«Крымская Хатынь» возрождается из пепла

«Крымская Хатынь» возрождается из пепла

Дорога из Бахчисарая пролегает у подножья второй гряды Крымских гор по направлению к селу Баштановка. С основной трассы мы сворачиваем направо, где указатель гласит: «Лаки, 8 км». Асфальт заканчивается, машина въезжает в лес и по извилистой дороге следует по долине реки Кача. Здесь царит особая никем не тронутая тишина. В этом месте когда-то была греческая деревня Лаки, известная своей героической историей и трагизмом. В народе ее прозвали «крымской Хатынью», ведь подобно белорусской деревне, она была полностью сожжена фашистами.

Название деревни берет свое начало из греческой этимологии, что означает «яма» или «бассейн». Подобные названия сел и городов до сих пор встречаются в современной Греции. Однако некоторые историки связывают Лаки с созвучным названием храма св. Луки, который был построен здесь и сохранился до сих пор.

История «крымской Хатыни»

После установления в Крыму Советской власти согласно переписи населения того времени в селе проживало 240 греков, действовала греческая школа и был создан колхоз. Местные жители были гостеприимные и хозяйственные: аккуратные домики с палисадниками, маленький магазинчик, у которого судачили женщины и дымили трубками старики, церковь, улочки, на которых стояли кувшины с бекмесом — яблочно-грушевым напитком. Любой мог подойти и напиться вдоволь. Люди выращивали отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Но с наступлением Отечественной войны жизни селян суждено было измениться.

Свидетели тех дней вспоминают, что 23 марта 1942 года стал последним днем жизни села. Фашистские каратели, прознав об укрывшихся в Лаках партизанах, прибыли сюда, чтобы стереть не покорившуюся деревню с лица земли. Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. 16 человек, включая 8-месячного ребенка, расстреляли и сожгли. Остальных вывезли в село Октябрьское через Бахчисарай. Фашисты подожгли деревню: сгорело 87 дворов, магазины, клуб, хозпостройки и даже церковь.

Фашисты были так беспощадны к жителям Лаки из-за их преданности крымским освободителям. Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили несколько предателей, а в Лаки предателей не было. Жители деревни с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Новая жизнь деревни Лаки

После освобождения села в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал. После постановления Госкомитета обороны «О переселении колхозников в Крым», переселенцы из Орловской и Брянской областей направились в Бахчисарайский район, включая опустевшие Лаки. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. А в начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.


В наши дни Лаки стоит на этапе своего возрождения. По словам главы Бахчисарайского районного общества греков Михаила Иванова, выходцы села Лаки хотят вернуться сюда для его восстановления. «На меня выходят отовсюду, где живут выходцы из села Лаки: Мелитополь, Запорожье, Харьков, Симферополь, есть обращения людей с Северного Урала. Многие уже заранее написали просьбу о предоставлении участка», – рассказывает порталу «Новоросс.info» Михаил Иванов. Он также отметил, что для возрождения села необходимо в первую очередь проложить коммуникации, определить границы села, а также принять его генеральный план. Он напомнил, что еще в декабре 2004 года на территории Верхореченского сельского совета (Бахчисарайский район) был выделен земельный участок для возрождения села Лаки, но вопрос со взятием на учет нового населенного пункта пока решен не был.

Духовное возрождение исчезнувшей деревни

Не дожидаясь решения властей о выделении земель и определении границ, крымская православная церковь начала духовное возрождение села. В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск в память о погибших сельчанах. Ежегодно у него проходит молебен и возложение цветов. А с 2005 года здесь был открыт мужской монастырь в честь Святого апостола и евангелиста Луки, храм которого остался единственным уцелевшим свидетельством истории тех трагических дней.

Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 году на месте старой деревянной церкви 16 века. Над главным входом стоит дата «год 1904» и надпись на новогреческом – слова Христа: «Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и я упокою (вас)». Во время сожжения села был поврежден алтарь, купол, колокольня, но сохранились фрески. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Матфей изображен ангелом, Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символа орла означают высоту евангелического учения.


