Белорусский Лион против крымского Парижа

Белорусский Лион против крымского Парижа

Светодизайн в строительстве и оформлении– современное направление искусства, в котором с помощью игры света открывают новые стороны городской архитектуры. Конечно, к крымским городам это слово пока отнести в полной мере нельзя, но разве мечтать запрещено? Тем более, если маленькое, но обнадеживающее начало все-таки положено…
В конце прошлого года малозаметная телевышка в Симферополе, которая расположена в географическом центре города, обрела вторую жизнь. Хотя высится она почти на 200 метров из самой сердца столицы, а не одиноко стоит на окраине, как ГРЭСовские трубы, назвать ее объектом, привлекающим внимание горожан, можно с очень большой натяжкой. В центре она прячется за здания и деревья, летом утопает в зелени, зимой ее не видно среди черно-серых голых веток. Зато как ярко теперь она светится: ее стало одинаково хорошо видно и с площади Ленина, «Кубика», Автовокзала, и с окраин ― Евпаторийского шоссе, Пневматики, Маршала Жукова, Ракетной. Благодаря динамичной иллюминации многие симферопольцы вдруг обнаружили, что в городе есть своя Эйфелева башня.Благодаря таким фирмам как крымская строительная компания Симферополь выглядит красивее и современнее.

Симферопольская телевышка
Вспоминается мне подобная башня в Минске, тоже в небольшом отдалении от центра, со среднединамичной сменой цветов макушки. Три года назад эта идея показалась мне фантастикой – удачное использование технического объекта в культурных целях, такое мягкое вливание в общий архитектурный вид города... Сегодня же смело можно утверждать, что наша башня вышла ярче. Хотя бы потому, что Симферополь – тихий, милый провинциальный городок с узкими улицами, и как бы с этим ни диссонировал статус столицы, столичность наша размеренная и далекая от шумных мегаполисов. Такой необычный объект выглядит выигрышнее тут, а в Минске он попросту теряется.

Минская телевышка
С высот новой Объездной, улицы Маршала Жукова и гор в районе конечной станции троллейбуса «Перевальное» Симферополь выглядит достаточно красочно и отнюдь не тускло. Но меня почему-то никогда не покидало ощущение, что с высоты он ярче, чем изнутри.
Вот, например, проспект Победы, расширенный и заново освещенный. Фонарей много, но в целом для пешеходов, которые вздумают прогуляться ночью по дублеру, они создают романтический полумрак. А вдали виднеется яркая и живая Свобода.

Симферополь, Проспект Победы
А это улица Притыцкого, западная окраина Минска. В районе станции метро «Каменная горка» несколько лет назад было много новостроек с черными окнами, вдоль широкой проезжей части горели фонари, натыканные почаще, чем у нас, но и это не спасало от «романтического полумрака» любителей ночных прогулок. На Минск мой выбор пал не случайно. Хотя, почему, случайно. Первая поездка в Минск не предвещала никаких сюрпризов, но вечером они посыпались один за другим — здание за зданием...

