«Царь Ирод» в стране Дори

Как-то одного моего знакомого, очень мудрого и рассудительного человека, досужие журналисты подловили на улице и спросили: «Какого вы мнения о новой постановке Новикова в Русском театре? Не кажется ли она вам слабой и несовременной?» С таким нехорошим намеком на личностные качества Анатолия Григорьевича. Любят у нас, знаете ли, на улицах телевизионщики приставать к прохожим с неожиданными и каверзными вопросами, причем ответ снимается на камеру и тут же выдается в ближайшем эфире то ли как соцопрос, то ли как глас народа. Но мой знакомый не растерялся и на камеру же объяснил, что, если бы у нас в городе был десяток драматических театров и они конкурировали между собой, то, возможно, он камня на камне не оставил бы от новой постановки. А так в губернском городе С  есть только один театр (дело было в начале 90-х, когда Украинский музыкально-драматический был в глубоком кризисе, а о Крымско-татарском еще и речи не было), который можно назвать театром, куда родители могут отпустить детей даже на вечерний спектакль.
И дети придут в теплое, красивое, отремонтированное  помещение с вестибюлем, гардеробом и буфетом, сядут в старинном зале, где нет и признаков разрухи и кризиса, в оббитые новым бархатом кресла, увидят на настоящей сцене с хорошими декорациями классические произведения в исполнении профессиональных актеров,  – в общем, посетят Театр и увидят, что Театр как явление все еще существует на свете.  И потому заочно критиковать человека, который все это сохранил, причем только из любви к искусству, без всякой личной корысти, мой знакомый отказался. Несмотря на множество возможностей, которые Новиков, с его весьма непростым характером, щедро предоставлял любому желающему позлословить.
К чему это я, пытаясь поделиться впечатлениями о премьере «Царя Ирода», начал с другого театра? Да потому, что речь идет об одном – о сохранении национальной культуры. Не языка, не самобытности, не государственности – культуры нации, которая в себя включает все вышеперечисленное.
Спектакль, конечно, производит впечатление, сценическое решение и постановка Владимира Косова масштабны, оформление сцены – строго и величественно, под стать содержанию рок-оперы, балет эмоционален, хор – впечатляет, солисты – неподражаемы. Валерий Карпов в роли Ирода могуч и трагичен, Зосима Рваный Пес  в исполнении Валерия Лукьянова просто швырял в зал бурю эмоций, раздирающих душу палача – и у палача, оказывается, есть душа… Агасфер в исполнении Валерия Тюленева блестяще воплотил образ человека, идущего на костер за идею, ну, а нежное исполнение роли Мариамны стало для Марины Гиман-Лисовской блестящим дебютом – не каждый справится с такой ролью.

Предыдущий абзац был, так сказать, обязательной программой и все эти теплые слова более профессионально скажут настоящие театральные критики. Другие же критики, еще более профессиональные, найдут множество недочетов и промахов и раздраконят постановку в пух и прах. А я просто хочу высказать благодарность авторам спектакля, древний сюжет которого будет еще много веков актуален – композитору Игорю Покладу и поэту Александру Вратареву, которые не побоялись в наше время сериалов, комедий и римейков взяться за абсолютнейший неформат, говоря языком тех же телевизионщиков. И инициатору постановки, директору Крымского академического украинского музыкального театра Владимиру Загурскому. Я намеренно не упоминаю многочисленные титулы перечисленных создателей рок-оперы, потому как первопроходцы в титулах не нуждаются, они остаются первыми и этого для истории достаточно.
В кулуарах зрительского зала в антракте спектакля я краем уха услышал, что от постановки этого произведения отказался даже Виктюк, хотя вроде договор с ним уже был. То есть смелости настоящим пионерам искусства понадобилось немало – чтобы поставить не обыгранную тему,  а совершенно новый, весьма затратный спектакль, нужно быть весьма отчаянным творцом! Не знаю, окупится ли материально постановка, но, судя по аншлагу и обилию молодых лиц на премьере, семена брошены в благодатную почву.
И еще одна мысль. «Царь Ирод» важен нам, украинцам, потому как заставляет задуматься о двух вещах, которые на телевизионных ток-шоу, как правило, не обсуждаются. Об исторической правде и об ответственности власти. Ирода мы знаем, в основном, по Евангелиям:  злодей, мол, изверг и прочая. Но ведь он был и еще реальным историческим лицом и до 33 года нашей эры (да и после) правил довольно успешно. И с точки зрения тогдашней морали он ничего необычного не совершил – просто боролся за власть. И вот, чтобы понять, как далеко мы ушли в своем мировоззрении вперед, а главное, чтобы не потерять те же ориентиры добра и зла, очень важно увидеть зло в его обычном, не библейском облике. И оглянуться вокруг. И понять, что библейских персонажей сейчас не меньше, как несущих добро, так и плодящих зло. И хотя бы научиться их различать и увидеть добро и зло из библейских притч в себе.
А причем тут страна Дори? Как известно, это одно из названий средневекового крымского княжества, сокращенно от «Феодоро». Ну да, это знают все, а Ирод каким боком к стране Дори причастен? Прочитайте имя царя наоборот и подивитесь прихотливости истории…

 
Сергей Воскресенский