ЭНВЕР АБДУРАИМОВ: о страшилках меджлиса, костюме политика и семье

Председателя Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Энвера Абдураимова причисляют к числу крымскотатарских политиков новой формации. Он знает цену своим словам, всегда отдает долги, дорожит друзьями и никогда не пренебрегает мнением врагов.

В эксклюзивном интервью Крымскому информационному агентству он рассказал, почему разочаровался в политике меджлиса, преемниках Мустафы Джемилева и своем видении развития национального движения крымских татар.

20 ЛЕТ КРЫМСКИХ ТАТАР ВЗРАЩИВАЛИ В НЕНАВИСТИ

– Энвер Элимдарович, что вас заставило занять кресло чиновника?

– Пять лет назад, когда я вошел в крымскотатарскую национальную политику, то жил иллюзией, что решать проблемы крымских татар не дает власть. По крайней мере, такую мысль в нас взращивали лидеры меджлиса. Я молчаливо верил, ведь всегда проще открыть рот, чем глаза. Время шло, и действительность оказалась совершено иной. Львиная доля вины прозябания нашего народа – в бездеятельности лидеров движения. Взвалив на себя миссию защиты депортированных, сами они не дорабатывают.

– Под лидерами движения речь идет о руководстве меджлиса?

– Последнее 20 лет крымских татар зомбировали и взращивали в ненависти к власти вместо того, чтобы сообща решать социально-экономические проблемы, с которыми они столкнулись по возвращению на свою родину. Теперь, когда время безнадежно упущено, лидеры меджлиса не хотят признавать свои просчеты и бессилие, поэтому придумывают очередные страшилки для народа, чтобы держать его в ежовых рукавицах. Нельзя использовать людей, созывая на свои шумные митинги, чтобы показать власти мускулы и выторговывать политические дивиденды.

– Возглавив ПК вместо Ремзи Ильясова, вы фактически бросили вызов меджлису, который считал эту должность своей квотой. Не боитесь?

– Пять лет назад – да, но сегодня, побывав в среде меджлисовцев, я увидел, насколько они непоследовательны. Наш народ остро нуждается в поддержке власти. Люди десятилетиями живут в своих домах без света, газа, канализации. Вместо дорог – грязь. А тем временем лидеры меджлиса решают уйти в оппозицию, положив на одну чашу весов мандат нардепа, на вторую – судьбы депортированных. На мой вопрос, зачем наступать на одни и те же грабли, идя на союз с «оранжевыми», которые будучи у руля власти не сделали для крымских татар ровным счетом ничего, ответа так и не последовало. Мои неоднократные предложения изменить курс остались тщетны. Мне стало стыдно смотреть, в каком бедственном положении находятся наши соотечественники. Вот почему я решил уйти. Старая индейская поговорка гласит: «Лошадь сдохла – слезь».

МИФ О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ – ХИТРЫЙ ХОД ВЕРХУШКИ МЕДЖЛИСА

– Каким должен быть курс отношений власти и крымских татар?

– Я предлагал национал-либеральную концепцию, в которой во главе угла стоит системное решение проблем репатриантов, а не война с властью. Но мои предложения были отметены. Я даже собирался отказаться от мандата депутата крымского парламента, куда был избран по спискам «Курултай-Рух», так как не хотел по истечении каденции оправдываться перед избирателями, что ничего не сделал, потому что моя политическая сила была в оппозиции. Это абсурдно.

– У Вас есть единомышленники среди крымских татар? Один в поле не воин…

– Не все крымские татары разделяют выбор меджлиса уйти в оппозицию. К сожалению, в верхушке меджлиса не хватает здравомыслящих политиков, а нынешние либо боятся поднять голову, либо подвержены тоталитарной руке Мустафы Джемилева.

– Ваше решение работать в связки с властью Крыма в меджлисе окрестили предательством…

– Чем я предал? Тем, что хочу помочь крымскотатарскому народу? Должность, которую я занимаю, не передается по наследству и не является чьей-либо собственностью. Миф о предательстве – это один из хитрых ходов верхушки меджлиса, когда всех неугодных они переводят, как в советское время, в ранг врагов. Я тоже крымский татарин и тоже хочу служить своему народу. В чем мое преступление? В том, что имею свое мнение, которое не совпадает с меджлисовским?

К РУКОВОДСТВУ МЕДЖЛИСА ДОЛЖНО ПРИЙТИ НОВОЕ ЛИЦО

– Кем является Мустафа Джемилев для крымских татар?

– Цену плаща узнают в дождь. Бесспорно, это один из самых заметных лидеров нашего народа. В его заслугах в период возвращения крымских татар на родину никто не сомневается. Мустафа Джемилев много сделал в борьбе с советской властью. Но сегодня другое время, в котором противостояние только вредит народу. Нельзя открывать дверь, которую ты не в силах закрыть. Настало время собирать камни, чтобы выстроить прочный фундамент для развития и созидания.

– Мустафа Джемилев заявил, что покидает пост главы меджлиса…

– Это не первое подобное заявление из его уст за последние годы. Возможно, очередной пиар-ход. Хотя я уверен, что ему уже давно пора уступить дорогу более современным политикам.

– Называют трех претендентов на этот пост – Рефата Чубарова, Ремзи Ильясова и Ахтема Чийгоза

– Если меджлис возглавит Чубаров, то для крымских татар ничего не изменится. Чийгоз – полевой командир крымскотатарского движения, но сейчас не надо воевать. Ильясов не публичный политик, ему не хватит дипломатичности и поддержки. Все эти люди представляют урбанистическую направленность. К руководству меджлиса должно прийти новое лицо, но для нынешней засидевшейся элиты это смерти подобно. Они не в состоянии отойти в сторону.