Минск, улица Притыцкого, заполночь, автор идет домой без страха за кошелек — ибо светло
Чем ближе к центру, тем интереснее: столица Беларуси – это один большой монумент. Труду, былой славе, родине… В дневном свете архитектура города угловата и местами излишне массивна, но все меняется, когда наступает вечер. В интервью белорусскому «Столичному телевидению» директор предприятия «Мингорсвет» Славомир Гриневич рассказал, что при планировании подсветки город перенимал опыт французского Лиона. Но вот уже чуть больше чем за десятилетие белорусам удалось накопить собственный.
«Сегодня нашу подсветку оценивают не потому, что она самая красивая по сравнению с подсветкой других городов. Она отличается тем, что имеет систему: подсвечиваются не отдельные здания, а ряд зданий. Комбинированная подсветка Минска характеризуется тем, что подсвечиваются не только дома, имеющие красивый архитектурный облик, но и построенные в 70-х, при вечерней подсветке такие здания обретают оригинальный вид», – рассказывает Славомир Гриневич.
Видимо, этими словами директор минского «Горсвета» хотел подчеркнуть, что советское архитектурное наследие, которое не жалуют многие современные архитекторы, удалось выставить «в выгодном свете». А особая красота иллюминации белорусской столицы заключается в элементе волшебства, которое я видел своими глазами: как будто кто-то переключает рубильник в самом главном щитке города и все одновременно начинает сиять. Одна моя идея осталась неосуществленной – попасть на какую-нибудь крышу и посмотреть на вечерний город, но пообщаться с тем, кто фотографирует город с высоты, удалось. Руфер (от англ. roof – крыша) Дмитрий Бахтир показал, как выглядит Минск с высоты, и рассказал, с чего все начиналось: «Вообще ночная подсветка существовала еще в советские времена, но тогда она была небогатая: подсветка краев, иногда просто лампы, направленные на здание. Современная подсветка начала появляться в начале 2000-х. Процесс оформления начался с главного проспекта Минска – проспекта Независимости (тогда Скорины), и постепенно это началось во всех районах Минска, в особенности на основных магистралях. Вся подсветка централизованная – очень интересная и полезная особенность, например, в Москве она не централизованная, поэтому включается одновременно с городским освещением и отключается в разное время (так было в 2011-м). В Минске подсветка отключается ровно в 23.00, после некоторые здания подсвечиваются несколькими прожекторами».

Вид с крыши на площадь Победы — одна из красивейших площадей города

Троицкое предместье
Старый город – Троицкое предместье – небольшая территория, прилегающая к реке Свислочь, когда-то это был торговый и административный центр Минска. Архитектура этих кварталов – сочетание классицизма в его строгости и эклектики с ее европейским оттенком. Минчане говорят, что подсветка Троицкого предместья динамичная, меняется с интервалом в несколько секунд.
В 1920-1930-х строились сегодняшние памятники советской архитектуры, среди которых Дом правительства, Театр оперы и балета, в 1940-х, после войны, начали отстраивать вокзальную площадь, которая сейчас именуется еще и «Воротами Минска».

Академия музыки

Так сразу и не угадать, что это за город — может, Вена, может, Будапешт…

Площадь у станции метро «Немига» ― здесь подсветка фасадов статичная.
Нашлись в Минске виды, пусть отдаленно, но напоминающие Симферополь: например, деревья в гирляндах недалеко от академии музыки.

В Симферополе на проспекте Кирова в районе площади Ленина уже достаточно давно светятся деревья, укутанные в разноцветные шнуры. Их аллея тянется от здания Совмина до перекрестка с улицей Горького. Те, кто ходил вечером от парка Тренева в сторону площади Ленина, наверняка обращали внимание на эту умиротворенную вечерами часть центра города.

Как и положено, проспект Кирова – центральная улица Симферополя – самая яркая городская артерия. Ее теперь украшают гирляндами огней не только в честь праздников. На протяжении всего проспекта два подсвеченных здания: «Черноморнефтегаз» и Совет министров, последний вырывает из рук конкурентов пальму первенства и получает звание самого яркого здания в центре. Увы, ни театр Горького, который построили 101 год назад, ни Дом кино на площади Советской, завершенный в 1950-х из-за торможения строительства войной, не могут соревноваться с Совмином. «Пентагон» – здание Верховного Совета, – не столько светится само, сколько освещается по периметру множеством фонарей, которых много еще на набережной Салгира недалеко от библиотеки имени Франко. К великому огорчению, старинное здание Министерства финансов Крыма на Розы Люксембург, перестроенное в 1890 году для Азово-Донского банка, не бросается в глаза светящимся фасадом, днем оно выглядит гораздо интереснее.

Ну и, конечно, нельзя не отметить «Симферопольские ворота» – вокзал. Вроде бы и башня есть, циферблат которой освещает прожектор, но… Самые яркие источники света на площади — желтые фонари.

Если начистоту – счет пока не в нашу пользу, в Симферополе мало зданий, которые могут похвастаться красивым освещением. Но Москва не сразу строилась, и Минск не сразу засиял. Положено начало без малого прекрасной башней, а это ли не хорошее начало?..
Игорь Пожарский
Фото: КИА, Елена Подчерняева, Дмитрий Бахир.