ВЛАДИМИР КАВРАЙСКИЙ: Тестирование выпускников должно и впредь проводиться на языке обучения

К внедрению в стране внешнего независимого оценивания качества образования специалисты относятся по-разному. Одни считают, что ВНО дает более объективную картину знаний, нежели экзамены, другие уверяют, что система несовершенна.
О том, какой позиции придерживается Министерство образования и науки Крыма, а также о новшествах в тестировании этого года нам рассказал первый заместитель главы ведомства ВЛАДИМИР КАВРАЙСКИЙ.

– Владимир Юрьевич, в этом году в процедуру проведения внешнего независимого оценивания качества образования были внесены изменения. Расскажите, какие именно?
– Во-первых, в этом году из-за ВНО учебные занятия в 11-х классах должны завершиться до 1 мая.
Во-вторых, из перечня предметов, которые выпускники могли выбирать, исключены основы экономики и правоведения, зарубежная литература и всемирная история, потому что в прошлом году мало кто из поступавших их выбрал. В то же время был добавлен иностранный язык.
Третье изменение – это то, что все выпускники 11-х классов, выбрав предметы для прохождения ВНО, автоматически избрали их для государственной итоговой аттестации. И оценки в приложение к аттестатам будут вноситься на основании результатов тестирования уже вне зависимости от воли выпускников.

– Не считаете ли Вы, что укороченные на месяц сроки обучения школьников скажутся на уровне их знаний?
– Да, действительно, так как целый месяц учебных занятий осуществляется за счет уплотнения программы. Такую инновацию мы не одобряем. Кроме того, мы уже вносили в Министерство образования и науки Украины свои предложения по этому поводу. По итогам ВНО в этом году будем вновь предлагать пересмотреть сроки проведения тестирования.
Необходимо либо окончательно принять решение о совмещении независимого оценивания с государственной итоговой аттестацией, либо ВНО проводить по окончании учебного года, например, в июле, а вступительную кампанию в вузы начинать с 1 августа. Мы настаиваем на том, чтобы в первую очередь были учтены интересы учащихся школ и абитуриентов.

– Этот год последний, когда тестирование будет проходить на языке обучения школьников. Какова позиция крымского министерства в данном отношении?
– К сожалению, подобные решения принимаются не на местах, а в масштабах всей Украины. Я считаю, что право выбора языка нужно сохранить навсегда. Пусть это останется личным делом каждого. В этом году более 25% участников ВНО выбрали русский язык, что довольно много в масштабах всей страны. А если говорить о Крыме, то у нас более 96% желающих проходить ВНО избрали русский язык.

– Министерство намерено отстаивать свою точку зрения в этом вопросе?
– Конечно. Свои предложения мы будем вносить и далее. Мы исходим из того, что язык обучения в Крыму в основном русский. И этот язык является основой всего обучения как математике, так и физике, химии и другим предметам, поэтому должен быть языком вступительных экзаменов, в какой бы форме они не проводились.

– Владимир Юрьевич, многие учителя жалуются на то, что школьники уделяют внимание только тем предметам, которые выбрали для прохождения ВНО. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Конечно, такие опасения у учителей есть, и они оправданны. Если человек определил, что ему поступать на физико-математический факультет, то он все усилия направит в эту область. Поэтому нас не совсем устраивает, когда ВНО, не являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, препятствует его нормальному завершению. Повторюсь – либо мы совмещаем ГИА с оцениванием по ряду предметов, либо просто разводим и превращаем ВНО во вступительную кампанию в вуз. Я думаю, что рано или поздно это можно будет привести в соответствие, хотя многим-то приходится поступать сегодня, а не через некоторое время.

– К внедрению ВНО как способа оценивания знаний и, соответственно, поступления в вузы многие относятся скептически. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
– Наша позиция в этом случае тоже неоднозначна. С одной стороны, ВНО мы расцениваем как объективную оценку, и трудно уже будет говорить о том, то ли в школе завысили, то ли в институте при поступлении балл занизили. Однако сами тесты однозначно требуют доработки и совершенствования, и вообще здесь еще очень много «узких мест», над которыми следует поработать. Но я думаю, что это нормально, ведь тестирование практикуется только второй год.

Подготовила Анна Пестрикова