Если дела не клеятся, их шьют

Если дела не клеятся, их шьют

«Настоящая демократия легко переходит в анархию». Такое толкование демократии французским просветителем Дидро наиболее точно иллюстрируют события прошлой политической недели.

Постоянное нытье так называемой украинской объединенной оппозиции на недостаток демократии обернулось угрожающим всплеском настоящей анархии. И как бы сегодня ни комментировали случившееся в последние дни политики и эксперты, нужно признать главное – это историческая закономерность, а не цепь случайностей и чьих-то ошибок. Можно сколько угодно искать виновных в том, что произошло и происходит в Киеве, но бессмысленно отрицать общность политической вины властей и оппозиции. Недаром говорят, что не нужно искать виноватых там, где виноваты все.

В стране, где значительная часть населения восприняла неподписание Ассоциации в Вильнюсе как личную трагедию, а другая часть приняла это с облегчением, не может быть общего служения государству под названием Украина. Не получается. Несмотря на все многолетние заверения политиков самых разных цветов и оттенков. С упрямством достойного лучшего применения мы стремимся не понять другого, а заставить его принять свое толкование украинской государственности. Толкование, которое в большей степени похоже на плод больного воображения, чем на реальный исторический проект.

Похоже, что киевский майдан окончательно превратился в символ несбыточности украинской мечты о счастливом государстве, где пришедшие ищут себе подобных. Ищут для того, чтобы поддержать в себе огонь угасающих иллюзий. На этот раз – евроиллюзий. Глядя на светлые и улыбающиеся лица студентов Евромайдана, как-то не поворачивается язык обвинять их в неразборчивости выбора жизненных целей и политических союзников для их достижения. Куда важнее понять источник таких иллюзий и попытаться воздействовать на его очищение от политического загрязнения.

Увы, но вместо этого оппозиционные лидеры эксплуатируют студенческие евроиллюзии в качестве политического ресурса в национальной войне за обладание президентской булавой. Они делают это настолько навязчиво, что значительная часть украинского студенчества на первой стадии протестных акций отмежевалась от лидеров оппозиции, подчеркнув таким образом свое неуважение не только к ним, но и ко всему украинскому политикуму. В этом, пожалуй, и проявилась главная политическая ценность нынешнего евромайдана. Тогда как рядом на Европейской площади в своих традициях тренировалась оппозиция.

Такое размежевание протестных настроений стало главным проявлением нынешних киевских майданов. И все же нынешние акции протеста на майданах с самого начала были обречены на провал. Как для студентов-евромечтателей, так и для «закаленных» на майданах оппозиционеров. Крайне наивно было надеяться на то, что Президент Янукович поддастся давлению майдана и подпишет соглашение об Ассоциации на прежних условиях. Это означало бы его политическое самоубийство еще до начала официального старта президентской избирательной кампании 2015 года. Ведь фактически это было бы воспринято его традиционным электоратом как предательство.

А те, кто похвалил бы Виктора Федоровича за подписание Ассоциации в Вильнюсе, к 2015 году успел бы забыть о такой «услуге» под нарастанием социальной напряженности. В первую очередь на том же Юго-Востоке. Так что в борьбе за стратегическую инициативу на будущих президентских выборах тема подписания Ассоциации еще не набрала своего критического политического веса. И можно не сомневаться, что предвыборная интрига вокруг этой темы будет сохранена до конца.

Также было наивно рассчитывать на «повалэння злочиннои влады» в результате «всенародного гнева» из-за неподписания Ассоциации в Вильнюсе. Очень трудно поверить, что действующий правящий режим испугается агрессии толпы и не найдет законных средств защиты органов государственной власти. Во всяком случае, так казалось вплоть до разгона Евромайдана в ночь с субботы на воскресенье.

В то же время нужно признать, что перманентное противостояние власти и оппозиции уже давно вывели Украину на дорогу, ведущую к охлократии. На настоящий момент между правящим режимом Януковича и агрессивной протестной толпой сложилось хрупкое равновесие, нарушение которого способно ввергнуть страну в состояние неуправляемого хаоса. Тот, кто рискнет нарушить это равновесие, должен будет взять на себя всю полноту ответственности за происходящее в столице. Пока только в столице. Хотя не будем забывать, что все современные революции делаются в столицах. В нашем случае это больше похоже на стремление к перевороту.