Наместником мужского монастыря был назначен иеромонах Каллиник (Чернышов), который милостиво рассказал нам о жизни в Лаках.

«В обычные дни здесь нет посетителей. Наша монашеская жизнь определена уставом. Поднимаемся в 6 утра, после чего идет двухчасовая утренняя молитва, затем завтрак и послушание до обеда. После обеда час отдыха и снова послушание, которое определяется нуждами монастыря. В основном это сбор и колка дров, поднос воды и т.д.», – поделился наместник монастыря.

Жизнь монахов простая и довольно аскетичная, так как ни электричества, ни газа и водопровода в монастыре нет. Воду набирают из колодца, дрова собирают в лесу, вместо света используют свечи. Хотя полтора года назад, благодаря поддержке меценатов из числа потомков погибших, было проведено электричество, благодаря чему и началось восстановление и реконструкция самого храма.

«Мы живем здесь уже 10 лет. Раньше тут кроме развалин храма ничего не было, да и тот был полностью заросшим кустарниками и деревьями», – вспоминает отец Калинник.


При храме постоянно проживают 20 монахов, правда, сейчас некоторые из них находятся в больнице, так как подорвали здоровье в зимний период. Наместник говорит, что основная проблема – это сырость. «Нам недавно провели электричество, но по-прежнему нам свет не нужен, используем свечи и лампады. А для строительства храма это необходимо. Для нас главная цель – возродить храм. За одно лето были восстановлены купола, подняты стены. Также почти завершен основной купол, и даже есть деревянный крест. Храм будет отреставрирован в греческом стиле. У него уникальная архитектура. Надеемся, что к октябрю получится полностью восстановить крышу и положить полы, чтобы можно было проводить службы», – рассказал о планах священник.

Строительные работы в храме зависят не столько от финансовых средств, сколько от погодных условий. Ждали потепления, чтобы машина с песком и кирпичами смогла проехать. Да и строителям сложно жить в условиях без должного отопления и воды.

Сами монахи даже мобильными телефонами не пользуются: по уставу полагается только наместнику. Также нет радио и телевизора. Так что тишина на территории храма особая. «Монашеская жизнь заключается в постоянной молитве. Вне мирской жизни и суеты. Конечно, есть и благоустроенные монастыри, но есть и пещерные, например, как монастырь на Мангупе, где проживают по два-три человека. В «комфортных» монастырях, которые чаще всего расположены вблизи городов, много мирских людей, которые могут беспокоить монашествующих. А в Лаки есть хорошие возможности для молитвенной жизни в уединении. Конечно, функция монастыря – спасать молитвой других, и когда сюда приезжают паломники, то вдали от огней больших городов, они начинают задумываться, кто они и для чего они здесь», – отмечает он.


В Лаки есть свои постоянные прихожане, у монахов – их духовные подопечные, которые приезжают к священникам. Но говорить о том, что в храм идут паломники вереницей, не приходится. Священники приятно удивляются, когда люди в возрасте, в снег или дождь идут сюда для молитвы и общения с монахами.

Наместник подчеркивает, что монастырь не ограничивается одними стенами. На территории Лаки находились 20 храмов, и задача духовников большую часть из них восстановить. Кроме того, планируется организовать паломнический комплекс, где смогут бесплатно останавливаться приезжие прихожане. Многие хотят приехать и пожить в уединении и молитве, или хотят избавиться от наркомании, но пока нет мест, чтобы их разместить.

По словам монахов, сколько монастырь живет, столько он и будет восстанавливаться. «Не хотелось бы заключать эти планы в финансовые возможности, ведь осуществление планов лишь в руках Бога. А каждый приезжающий сюда человек может оказать какую-то помощь. Причем мы не просим привозить деньги, а лишь то, что необходимо в строительстве храма – материалы, рабочая сила или доброе слово. Так по крупицам будет возрождена история героического села Лаки, исчезнувшего с карт, но оставшегося в памяти на века».

 

Анна Ветвицкая

Фото автора