всего, улыбаться, это и называется гостеприимством. Многие нанимают персонал не из Крыма, чтобы поменьше платить, а наши крымчане, получив высшее образование в третьесортном вузе, считают, что работа горничной или портье их унижает. Но все не могут быть министрами. Главное получать удовольствие от своей работы.
– А индонезийцы получают удовольствие от работы?
– Индонезийцы не рассматривают свою жизнь в дискретном участке от рождения до смерти. Они воспринимают себя как часть социума, поэтому доброжелательны, улыбчивы, трудолюбивы, берегут карму, считают, что нужно хорошо работать, быть порядочным человеком. Нет ни агрессии, ни воровства. На Бали тоже много трудятся – на переработке леса, кожи, ткани, кости. Там крайне низкий уровень преступности, зато есть уважение к собственности. Любят торговаться, они очень контактные, открытые.

– Как обстоят дела с сувенирной продукцией?
– В Индонезии колоссальное количество сувениров, начиная от брелоков и магнитиков, и заканчивая масками и статуэтками. Филигранная резьба по кости – для этого у них по 50-60 разных резцов. Плетут циновки, из ротанга делают элементы интерьера. Все это востребовано и успешно реализовывается. Их правительство очень дальновидно поступило, обложив пошлиной в 50% вывоз необработанной древесины – хочешь вывозить, произведи здесь. Индонезийцы делают изумительной красоты ювелирные изделия, в стране добывают и золото, и серебро, и жемчуг. При этом цены очень сильно разнятся, можно и за 10 долларов купить украшение, можно и за тысячи. А Крым, увы, почти не имеет своего сувенира.
– Как организовано в Индонезии сельское хозяйство?
– Индонезийцы очень трудолюбивы, они умудряются в течение года вырастить и собрать три урожая риса. Их система ирригации существует столетия! Все продумано, система каналов проходит через все села и поля. Значительная часть воды идет на орошение тропических культур. Огромное количество тропических фруктов, все выращивают в садах.

– Понравилась их кухня?
– Мне кухня понравилась, она острая, но если попросишь, принесут «no spicy». Горячие острые супы, хлеб почти не едят, его заменяет рис, который подают с овощами, морепродуктами. Потрясающе вкусный балийский кофе! Есть и экзотичные сорта, например кофе «Лювак». В Индонезии много долгожителей, несмотря на казалось бы экстремальный климат, и связано это с правильным питанием. У них очень много натуральных продуктов, они не злоупотребляют мясными блюдами, предпочитая более полезную и легкую пищу.

– Неужели в Индонезии нет никаких проблем?
– У них высокий уровень коррупции, но парадокс состоит в том, что с коррупцией реально борются. Осуждены десятки крупных чиновников – министры, губернаторы, парламентарии, полицейские.
– Какая в Индонезии система налогообложения?
– В Индонезии система налогообложения – это НДС и подоходный, он же корпоративный налог, который распространяется и на частные, и на юридические лица. Для беднейших слоев населения с годовым доходом до 2400 долларов вообще нет никаких налогов. Большинство ремесленников, которые сидят в деревнях, вообще ничего не платят, платить начинает магазин, который продает их продукцию. У них налоги не вызывают какого-то трепета. Корпоративный налог – до 30% прибыли, НДС на услуги – порядка 10%. Иностранные инвесторы могут получить до 10 лет освобождения от налогов при сумме вложений от 5 млн. долларов. Удобство состоит в том, что нет пристального внимания к бизнесу, проверок. Неоднократно спрашивал про проверки – у людей это вызывает удивление.
– Какие дальнейшие планы в отношениях с Индонезией?
– Мы хотим заключить соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Крыма и палатой Бали. Есть идея, автором которой является один из участников поездки, ген директор фирмы «Реале» Сергей Плешков, заключить побратимское соглашение между провинцией Бали и республикой Крым. Это предложение поддержало правительство Крыма. У нас есть побратимство городов, а мы хотим, чтобы появилось побратимство регионов. Кстати, по очертаниям Бали, если посмотреть на карту, напоминает наш Крым в зеркальном отображении.
 
Марина Резникова
Фото интервьюера