Как бы там ни было, но киевские события на выходные явили нам целый ряд признаков нарастающей растерянности и неуверенности во властных коридорах. Предстоящая неделя-другая покажет, насколько это не случайно. Пока сложно делать окончательные выводы. Но уже сегодня правомерно ставить под сомнение прежнюю монолитность в рядах регионалов. Сначала более чем странной выглядела часовая пауза в телевизионном ток-шоу Савика Шустера на телеканале «Интер», хозяином которого считается близкий к Президенту олигарх Дмитрий Фирташ. А сам Савик Шустер демонстративно перешел на сторону лидеров оппозиции, откровенно предоставив им на телеэфире преимущества перед министрами и депутатами Партии регионов. Вряд ли кто-то сомневается в том, что такой опытный провокатор как Савик Шустер сделал это по наивности. Что-что, а интуиция у него, как правило, безошибочная.

И уж совсем непонятной выглядит зачистка «Беркутом» Евромайдана в 4 часа утра 30 ноября. Очень сложно поверить, что поводом к зачистке стало нежелание участников Евромайдана освободить площадь для установления новогодней елки. Более глупого объяснения последовавших действий «Беркута» придумать нельзя. Даже если представить, что студентам предъявили именно эти требования. В 4 часа утра. В субботу. Вряд ли стоит удивляться реакции студентов и прочих евромечтателей на такие требования «Беркута». Однако никто не поверит, что эта реакция превратилась в реальную угрозу для жизни бойцов «Беркута».

Зато теперь весь мир смотрит на своих телеэкранах душещипательные картинки разгона Евромайдана. Нужно ли говорить о том, какие чувства при этом испытывает большинство смотрящих во всех странах мира. Не говоря уже об Украине. Таким действиям «Беркута» очень сложно найти оправдания. Хотя силовой вариант разгона Евромайдана вовсе не исключался. Но позже и при других сопутствующих обстоятельствах. А так состоялся лишь фальш-старт, который в корне изменил ход развития общественно-политической ситуации в Украине после Вильнюса. Большего подарка для оппозиции придумать невозможно.

Разумеется, такой поворот вызвал неоднозначную реакцию во властных рядах. При этом создается впечатление, что кто-то целенаправленно направляет информационное сопровождение такой реакции в определенное русло. По крайней мере, как-то странно выглядит сообщение украинского Интерфакса об отставке Главы Администрации Президента Сергея Левочкина. Который якобы выразил несогласие за действия киевского «Беркута». Кому и где он выразил такое несогласие, неизвестно.

Это можно было бы считать недоразумением, если бы вслед не последовала серия заявлений о выходе из фракции Партии регионов группы народных депутатов. Помимо одиозной Инны Богословской об этом также заявили Давид Жвания и некоторые другие депутаты. По оценке народного депутата Виктора Бондаря, фракцию регионалов в Верховной Раде готовы покинуть около 20 нардепов. Впрочем, достоверность такой информации подтвердится лишь во вторник. Когда соберется Верховная Рада на свою работу. Хотя мало кто верит, что народные депутаты смогут на будущей неделе именно работать. Этот день имеет все шансы войти в историю украинского парламентаризма как самый «горячий вторник».

Ко всему этому нужно добавить осуждение разгона Евромайдана Николаем Азаровым, размещенном на его страничке в Фейсбуке. И более сдержанное в этом плане заявление первого вице-премьера Кабинета Министров Украины Сергея Арбузова. И, наконец, к вечеру субботы мы услышали возмущение Президента Украины по поводу зачистки Евромайдана. Все обещают разобраться и наказать тех, кто превысил нормы допустимого. Не думая о том, что такие оправдания уже никому не интересны. Естественно, что во многом это была реакция властей и на резкие оценки произошедшего в Киеве самых различных международных кругов. Оценки эти прозвучали куда более оперативно, чем прореагировало украинское руководство. Увы, но мы уже привыкли к запоздалой реакции высшего руководства в критической ситуации.

При желании перечисленные факты можно свести в некую систему доказательств наличия кризиса в высших эшелонах власти Украины. Только время может подтвердить или опровергнуть так ли это. При чем время достаточно короткое. И тем не менее, основания для подобных предположений игнорировать нельзя. Ведь исторический опыт говорит о том, что в схожих ситуациях неустойчивого равновесия в противоборстве власти и оппозиции всегда найдутся те, кто готов покинуть ряды правящей силы для сохранения себя в политическом пространстве страны. Политика для таких людей давно превратилась в наркотик, зависимость от которого зачастую выше трезвого расчета и здравого смысла.

