Зарисовки из закулисной жизни: герои костюмерного цеха

Зарисовки из закулисной жизни: герои костюмерного цеха

Героями театральных подмостков принято считать актеров, но сегодня речь пойдет о других работниках театра, которых также по праву можно назвать настоящими героями. Журналисту Крымского информационного агентства выпала удача заглянуть в закулисье старейшего театра полуострова и увидеть работу костюмеров, привыкших оставаться в тени.

В этот раз я заходила в Русский академический драматический театр имени М. Горького не с парадного входа, как зритель, а со служебного, и поднималась по лабиринтам театра, где кипит другая жизнь, известная только его обитателям. Пустые коридоры, погашенные рампы, бархатные зрительские сидения, накрытые чехлами… На сцене осветители проверяют прожектора, уборщица пылесосит ковры, актриса репетирует речь, а декорации еще покоятся за кулисами... Только через пару часов начнется вечерний спектакль, и зрители потоком хлынут в зал. А пока мы проходим через кулисы Основной сцены им. А.Г. Новикова, чтобы посетить костюмерные, находящиеся в этой части театра.

Моя собеседница – начальник костюмерного цеха Татьяна Александровна Семененко любезно согласилась стать моим гидом и рассказать о буднях театрального костюмера.

Тысячи костюмов и отдельный шляпный склад

По грубым подсчетам, в Русском драматическом театре находится около 5 тысяч единиц костюмов, хотя эта цифра условная. Ведь что можно считать костюмом, когда в некоторых спектаклях актер выходит на сцену только в майке и трусах, а где-то он меняет несколько элементов: камзол, брюки, рубашка, галстуки. И ни один костюм театра не сдается в аренду и не продается. Таков непреклонный закон.

Спектакли идут на шести сценических площадках (основная, новая, камерная, амфитеатр, малая и сцена во дворике). При каждой есть свои костюмерные, где хранятся костюмы со спектаклей, которые входят в текущий репертуар. Кроме основных костюмов есть и склады с подборными вещами – юбки, рубашки, платья, топики, головные уборы, брюки. Например, отдельное помещение занимает верхняя и военная одежда, а также склад головных уборов. И за всем нужен уход, что -то погладить, что-то отдать в химчистку. Каждая ткань требует отдельного бережного отношения, Только гладильных досок в театре 5 штук. Удобные гладильные доски http://ultra.by/gladilnie-doski.html редкость, но театр нашел и приобрел их.

У всех актеров есть гримерные, о чем свидетельствуют таблички на дверях. В них мы тоже заглянули. Это небольшие комнаты с диванчиком, столом с зеркалами, умывальником и вешалкой для костюмов.


В гримерной комнате артистов балета пусто: на полу пара чешек и сапог, а в шкафах – подготовленные для каждого костюмы для спектакля «Ревизор». А вот одного артиста в гримерке нам удалось застать. Александр Соловонюк показал нам свой любимый костюм. Это костюм Чацкого из пьесы Грибоедова «Горе от ума». Вместе с тем, он говорит, что любит все костюмы.

Переодеться за 2 минуты

– Актер – это личность, тонкая и духовная, и к каждому нужен свой подход, – говорит Татьяна Александровна. – Костюмер ближе всего находится к актеру. Он всегда рядом – во время репетиций, перед выходом на сцену, во время спектакля и после выступления. И наша задача – полностью «собрать» актера, чтобы он не думал о своем внешнем виде, а полностью был погружен в роль. Мы должны видеть со стороны, чтобы в облике героя все было в порядке в то время, пока он воплощается в образ.

Одна из немаловажных функций костюма – показать смену времени на сцене. Спектакль длится два часа, а на сцене может разыгрываться история в течение многих лет, а то и эпох. Зритель понимает, что поменялось время именно через смену костюма. Костюм помогает создать необходимый образ, особенно в спектаклях классического репертуара, где нужно передать дух того времени.


Бывают случаи, когда актера нужно переодеть за считанные минуты. Например, в одном спектакле Виктору Навроцкому давалось на смену одежды 2 минуты. Обычно, если время позволяет, актеры приходят в гримерку и там спокойно переодеваются. В это время по радио они слышат, что происходит на сцене, чтобы не пропустить свой выход.

В непосредственные обязанности костюмера входит: подобрать костюм, следить за его состоянием, подавать артисту перед выходом, убрать после спектакля.

Мастер отыграл почти 200 спектаклей в одной и той же рубашке

– Когда подбирается костюм к спектаклю, то художник или помощник режиссера дает нам перечень необходимого гардероба для актеров, – говорит костюмер. – Мы спускаемся в подборный склад и ищем несколько вариантов будущего костюма. В подборе учитывается и мнение самого артиста. А вот новые костюмы – сейчас это довольно дорогое удовольствие, поэтому они изготавливаются крайне редко. Чаще всего приходится перешивать из уже имеющихся. Готовый костюм утверждают и уже не меняют, только в случае износа. Но бывают ситуации, когда сами актеры не расстаются с ними. Например, в «Мастере и Маргарите» Мастер почти 200 спектаклей отыграл в одной и той же рубашке. Она уже настолько износилась, что была похожа на марлю. Мы даже пришивали ее к пуловеру. Такие вот у актеров приметы и суеверия.