Рефат Чубаров, Ахтем Чийгоз и Ремзи Ильясов

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА О ДЕПОРТИРОВАННЫХ НЕИЗБЕЖНО

– Когда состоится ваша встреча с Министром социальной политики Украины Натальей Королевской, которая курирует программы обустройства репатриантов?

– В следующем месяце планируем выезд в Киев. Сейчас вместе с Рескомнацем готовим перечень вопросов для обсуждения с министром. Мы не должны накапливать проблемы и топтаться на месте, так как не имеем права терять самое драгоценное – время.

– Закон о депортированных примут в этом году?

– Иллюзий строить не стоит. Законы обычно принимаются в слаженной обстановке, чего, к сожалению, в парламенте страны нет. Ситуация нестабильная. Но принятие закона неизбежно. Он необходим как воздух, вопрос только, в каком качестве. Нынешний законопроект сам по себе еще сырой, в нем отображены не все позиции. Сейчас я изучаю этот документ, чтобы сложить для себя четкое мнение.

– Говорят, что Совет представителей крымскотатарского народа будет переформатирован…

– Вполне возможно, что определенные корректировки будут внесены.

ВЛАСТЬ КРЫМА КАК НИКОГДА СИЛЬНАЯ

– Что может пошатнуть межнациональный мир в Крыму?

– У нас нет каких-либо предпосылок к обострению ситуации в регионе. Во-первых, мир может пошатнуть слабость власти, но крымская власть сегодня как никогда сильная. Власть научилась снимать все острые углы и противоречия. Она относится к проблемам крымских татар, как к проблемам всего крымского сообщества, не разделяя на своих и чужих. Никто не заинтересован в межнациональных конфликтах.

– Зачем нужно проведение Международного форума по проблемам крымских татар, на чем так рьяно настаивают лидеры меджлиса?

– С одной стороны – это дополнительное внимание международной общественности к жизни крымских татар, с другой – лидеры меджлиса попытаются использовать эту площадку для давления на власть. Сегодня меджлис исчерпал все рычаги влияния на политику Украины, поэтому прибегает к международным организациям. Это тупиковый и неэффективный путь.

ФИЛЬМ «ХАЙТАРМА» ЗАСТАВЛЯЕТ ПЛАКАТЬ ДАЖЕ САМЫХ СИЛЬНЫХ

– Почему затягивается строительство Соборной мечети в Симферополе? Землю выделили еще два года назад…

– Потому что в этом процессе слишком много политики и слишком мало поклонения. Мечеть, как символ веры, использовалась меджлисом в качестве раздражающего фактора для мобилизации крымских татар. И дело тут вовсе не в мечети, а в людях, взявших на себя ответственность за ее строительство.

В марте 2011 года на месте строительства мечети открыли закладной камень и заложили памятную капсулу с посланием потомкам. Тогда обещали возвести святыню за три года, однако по нынешний день работы не начаты. Сегодня там лишь старые, приходящие в непригодность кирпичи, свезенные много лет назад, сторожка и разбросанные бутылки из-под пива.

– Как вы относитесь к возращению исторической топонимики Крыма?

– Историческая топонимика – это культурный слой крымской истории, который был искусственно стерт. Его нужно вернуть в качестве морального возмещения за депортацию.

– Вам понравился нашумевший фильм «Хайтарма»?

– Фильм «Хайтарма» произвел на меня неизгладимое впечатление. Трогает до глубины души. Он возвращает нас в далекий 1944 год, позволяя с новой силой прочувствовать всю боль и ужас, выпавший на долю нашего народа. Депортация – это злейшее преступление, которое не имеет оправданий. «Хайтарма» раскрыла рану нашего  народа, показала всему миру историческую правду. Фильм воспринимается словно документальная хроника. Авторам картины удалось передать колорит народа, его  менталитет. Надеюсь, что это не последний фильм о судьбе и жизни крымских татар.

НА МОЕМ КОРАБЛЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ БЕЛОГО ФЛАГА

– С кем из крымских политиков пошли бы в разведку?

– У нас хорошие отношения с Рустамом Темиргалиевым и Константином Бахаревым. Дружим семьями с Виктором Тарасовичем Плакидой. В последнее время чувствую отцовское покровительство со стороны Григория Адольфовича Иоффе. Он всегда поможет мудрым советом. Благодарен судьбе за знакомство с Рефатом Перитовичем Кенжалиевым. Он всей душой переживает за судьбу крымскотатарского народа.

– Не думаете создать свою партию?

– У меня уже есть одна партия – моя семья. Хотелось бы больше уделять внимания жене и четверым детям, родителям и близким. А в политические процессы пока не хочу глубоко ввязываться.

– Какие уроки для себя вынесли из политики?

– Политика не терпит слабых. Она заставляет постоянно двигаться, чтобы не упасть или остаться позади. Надев костюм политика, я более трезво взглянул на мир и людей вокруг себя. Политика учит быть сильным, ведь слабые там долго не засиживаются.

– Проигрывать умеете?

– На моем корабле никогда не будет белого флага. С раннего детства меня учили не отличать поражение от победы, тем более что оба одинаково солоны на вкус. В первом случае – от слез, во втором – от пота. Эта емкая формулировка помогает мне жить по-крупному и не размениваться по мелочам. Проигрывать всегда тяжело, но неудача в битве еще не означает капитуляции в войне. Нужно уметь выносить максимальные уроки и верить в свои силы. Помните, как у римлян, они бросились в бой и победили, когда подумали, что побеждают. Большинство людей никогда не выигрывают, потому что боятся проиграть. Если бы в детстве мы никогда не падали, то никогда бы не пошли. Люди, которые избегают неудачи, также избегают и успеха.
 

Виктор Лященко