ГЛЕБ СУХОЦКИЙ: «Летать – как жить»

В июле этого года Украина участвует в мировом чемпионате по парапланеризму. На соревнования в Болгарию поехали два спортсмена, один из них – крымчанин Глеб Сухоцкий, действующий чемпион Украины по парапланерному спорту. О том, почему парапланеристы любят Крым, как полеты меняют мировоззрение, какие существуют суеверия у пилотов и многом другом Глеб Сухоцкий рассказал в интервью корреспонденту Крымского информационного агентства.

Глеб, как вы стали парапланеристом?

– Меня зовут Глеб Сухоцкий, мне 30 лет. Активно живу, занимаюсь бизнесом и парапланами. К парапланеризму я шел через разные виды спорта. Изначально я рос на симферопольском аэродроме в Заводском, мои родители – парашютисты, мастера спорта и чемпионы Советского Союза. Все детство я провел среди воздушной атрибутики, рано начал прыгать с парашютом, но потом переключился на альпинизм, хотя авиация была рядом. А когда повзрослел, закончил институт и начал работать, свободного времени оставалось все меньше, поэтому начал летать. На сегодняшний день я являюсь чемпионом Украины, собираюсь участвовать в Чемпионате мира. Как говорится, авиационные гены взяли свое.

Для вас парапланеризм – это хобби?

– Профессиональные спортсмены зарабатывают деньги, а я на парапланеризм, как правило, деньги только трачу. Для меня это не просто хобби, это часть жизни. Парапланеризм дает большой заряд энергии, смыслы жизни. Он раскрашивает реальность, накачивает жизнь эмоциями, событиями и позволяет людям ощущать краски жизни, конечно, если им это подходит. Думаю, если бы я не занимался парапланерным спортом, я не работал бы с таким энтузиазмом. А так езжу по миру, в среднем четыре раза в год, для этого нужно зарабатывать деньги и иметь свободное время, для этого надо эффективно жить. Это все способствует развитию.

Какие требования для полетов на парашюте?

– Плюс парапланеризма в том, что не нужно держать себя в идеальной спортивной форме, проводить утомительные тренировки. Можно, совершенно не тренируясь 2-4 месяца, но имея определенный опыт и навыки, ехать на соревнования. Главное держать в форме свои мозги. Как правило, не учат детей 12-14 лет, потому что у них не выработана ответственность в воздухе, а парапланеризм требует ответственности. В воздухе надо обладать достаточно большим объемом знаний авиации и быть серьезным человеком. Для полетов на параплане требования, как для вождения автомобиля. Главное, чтоб видел, слышал да адекватно реагировал. У нас в прошлом году летали два дедушки, одному 70 лет, другому 72.

У них, наверное, опыт полетов по 50 лет?

– Нет, совершенно нет. Один начал учиться полетам на парапланах, будучи немолодым, только в 65 лет. Научился и летает, конечно, без всяких спортивных амбиций, просто нравится повисеть в воздухе и полетать рядом с птицами.

Насколько опасен парапланеризм?

– Мнение о том, что летать опасно, сложилось еще в 1990-е годы, когда парашюты шили в подвалах, а люди, не зная условий полета, прыгали и кровью писали правила парапланеризма. Сейчас все правила уже написаны и человеку не надо испытывать судьбу, чтобы чему-то научиться. К сожалению, в Крыму часто происходят травмы. Дело в том, что Крым – это место с очень хорошими условиями, погодными и летными. Сюда съезжается очень много людей из Украины, стран бывшего СССР. Но Крым коварен. Как в походах – можно посреди лета замерзнуть в горах, точно так же и в воздухе. Здесь много классных учебных мест, красивейших летных мест, но зачастую надо быть к ним готовым. В авиации нельзя лезть наощупь.

Получается, что полеты на парапланах доступны широкому кругу?

– Парапланеризм – это самый доступный вид авиации. Сейчас заказывают параплан по интернету, выходят на горку или пытаются цепляться за машины, что приводит к травмам. Но если нормально обучаться, изучать литературу, пользоваться услугами инструкторов, то безопасность очень высокая. Сейчас есть хорошая учебная база, не то, что 10 лет назад. Количество парапланеристов растет, потому что возрастает безопасность полетов, качество техники и теоретические знания.

А какая в Крыму учебная база?

– В Крыму на горе Клементьева одна из лучших школ бывшего СССР. Там много инструкторов, приезжают специалисты других школ, привозят курсантов. В Крыму масса мест для полетов, но это самое известное и населенное пилотами. Гора Клементьева имеет интересную форму, там постоянно дуют ветра и очень часто летная погода. Я поясню, полеты бывают двух видов – в динамических и термических потоках. На горе Клементьева можно лететь снизу вверх, используя восходящие динамические потоки воздуха. Ветер, огибая гору, создает восходящий поток в верхней точке. Есть другой вид полетов – полеты в термических восходящих потоках, когда пилот может набирать высоту, перелетать от одного потока к другому, достигая облаков. Так можно пролетать длительный маршрут. В мире рекорд – в районе 500 км, на Украине – под 300 км.

А ваш личный рекорд?

– В Крыму очень тяжело побить рекорд на дальность, потому что часто упираешься в море. Море, разные ветра, поэтому рекорды ставятся в основном на равнине, на материке. У нас есть рекорд дальности полета в Крыму – около 120 км, это из Симферополя в сторону Керчи. А вообще в Крыму за всю историю полетов только несколько человек смогли пролететь 100 км. Такой цели я никогда не ставил перед собой. Для меня не важно расстояние, самое главное – качество полета. И вот в этом Крым очень интересен. Во-первых, полеты в горах очень живописны, но требуют навыков. Сверху видишь совершенно другой мир и понимаешь, что жизнь не плоская, как мы привыкли, это совсем другое пространство. Часто у человека, который начинает летать, меняется мышление и восприятие пространства.