– Костюмер должен обладать, прежде всего, терпением и пониманием своего места в театре, – считает моя собеседница. – Ведь главное в нашей работе – любить актера. На репетициях мы наблюдаем за успехами и неудачами актеров, сопереживаем им, реагируем на разные настроения, подстраиваемся под их характер. В работе с творческими людьми каждый день не похож на другой, даже если постоянно идут репетиции одного и того же спектакля. Например, спектакль «Мастер и Маргарита» был сыгран Анатолием Бондаренко и Светланой Кучеренко почти 200 раз. Они бы могли войти в Книгу рекордов Гиннеса. Они столько раз выходили на сцену, но их настроение могло быть разным, к этому должен быть готов и костюмер.

Татьяна Александровна говорит, что театр – это такое место, что если «заболеешь» им, то это навсегда. А вот если работа не срастается, то люди уходят быстро и без сожаления.

– Самыми сложными в плане работы костюмера были спектакли «Они были актерами», «Царская охота», «Ревизор», где приходилось собирать много пар сапог, шинелей и мундиров. Физически это тяжело. Также большой спектакль – «Поминальная молитва». А бывает, что всего пять человек задействовано, но переодеваний много.

В театральном гардеробе есть жилетки еще довоенного времени

Мы с моим гидом идем дальше, проходя в огромные помещения, где хранятся костюмы. Здесь царит порядок и чистота. Все костюмы развешаны отдельно по спектаклям, и к каждому прикреплено имя героя. Все упорядочено и доступно. На полках стоят многочисленные коробки с мелкими принадлежностями и аксессуарами. Даже есть отдельный шкаф для белых рубашек. У каждого актера с десяток персональных белых рубашек с разными фасонами воротников и длиной рукава.

Костюмер показывает мне самые старые предметы театрального гардероба – это жилетки еще довоенного времени. Ходят легенды, что костюмерные пополнялись из дворянских усадеб и дворцов послереволюционного времени. Но подлинный возраст некоторых старинных костюмов установить сложно. Для этого нужно увидеть изначальную подкладку, а она чаще всего перешивалась.

Смогла я также полюбоваться костюмами из спектаклей «Горе от ума», «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Царская охота», «Дурочка» и многие другие.

– Мои любимые костюмы – это женские костюмы из «Ревизора» – они очень русские. А еще я люблю этот спектакль за нестандартные решения. Там часть спектакля играется в современных костюмах, а серединка – в костюмах того времени. Также люблю костюмы из «Королевских игр». Их автор – художник по костюмам Злата Цирценс.

В театре есть свой небольшой музей истории театра, где выставлены два костюма из спектакля «Анна Каренина». Они вышиты золотой нитью и довольно тяжелы. Сейчас шьют облегченные варианты костюмов, так как актерам бывает нелегко носить на себе несколько килограммов одежды. Также в зеркальном зале театра выставлены костюмы из спектаклей «Антоний и Клеопатра», «Отравленная туника», «Королевские игры».

В цехе работают 8 костюмеров, которые жизни своей не представляют без театра. Они любят его всем сердцем, несмотря на невысокую зарплату. Сами костюмеры шутят, что работа – это диагноз. Александра Перестая, которую все ласково зовут Шура, работает в театре уже 40 лет. А Елена Малая – 15 лет, но с первого дня работы она стала личным костюмером Анатолия Новикова. Костюмер Лариса Дигавцова признается, что работа спасает от плохого настроения и даже болезней: «Из театра выходишь совсем обновленным, как из храма, даже болячки проходят. Когда идет спектакль, то не чувствуешь ни боли в голове, ни усталости».

Забавные случаи костюмерных будней

– Недавно был такой случай. Мы поехали на выездные гастроли и забыли костюмы одной актрисы. Хорошо, что спектакль был из современной жизни. Пришлось на месте выкручиваться и убеждать актрису, что новый образ ничем не хуже предыдущего.

– Однажды мы с утра готовили большой спектакль, а вечером, когда пришли, оказалось, что его поменяли на другой такой же большой спектакль. Пришлось хорошо побегать и поспешить: мы на ходу очень быстро меняли все костюмы.

– Ехали мы как-то в Керчь на спектакль «Ричард III». Это была новая площадка, а костюмов было много. Потому нам нужно было приехать раньше всех, чтобы успеть все подготовить. Неожиданно наш автобус сломался, и костюмеры на такси обгоняли актерский автобус, чтобы не опоздать.

– А в Херсоне на гастролях выключили свет в театре в день спектакля. По дороге туда постоянно шел дождь, и некоторые костюмы насквозь промокли. Это был костюм Иешуа из мешковины и костюм Понтия Пилата для спектакля «Мастер и Маргарита». Мы боялись, что из-за отсутствия света мы не успеем посушить костюмы ни утюгом, ни феном, ни вентилятором. Тогда возникла идея попроситься в жилые дома напротив, чтобы подготовить костюмы у них дома. Но, к счастью, включили свет, и мы все успели сделать.

Побывав в гостях у костюмеров, я почувствовала, что все сотрудники – как одна большая семья, а театр для них – родной дом. И хотя они уже привыкли, что суббота и воскресенье – рабочие дни, а праздников почти нет, что после спектаклей возвращаешься домой после десяти вечера, но все же каждый из них ни на что не променяет свою работу. Им даже в отпуске снятся сны, как будто они стоят с охапкой костюмов и спешат одеть артиста, а входа в кулисы не могут найти. Тогда они шутят: это признак того, что отпуск заканчивается, и уже не могут дождаться рабочих будней.

 

Анна Ветвицкая

Фото автора