Божественное пение

Божественное пение

Складывается впечатление, что заходя в храм обостряются все основные человеческие чувства: обоняние, зрение, слух. Густой, но не навязчивый запах ладана, особенный цвет и свет, приятные мелодичные звуки, доносящиеся откуда-то сверху, но разливающиеся по всему помещению. Все здесь умиротворяет и располагает к молитве. В Свято-Троицком женском монастыре в Симферополе богослужения в воскресные и праздничные дни сопровождает многоголосное акапельное пение архиерейского хора.

«Церковный хор настраивает душу на молитвенный лад» – так считает главный регент архиерейского хора Свято-Троицкого женского монастыря Марина Легач, которая руководит хором уже 5 лет. Марина чуть ли не единственный в Крыму регент со специальным церковным высшим образованием. Она окончила регентское отделение Санкт-Петербуржской православной академии. Говорит, что пошла по стопам родителей, ее отец – священник, также окончил эту академию. Не помешала заниматься любимым делом – руководить хором Марине ее беременность, ушла за неделю до родов, вернулась через месяца после рождения двойни.

В архиерейском хоре 16 человек, необходимо, чтобы в каждой партии было как минимум по 3 человека. Это люди с высшим музыкальным образованием, большинство – студенты Крымского музыкального училища им. Чайковского. Репертуар хора регент составляет руководствуясь базовым репертуаром церковной школы Петербурга – это русская классика. Церковный хор традиционно располагается на клиросе, который по правилам при строительстве собора обязательно устанавливается на возвышении. Таким образом, звук рассеивается по всему помещению и идет вверх, что создает определенную акустику, позволяющую петь без микрофонов.


По словам регента архиерейского хора, в ее работе главное всегда быть сконцентрированной, следить за ходом службы. «Коллектив у нас хороший, все дружные и ответственно относятся к работе. Мы поем на протяжении всей службы, а это 2,5 часа. Когда служит архиерей, то в два раза больше ответственности, в основном это торжественные, праздничные службы. Владыка наш очень знающий человек в церковном пении, он знает весь репертуар, есть его любимые произведения. Поэтому главное это дисциплина, также должен быть соответствующий внешний вид», – поделилась Марина.


В церковном хоре используют многоголосное пение, которое традиционное делится на сопрано, альт, тенор и бас. Участники хора отмечают, что в последнее время ощущается дефицит с мужскими голосами.

Участник хора Алексей. Тенор. Пришел в хор 25 лет назад. «Мне сам Бог велел прийти в хор и петь. Я родился в семье верующих, с малых лет в этой среде. А ребята приходят разные, в основном если кто-то приходит, то прикипает душой, воцерковляется, как правило, это крещеные люди. Потом потихоньку изучают устав. Наш регент, Марина, у нас уже 5 лет работает. Это первый в истории всего Крыма регент с высшим специальным образованием, это исключительный случай, я не встречал таких профессионалов, это чувствуется по ее делам, работе», – говорит Алексей.

От пения идет благословение – говорит участница хора Юлия – «Я человек верующий, я вообще очень люблю петь и особенно здесь, восхвалять Господа. Я недавно родила ребенка, и не ходила два месяца, но вот вернулась и своего ребенка буду здесь крестить», – поделилась Юлия.

Участник хора Денис. Лирический тенор. Заслуженный артист Республики Крым. «Марина меня приглашает на самые торжественные мероприятия. Я пою во многих храмах, можно сказать, что сопровождаю Митрополита, где он – туда меня и приглашают петь. Например, часто выступаю в Ливадийском дворце в церкви, в Инкерманском монастыре, в Партените. Учился я в Харьковской консерватории по классу аккордеона. Действительно, мужских голосов не хватает, иначе мне тогда не приходилось бы бегать. Я считаю, что это продукт тяжелой ситуации в культуре, мужчины не хотят идти учится музыке и особенно петь», – высказался Денис.

Есть мнение, что богослужебное пение – это форма совместной молитвы участвующих в богослужении, и в отличие от светского искусства, его задача не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу церкви. Существуют примеры того, что церковное пение есть дело богоугодное и что люди, правильно его употребляющие, пользуются особым божьим покровительством. Так ли это, можно испытать только на себе.

 

Анна Ченская

Фото автора