Бюджет требует жертв

Бюджет требует жертв

Принятие бюджета – это искусство равномерного распределения разочарований. Эта незамысловатая формула сфокусировала в себе всю сумму драматических событий прошлой недели.

Оппозиция даже считает их трагическими. Правда, непонятно, для кого: для себя, любимой, или для Украины? Подобные оценки произошедшего позволяют сделать вывод о том, что так называемая объединенная украинская оппозиция еще раз продемонстрировала свое идейное и организационное убожество и неспособность противостоять правящему режиму Президента Януковича. Впрочем, произошедшее в стенах парламента вскрыло всю бессмысленность стояния майдана и его полное бессилие влиять на ту же оппозицию в нужном для себя направления. Правда, опять же неясно, какое все-таки направление нужно майдану? Попробуем подробнее разобраться в поиске ответов на эти, казалось бы, простые вопросы.

Начнем с напоминания о том, что по итогам прошлых президентских выборов мы имеем признанного всем миром Президента Украины, которого можно сменить только путем таких же выборов в 2015 году. Однако часть украинских избирателей, ведомая оппозицией, после неподписания Евроассоциации в Вильнюсе решила не дожидаться 2015-го года и заставить Виктора Януковича досрочно уйти «в отставку». А заодно и назначенный им Кабинет Министров во главе с Николаем Азаровым. И уже по ходу майданной «борьбы» за реализацию этих требований якобы всего украинского народа добавились досрочные выборы в Верховную Раду Украины. Очевидно, для того, чтобы требования эти выглядели более «справедливыми» и «привлекательными» для народа.

Понятие «справедливости» было «усилено» кровавым разгоном на майдане беззащитных студентов в ночь с 30 ноября на 1 декабря минувшего года. Наверное, мы уже никогда не узнаем, кто кого больше провоцировал в этом неоправданном своей бессмысленностью разгоне. Однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы перевести энергию майдана в русло «законных» требований «народа». Отныне приставка «евро» уже не имела абсолютно никакого значения. Оппозиция неожиданно для себя получила мощный ресурс для давления на правящий режим.

Трудно сказать, чем бы это все закончилось, если бы не московские договоренности Президентов России и Украины от 17 декабря 2013 года. Они в корне поменяли всю тональность требований майдана и отменили надежды оппозиции не дефолт Украины, по результатам которого США и Евросоюз получали Украину в бесплатное, а главное – бесконтрольное пользование. И в пику ненавистной России. Причем ненависть эта сошлась в одной географической точке одинаково для всех: Вашингтона, Брюсселя и оппозиции. Хотя ненависть к «москалям» для Тягнибока и его «Свободы» является эксклюзивным политическим товаром.

Одним словом, после 17 декабря 2013 года первоначальные смыслы евромайдана окончательно утратили свою идеологическую нагрузку и притягальность для нормально мыслящих людей. Поэтому они неизбежно перешли в рамки давно избитых штампов оппозиции в ее извечной борьбе за такую вожделенную власть. В отсутствие определенной законом избирательной кампании, такая борьба стремительно теряла свой смысл. А главное – правовую легитимность.

Майдан размежевался на «голубей» и «ястребов», что требовало от оппозиции изменения стратегии и тактики публичного поведения. В пользу «ястребов», разумеется. Ибо выбор в пользу «голубей» означал бы неизбежную политическую смерть оппозиции. Так, сама того не желая, «объединенная» оппозиция загнала себя в тупик. Теперь она может сохранить себя только через «свержение» ненавистного «антинародного» режима Януковича силовым путем. Других вариантов одолеть Януковича у нее не осталось. Поэтому она вынуждена лихорадочно и постоянно искать способы поддержания «революционного» интереса к майдану. Естественно, выдавая его за «всенародный» интерес.

Похоже, что последним таким «революционным» объектом такого «всенародного» интереса могла стать война за государственный бюджет 2014 года. То, что страна вступила в Новый Год без бюджета, очевидно, усыпило бдительность оппозиции и расслабило ее «боевой» дух. Хотя все знали, что Президент ставил задачу принять бюджет именно 16 января. Однако как бы там ни было, но «битва» за бюджет не состоялась. Объединённая оппозиция бездарно проиграла эту несостоявшуюся «битву» как раз в сессионном зале Верховной Рады. И если тот день так бы и закончился, то это не умалило бы значимость принятия государственного бюджета для всей страны. И для перевода страны в принципиально иную ситуацию.