Мышление меняется в положительную сторону?

– В другую. В полете можно двигаться не только вперед и назад, быстро или медленно, здесь есть еще вверх и вниз. Как правило, людей, которые начинают заниматься парапланеризмом, полеты цепляют. Когда я начинал летать, для меня это была настоящая зависимость, постоянно хотелось ощущений полета.

Сказывался адреналин?

– В моем понимании парапланеризм – это не экстремальный вид спорта. Например, когда человек лезет по скале или прыгает с веревкой или парашютом, у него происходит адреналиновый выброс – это экстрим. Поначалу, когда начинаешь летать на параплане, есть подобные ощущения, это воспринимается как что-то новое, необычное, ведь люди не привыкли летать, находиться в воздухе свободно, как птицы. А потом все меняется. Я получаю удовольствие от полетов не потому, что это экстремально, а потому что это полет. Когда ты летишь, управляешь парапланом, чувствуешь движение воздуха, то будто бы находишься в каком-то другом мире. Именно это меня очень сильно цепляет, хотя переживания у разных людей складываются совершенно по-разному.

А выше облаков можно взлететь?

– Да, только нужно лететь в облаке. Это неприятно, мокро, нет ориентации. В белой пелене облака сложно определить, где низ, где верх. Очень интересные ощущения. Иногда можно взлететь рядом с морем, стартовать, к примеру, на Ай-Петри, а под нами образуются облака, это очень живописно. Но, как правило, если есть облака, то стоит туман и погода просто нелетная.

Какие опасности подстерегают в воздухе?

– В воздухе опасности нет, есть опасность от столкновения с землей. Опасность только в людях, только в том, что человек не туда полез или неправильно принял решение. Я считаю, что опасность только в наших головах.

А птицы?

– Бывает, но обычно им либо все равно, либо летают рядом, потому что им интересно. У меня была ситуация в Крыму, когда выводок орлов немного порвал параплан. Таких историй, как в Индии, когда орел может броситься на парашют, у нас в Крыму я не помню. Я тоже летал в Индии, у них действительно гигантское количество птиц.

Чем отличаются полеты в других странах? Только пейзажем внизу?

– Изначально я начал летать на территории Крыма, просто хотелось летать, как птица. Потом хочется набирать высоту, взлетать над Симферополем и видеть все моря, Белую скалу, Севастополь – везде рукой подать. Потом летишь туда, куда хочешь: например, из Симферополя в Феодосию или Ялту. Затем начинаешь соревноваться в мастерстве с другими пилотами. В этом и есть развитие. А в других странах интересное совмещение. С одной стороны, путешествуешь, но не просто смотришь, как живут люди, а летаешь и наблюдаешь сверху. В других странах не только разная природа, но и воздух разный, по-разному летается, совершенно разные эмоции.

Где вы летали?

– Много где летал, по Украине у нас есть много летных мест. Первая моя серьезная поездка была в Индию, в Гималаи, где я участвовал в соревнованиях. Потрясающие эмоции, это был первый выезд в большие горы. Эта поездка дала очень много изменений в моей жизни.


Наверное, над Гималаями летать очень холодно?

– Температура воздуха с высотой понижается – 0,8° на каждые 100 метров. Поэтому летаем в специальной одежде, которая позволяет вверху не замерзнуть. Если набрать высоту 2 км, то температура понижается с +30° примерно до +10°, уже прохладно. Когда летишь, постоянно присутствует ветер, а если подлететь к облакам, там еще и высокая влажность.

Получается, полеты на парапланах не для зимы?

– Ситуация в том, что летать-то хочется. Летать – как жить. Для пилотов полеты – это лучший антидепрессант. Даже если не летать, выехал на склон, с друзьями пообщался – и жизнь наладилась. Зимой тоже летаем, но не так часто, как летом, погоды меньше.

Расскажите о чемпионате мира, в котором собираетесь участвовать.

– В июле Украина будет участвовать в Чемпионате мира. Соревнования достаточно серьезные, проходить они будут в Болгарии, в Балканских горах возле города Сопот. Что интересно – сперва там будет чемпионат Украины. Есть такая практика, когда страны проводят чемпионаты в других странах для расширения кругозора своих пилотов. В этом году чемпионат Украины будет совмещен с чемпионатом Польши.

В украинском чемпионате тоже участвуете?

– Да, конечно. Надо же с нашими товарищами полетать. Чтобы попасть на Чемпионат мира, нужно пройти достаточно жесткий отбор – в зависимости от места в Чемпионате Украины, Кубке Украины, мировом рейтинге, по другим критериям. От Украины едут два спортсмена, я и Богдан Базюк, очень хороший пилот из Киева, тоже чемпион Украины. Жаль, что немного людей, вот российская команда – 5 человек, но у нас больше не прошло. Всего 150 человек со всего мира будут сражаться за звание чемпиона мира. Посмотрим, на что Украина способна, очень интересно, как это будет.

Можно пожелать удачи? Или есть какие-то суеверия?

– Конечно, желать можно, удача никогда не помешает. У парапланеристов есть суеверия, они, например, как и парашютисты, говорят не «последний полет», а «крайний». Последний – это значит, что больше не будет. Лично у меня особых суеверий нет, но когда начал летать, мне подарили деревянный кулон с иероглифами. Я с ним летаю и считаю, что он приносит удачу. Уже лет семь летаю, никаких травм никогда не было, хотя летаю я очень много.

P. S. За время публикации статьи Глеб Сухоцкий занял на украинском чемпионате второе место.

Марина Резникова

Фото из личного архива спортсмена