Демерджи: Ход конем

Демерджи: Ход конем

Определенно, село Лучистое для тех, кто жаждет приобщения к конному туризму, подходит лучше всего, ведь здесь расположены четыре крупных клуба и множество частных предпринимателей, предлагающих свои услуги по организации интересных конных прогулок и продолжительных экскурсий по местным достопримечательностям. Захватывающие, идиллические, а иногда даже мистической красоты пейзажи горы Демерджи – главное и неповторимое украшение такого времяпровождения. На ее фоне очень легко ощутить себя рыцарем на белом коне, метким ковбоем, лихим гусаром, отчаянным мушкетером или просто в меру упитанным мужчиной в расцвете сил, впервые севшим на лошадь.

Хотя именно бессмертные персонажи Александра Дюма вспомнились во время нашего долгого пешего пути в село Лучистое, особенно забавный момент, когда Атос и д’Артаньян проиграли своих лошадей в кости, но сумели доблестно сохранить седла. Так и мы, обвешенные увесистыми сумками, неспешно брели по дороге, находящейся в стадии вялотекущего ремонта, в поисках ретивых скакунов. Впрочем, этим днем все было посвящено конной теме: проносящиеся мимо джигиты на иномарках оставляли после себя клубы пыли, в голове крутились белогривые лошадки, а сами облака выстроились над окружающими долину горами в форме подковы.

Терпеть это наваждение дольше не смог бы ни один уважающий себя мушкетер, поэтому, когда после одного витка дороги показалась конная база, то она, подобно магниту, притянула запыхавшихся путников под свои тенистые покровы. Следует отметить, что это было достаточно заманчивое место для семейного отдыха, благоустроенное деревянными беседками, зооуголком с потешными вьетнамскими свинками и жеребятами, а также небольшим прудом с мостиком, в мутноватой воде которого плавают шустрые утки и грациозный лебедь. В общем, для проведения нескучных пикников и коротания времени в ожидании подходящего по размеру и характеру коня от инструктора это место просто идеально.

Мое знакомство со Сбором, конем, назначенным мне в скакуны, вполне достойно эпического произведения «Конь» группы «Любэ», за тем исключением, что в первые минуты мне боязно было даже пошевелиться, не то чтобы искать место, «где рождает поле зарю». Впрочем, чем дольше змеились горные тропки, тем больше мне удавалось узнать о своем молчаливом товарище. Итак, Сбор – крепкий, выносливый рыжий хулиганистый башкирец, с симпатичной звездочкой на лбу, который на мои нелепые вопросы о своем лошадином житие-бытие встречал презрительным фырканьем. А еще этот конь покладистый, неторопливый, исполнительный и невероятно задумчивый, что даже на мгновение показался одним из тех самых животных-философов с картин Марка Шагала. Он аккуратно выбирал дорожки, старательно огибал лужи, посмеиваясь, заносил своего седока в колючие кусты и неутомимо показывал милые его сердцу пейзажи, которые теперь станут частью и моих воспоминаний.

Надо всеми впечатлениями, конечно, возвышается гора Демерджи, вершина которой дымилась мрачными облаками, словно легендарный кузнец снова раздувал свои мехи для ковки оружия. Разумеется, никакие древние злодеи уже давно не могут испортить чудесный день, ведь все они давно обращены в камни знаменитой Долины приведений, а к благодатному майскому дождю и вовсе претензий не должно быть. Показать невероятные каменные истуканы приспешников жестокого кузнеца, собственно, и решил мне верный конь, как бы доказывая, что добро всегда побеждает зло, причем делает это красиво!

Рядом располагается Никулинский орех, появившийся в кадрах всенародно любимого фильма «Кавказская пленница». Небольшой эпизод, в котором поучаствовало дерево, пусть даже ценой обломанной ветки, настолько уморителен, что улыбка на лице возникает сама по себе. Чуть дальше – причудливые камни, где аферист Степан из «Спортлото-82» безуспешно пытался открыть банку с килькой в томате и со злости расплющил ее. Таким образом, благодаря советскому кинематографу крымская природа навеки вошла в сокровищницу мировой комедии.

Пришло время узнать немного и об истории этих мест, и послушный Сбор, подкрепляясь по пути зелеными веточками с кустов, отвез своего наездника к стенам крепости Фуна. Этот важный стратегический форпост средневекового княжества Феодоро служил надежной защитой православного государства от посягательств сначала генуэзцев, а потом и турок. Экспозиция небольшого музея под открытым небом дает хорошее представление о тех неспокойных временах, демонстрируя предметы быта, устройство кузни, амуницию воинов и осадные орудия. После своего завоевания, а потом землетрясения среди всех строений крепости лучше всего сохранилась церковь святого заступника Феодора Стратилата, первоначальный же облик Фуны показывает только макет. Несмотря на свой неказистый вид, древняя твердыня обладает достаточно богатым преданием, повествующим о несметном кладе королевы готов, погребенной под завалами замка. Археологические раскопки несусветных сокровищ не выявили, но в том-то и дело, что достопримечательности любят красивые вымыслы, точно так же, как девушки – бриллианты.


В конце путешествия мой верный спутник предстал совершенно в ином облике. Внезапно выскочившая из кустов маленькая дворняжка заставила моего задумчивого скакуна преобразиться в своего мифологического предка – могучего башкирского коня Толпара. Сбор встрепенулся, встал на дыбы, расправил крылья и… бросился наутек. Его стремительный галоп после медленной философствующей поступи моментально сдул с меня зарождающуюся честь наездника. К счастью, это был хитрый тактический маневр, после которого мужественный конь все тем же спокойным мечтательным шагом прибыл к месту назначения. За благополучную доставку он был награжден песочным печеньем с ладошки, ведь для таких сладкоежек, как Сбор, и полцарства не жалко.


 

Борис Седенко

Фото Марины Резниковой