Но правящее парламентское большинство, решило, по-видимому, показать не только, что оно есть, но и что оно способно добивать оппозицию. А заодно и сопутствующие ей «народные» группы поддержки. Под злобные и бессвязные выкрики оппозиционных народных депутатов оно в ручном режиме проголосовало 11(!) законов устрашения в адрес тех, кто привык к анархии и произволу. При чем не только политическому. Разумеется, оппозиция и её сторонники объявили это очередным государственным переворотом. Невозможно уже сказать, каким по счету.

Теперь по этому поводу можно сколько угодно злословить и издеваться, но поезд уже ушел. Причем ушел в невыгодном для оппозиции направлении. В том направлении, где лидерам оппозиции, как говорится, ничего не светит. А раз так, то оппозиции ситуацию надо предельно радикализировать. Разумеется, в «революционных» интересах народа. Точно как в анекдоте:

- Девушка, Вы могли бы полюбить радикала?

- Ради чего?

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. События в стенах парламента 16 января вызвали у оппозиции непросто шок. Они вызвали у нее и ее сторонников настоящую панику. Хочется верить, что именно паническими настроениями можно объяснить то, что принятый 16 января пакет законов многие оппозиционеры называют началом гражданской войны в Украине. Все упирается в ответ на вопрос: кто конкретно, когда и как может спровоцировать начало такой войны: А точнее, кто из оппозиционных лидеров способен взять на себя ответственность за то, чтобы перевести мирную энергию майдана в «победоносную» гражданскую войну по свержению ненавистного правящего режима Президента Януковича? Увы, но эти вопросы уже отнюдь не риторические. К сожалению…

Интернет переполнен рассуждениями на тему, какой вариант гражданской войны в Украине наиболее приемлем и эффективен. Недавно мне пришлось быть свидетелем дискуссии, какой вариант насилия наиболее перспективен: быстрое или медленное насилие? Большинство ее участников было склонно к варианту быстрого насилия. И об этом рассуждали люди вполне интеллектуальные и ответственные хотя бы на уровне своих семей и близких. Комментировать это уже поздно. Здесь нужны уже другие меры. Меры, которые как раз вписываются в рамки принятых 16 января 11 Законов Украины. Их нынешняя трактовка является водоразделом между здравым смыслом и революционным авантюризмом. При чем водоразделом на уровне массового сознания. На уровне конкретных людей в городах и сёлах Украины. От того, по каким линиям допустимого будет идти это размежевание и будет в конечном итоге зависеть будущее страны под названием Украина. А главное – реальность возникновения гражданской войны. Подлинной или мнимой.

Последнее так называемое «народное вече» на майдане более чем наглядно вскрыло глубину кризиса выбора целей и методов дальнейшего осуществления «мирной украинской революции». Несмотря на истеричные выступления заезженных майданом лидеров оппозиции и одних и тех же бесцветных активистов майдана, невооруженным глазом была видна растущая пропасть между оппозицией и майданом. По сути «народные вече» окончательно переросли в традиционно банальные партийные митинги, где нет и не может быть единой стратегии и тактики. А авторитет и доверие к Виталию Кличко, Арсению Яценюку и Олегу Тягнибоку продолжает стремительно падать. Их уровень агрессии увеличивает количество людей, сомневающихся в их интеллектуальных способностях и моральной ответственности за последствия призывов к насилию. Между прочим, со сцены майдана мы практически так и не услышали выступлений простых людей из «глубинки».

Исключение из фракции «Батькивщина» вечно недовольного мятежника Анатолия Гриценко является хорошей иллюстрацией неспособности оппозиционных сил к консолидации на принципах борьбы с правящим режимом на основе отстаивания подлинных народных интересов. К примеру, на основе борьбы с тотальной коррупцией, которая в одинаковой степени достала людей как на Западе, так на Юго-Востоке Украины.

Объявленная в прошедшее воскресенье на майдане очередная мобилизация по формированию параллельной «народной» власти в стране и проведение «честных и демократических выборов» органов власти в Киеве лишь подчеркивает беспомощность оппозиции в выборе эффективных путей по выходу из сложившегося политического тупика. Давно известно, что такие тупики, как правило, заканчиваются баррикадами. А это уже тупик исторический. В таких случаях единственным предохранителем от окончательного сползания к гражданской войне остаётся инстинкт самосохранения на уровне каждого конкретного индивида под названием «человек». И государство обязано обеспечить действенность такого процесса своим законотворчеством. Что и было сделано 16 января. При всей дискуссионности процедуры их принятия. Других вариантов остановиться на краю пропасти на сегодня в Украине, увы, нет.

Но пока писались эти строки, часть майдана вышла из-под контроля лидеров оппозиции и решила бунтовать самостоятельно. В соответствии с психологическими установками «революционного» майдана. Тем самым они подтвердили правомерность французского толкования революции: революция – это братание идеи с булыжником. Теперь именно такой вариант революции в виде беспощадного и бессмысленного «народного» бунта реально замаячил над Украиной.