Однако все сказанное имело свой смысл и значение до воскресных событий в Киеве. Зачистка Евромайдана сыграла злую роль фитиля, который поднесли к пороховой бочке всенародного гнева. И эта бочка взорвалась. К счастью оппозиции и несчастью Президента и Партии регионов. Теперь можно сколько угодно гадать и спорить, насколько сознательно или бессознательно был отдан приказ «Беркуту». Гораздо важнее понять другое. Зачистка майдана стала сигналом для оппозиции к переходу в контрнаступление по свержению правящего режима Януковича. Поэтому возникает закономерный вопрос: кому был больше выгоден приказ «Беркуту» о зачистке Евромайдана? Януковичу или лидерам оппозиции? Ответ на этот вопрос уже дан воскресными событиями.

Начало воскресных событий в Киеве вызвало настоящую эйфорию и бурю неконтролируемого восторга сотен тысяч горожан и гостей столицы. Колоннами они двинулись к Майдану незалежности, несмотря на решение суда о запрете массовых акций в центре Киева вплоть до рождественских праздников. Лидеры оппозиции тут же громогласно объявили о начале победоносной освободительной революции, главным результатом которой должно стать установлении подлинной украинской власти. То есть по сути своей это национально-освободительная революция, которая должна окончательно освободить Украину от оккупационного засилья путинской России. Не больше и не меньше.

Об этом в воскресенье говорили очень многие на майдане. В том числе они требовали обязательной люстрации для всех без исключения государственных служащих. Нетрудно догадаться, кто и как будет подвергнут люстрации в случае победоносного завершения нынешней «революции».

Уже сегодня можно говорить о том, что нынешняя «революция» быстро захлебнулась, если бы не мощная международная поддержка. Которая придала участникам майдана видимость международной легитимности «революционных» событий и подогрела «революционеров» к решительным действиям. Настолько решительным, что те перестарались. Воодушевленные наставлениями известного своим радикальным отношением к России поляка Качинского, главы дипломатических миссий стран Евросоюза Тарбинского и прочих европейский адвокатов Украины участники майдана незаконно заняли помещений Киевской горадминистрации и украинского Дома Профсоюзов, превратив их в «революционные» штабы.

Но этого им показалось мало и «революционеры» решили взять штурмом здание Администрации Президента Украины. Прекрасно зная, что Президента там нет. Правда, лидеры оппозиции быстро поняли пагубность такой провокации и с трудом остановили своих подопечных от продолжения штурма. А чтобы отвести от себя все обвинения в бесчинствах, объявили это провокацией каких-то молодчиков в масках, которых якобы опять же направил Янукович. И только позже стало известно, что штурм Администрации Президента спровоцировали сторонники Дмитрия Корчинского.

К вечеру ситуация в Киеве зашла в правовой тупик, выход из которого возможен лишь при двух вариантах. Вариант первый. Введение Президентом чрезвычайного положения в столице Украины. Хотя в условиях понесенных имиджевых потерь Президента после зачистки Евромайдана «Беркутом» такой вариант вряд ли возможен. Для этого Президент будет ждать более веских оснований. Которые оппозиция постарается ему не предоставить.

Вариант второй. Нужен компромисс между Президентов и лидерами оппозиции, который предполагает ряд взаимных принципиальных уступок. Такой вариант более вероятен. Он потребует непростых политических торгов, ибо каждой противоборствующей стороне нужно максимально сохранить своё лицо на будущее. О том, как будет протекать этот торг, мы узнаем в течение следующей, а возможно не только одной следующей недели. Отметим лишь, что на сегодня инициатива на стороне оппозиции. Она будет у нее до тех пор, пока в оппозицию будет верить многотысячный майдан в Киеве и других областных центрах страны. А также пока она будет чувствовать поддержку Евросоюза.

Президент Виктор Янукович переживает ныне самый сложный и критический момент в своей политической биографии. До сих пор ему удавалось вовремя отступить, чтобы потом вернуться на первые роли в государстве. Время покажет, получится ли это у него и на этот раз. В первую очередь это будет зависеть от монолитности его команды и поддержки регионов. А во вторую – от того, насколько сильным окажется давление Евросоюза. Даже не столько Евросоюза, сколько США. А давление США будет зависеть от того, насколько это им позволит сделать Россия. Если позволит, конечно. Вот такая круговерть получается вокруг евромайданов, участники которых наивно полагают, что оказались в центре истории.

А наш традиционный совет на этот раз адресован всем: если вы не имеете то, чего хочется, научитесь хотеть то, что имеете.

 

Александр Форманчук