И все же разговоры от гражданской войне в Украине будут оставаться разговорами до тех пор, пока этому будут сопротивляться в регионах. И Автономная Республика Крым по праву стоит во главе списка таких регионов. Вот уже 23 года одни смотрят на эту Республику с завистью и надеждой, другие с опаской и раздражением, а третьи – с нескрываемой ненавистью и тайным желанием преодоления комплекса собственной исторической неполноценности. И уже одно это обстоятельство подчеркивает неповторимую ценность и самодостаточность Крыма в его притязаниях на особый статус.

Чтобы понять правомерность притязаний Крыма на особый статус территории, нужно прожить здесь хотя бы пару лет. И не просто прожить, а прикоснуться к его уникальному историческому опыту. Этот опыт в первую очередь говорит о том, что полуостровное положение Крыма делало его чувствительным инструментом реагирования на малейшие геополитические колебания по периметру его территориальных границ. В тех случаях, когда эти колебания переходили черту безопасности, на полуострове всегда находились силы по его самоорганизации в особый статус управления.

В последний раз это произошло 23 года назад на общекрымском референдуме по воссозданию Крымской АССР. Вероятно, кто-то забыл, что это была реакция на распад СССР. Тогда это сыграло роль предохранителя открытого конфликта и не допустило превращения Крыма в очередную «горячую точку» на огромном постсоветском пространстве. После этого Крымская автономия многократно демонстрировала искусство нахождения внутренних компромиссов, казалось бы, в самых безнадёжных ситуациях. Хотя националистические силы в Украине постоянно называли Автономию источником сепаратизма.

И вот наступил новый этап испытания для Автономной Республики Крым на прочность духа и преданности своей исторической миротворческой миссии. Президиум Верховного Совета АРК уже не раз делал предупредительные заявления о недопустимости эскалации противостояния в Украине. Эти заявления, как известно, были использованы майданом в качестве идеологического пугала своих сторонников для дополнительной мобилизации новых активистов сопротивления ненавистному правящему режиму. А крымский «Беркут» оброс целыми легендами о своей «звериной» агрессивности. Хотя он практически не участвовал в каких-то силовых акциях против людей в Киеве.

Однако, судя по тому, что произошло в столице в крещенкское воскресенье, не остудило горячие майдановские головы и они не побоялись зажечь бикфордов шнур гражданской войны. Правда, так говорить еще рано и хочется убрать это слово вообще из нынешнего политического лексикона. Но такова сегодняшняя повестка дня и сформировал ее отнюдь не правящий режим. Отныне вся ответственность за происходящее в стране полностью ложится на плечи оппозиции. А от правящего режима все здравомыслящие люди ждут решительных действий по восстановлению общественного порядка. При чем порядка законного. Ситуация перевернулась…

Естественно, такая перспектива испугала лидеров оппозиции. Они трусливо попытались отговорить активистов так называемого радикального «Правого сектора» от неконтролируемого бунта. Но те не поддаются ни на какие уговоры и действуют по классической схеме охлократии. Сработал элементарный механизм заражения толпы вирусом агрессии и им нужен активный выброс этой агрессии. Что и произошло. Хотя не покидает ощущение разыгрывания какого-то заранее подготовленного силового сценария развязки сложившейся тупиковой ситуации.

Что будет дальше, сказать не может никто. Пока ясно одно. Если правящий режим Януковича решительно не возьмет ситуацию в столице и стране под жесткий контроль, то эскалация противостояния по типу гражданской войны из разряда мифов может стать суровой реальностью. Здесь как раз самый раз возвратиться к нашей Крымской автономии. Дальнейшая ситуация в Крыму может развиваться в двух направлениях.

Во-первых, руководство Автономии в состоянии сохранить достигнутую за последние годы общественно-политическую стабильность и межнациональный мир на полуострове и не допустить проникновения сюда вируса майдана.

Во-вторых, в случае выхода ситуации в стране из-под контроля и вывода ее на дорогу эскалации гражданской войны, конституционных полномочий АРК вполне достаточно для принятия ответственного и законного исторического решения. В ситуации крайнего критического выбора, связанного с реальной угрозой территориального распада нынешней Украины, Крым может искать собственный путь своей дальнейшей исторической судьбы. Вплоть до инициативы по пересмотру договоренностей 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Хочется думать, что до этого еще далеко. Будем ждать новых событий для подтверждения или опровержения подобной логики развития ситуации.

А наш традиционный совет сегодня адресуется активистам и сторонникам майдана: уронив честь, не нагибайтесь, чтобы окончательно не потерять человеческое достоинство.

 

Александр Форманчук