КРЫМСКИЕ ФОТОГРАФЫ: Охотники за моментами

КРЫМСКИЕ ФОТОГРАФЫ: Охотники за моментами

Международный День фотографа или день Святой Вероники, покровительницы фотографии, празднуется 12 июля. Согласно легенде, когда Иисус по дороге на Голгофу пал под тяжестью своего креста, Вероника дала ему платок, чтобы вытереть лицо. По возвращению домой Вероника обнаружила лик Спасителя, сохранившийся на ткани. С тех пор этот платок, известный как Нерукотворный образ, хранится в Риме. В связи с этой историей многие профессионалы и любители фотодела отмечают свой профессиональный праздник в день этой святой.

Однако Всемирный день фотографии ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. В этот день в 1839 году правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера о методе получения отпечатка – дагерротипа, сделало его открытие достоянием мировой общественности, иными словами, широкий круг обывателей узнал об изобретении прототипа фотографии.

Сегодня фотоаппарат доступен практически каждому, а искусство фотографии превратилось в профессию. Возможно ли в наших реалиях зарабатывать на жизнь фотографией, что препятствует или, наоборот, сопутствует работе и творческому процессу фотографа, мы поинтересовались у некоторых крымских фотографов.

Фотокорреспондент Светлана Борисовская. Симферополь

– Впервые взяла камеру в руки, как и большинство, в школе. Это была обычная «мыльница» с пленкой в 36 кадров. Тогда никто из продавцов не мог объяснить толком, что такое ISO (светочувствительность), все говорили только, что чем это число больше, тем качественнее пленка и потому она стоит дороже. Сейчас это так смешно! Снимки делались семейные, даже не помню, где они лежат, так что сложно оценить их качество. А потом пришел уже взрослый интерес к фотографии – после того, как я начала выкладывать свои кадры на сайте одного из информагентств, их заметил сотрудник крымской газеты и пригласил меня на соискание должности фотокорреспондента. Так что официально я работаю фотографом с 2010 года, но мне кажется, что, чтобы называть себя фотографом в полном значении этого слова, еще нужно многому учиться, поэтому пока я себя больше считаю журналистом. Обладаю навыками работы с цифровой техникой последнего поколения, поскольку с пленкой поработать не довелось, к тому же я пишу тексты к своим фотографиям, иногда статьи и заметки.

Поскольку сейчас сложная политическая ситуация, время перемен, все мое творческое пространство занимает съемка событийных репортажей. В будущем мне интересно было бы поездить по разным странам, сделать зарисовки других культур, еще интересно сделать фотопроект с коллегами-репортерами. Сложно сказать, какой кадр я никогда не сделаю, я предпочитаю оставить время на раздумья: снять, а потом хорошо рассмотреть фотографию и подумать, хочу ли я это опубликовать, потому что иногда из-за состояния аффекта и вовлеченности в ситуацию, не всегда можно трезво оценить то, что видишь.

Никогда не опубликовала бы фото, которое может сломать жизнь человеку, который мне нравится. В последнее время работать репортером стало очень сложно, люди ненавидят журналистов. Сейчас самое тяжелое объяснять, что фотоаппаратом ты не снимаешь для «5 канала» или «России 24» (у каждого свой враг), что фотоаппаратом ты не пишешь статью в газету, фотоаппаратом ты не голосуешь. Очень обидно слышать оскорбления от людей, которые тебя не знают и не пытаются поговорить спокойно. Кто эти люди, которые судят меня с первого взгляда, оскорбляют? Привыкнуть невозможно. А из общих сложностей профессии тяжеловато бывает за 2 секунды выбрать нужную позицию, из происходящего выделить важные детали. Этому нужно учиться, тренировать видение.

Фотограф-блогер Владимир Гвановский. Севастополь

– Впервые взял в руки камеру в 13 лет. Первые удачные снимки сделал в фотокружке Дворца детства и юности в Севастополе, это был репортаж. Профессионально работал фотографом с 2008 по 2013 годы – снимал 3D-панорамы Крыма для проекта «Виртуальный тур по Крыму». С 2013 – свободный блогер. Любимые виды съемки: жанровая фотография, женский портрет, горный пейзаж. Планирую продолжать работу в этих направлениях.

Никогда не буду снимать гламур. Работа фотографа любимая, поэтому трудности нипочем. Зарабатывать исключительно фотографией сложно. Обычно бывает так – если фотография становится единственным источником дохода, то из нее уходит творчество...

Фотограф Юрий Дяченко. Симферополь.

– Я как и многие всерьез фотографией заинтересовался с появлением первых цифровых камер, это было лет десять назад. Тогда я работал в отрасли полиграфии и рекламы, а фотография, как известно, неотъемлемая ее часть. С приобретением первой цифровой камеры у меня появился мощнейший инструмент визуализации, с помощью которого хотелось творить чудеса и я пытался создавать что-то необычное в стиле art-фотографии – нестандартные композиции, эксперименты с цветом и светом. Фотографирую уже более 10 лет, а зарабатывать фотографией стал не так давно – лет 6 назад с первыми заказами на репортажи и свадебную фотографию.

Действительно, многим удается зарабатывать фотографией на жизнь. Есть талантливые блогеры и репортеры, продающие фотографии изданиям, свадебные фотографы с постоянными заказами на съемки в течение года.

За все годы работы чего только не приходилось делать ради того самого идеального кадра: лазить по деревьям, бегать марафон вместе с участниками, покорять раллийные трассы на внедорожнике, мокнуть часами под дождем, идти на различные хитрости, чтобы подойти ближе к объекту съемки, когда этого делать нельзя, взбираться на гору в ожидании заката или просыпаться засветло, чтобы сделать кадр с рассветом. В ближайшее время буду снимать для «стоков» лето, море, пейзажи, фестивали в Крыму.

Что самое трудное в работе свадебным фотографом? Сейчас уже трудностей особо не испытываешь, работая в любую погоду и с разным освещением, уже есть понимание света в природе. Главное – быстро реагировать и быть технически подкованным, чтобы ничего не упустить. А поначалу это сложно. Спрос на свадебных фотографов с каждым годом набирает обороты, как и сам рынок свадебной фотографии. Это отлично, больше хороших фотографов – больше хороших фотографий.

Мне кажется, что те, кто действительного этого достоин, всегда при деле.

Фотограф Светлана Гарбузова. Симферополь

– Фотоаппарат впервые взяла в руки, будучи школьницей, на всех мероприятиях всегда все знали, что у меня фотоаппарат точно будет. Изначально мне просто нравилось фотографировать наш отдых с друзьями, а уже более серьезно фотографией занялась в последние 5 лет. Насобирала на фотоаппарат, о котором мечтала и начала фотографировать подруг. С этого все и началось. Люблю снимать чувства людей, счастливые пары и счастливых девушек. Это мне приносит максимум удовольствия. В ближайшее время планирую снимать love story.

Никогда не стану снимать образы, которые противоречат моему мировоззрению, то, что несет в себе негатив. В наше время стало очень модным делать фотосессии, да и уровень фотографии значительно вырос. Поэтому спрос на фотосессии очень высок. Самое трудное в работе фотографа, для меня, это обработка фотографий, т. к. это занимает много времени. На вопрос, можно ли зарабатывать фотографией и больше никем не работать, отвечу – да, можно, если это то дело, которому готов посвятить всего себя.

В Международный день фотографа в Универсальной научной библиотеке им. Франко в Симферополе состоялась выставка крымских фотографов «Я – фотограф». Организаторами мероприятия выступили фотоклуб «Солнцеклеш» и творческое объединение «Скиф». На выставке 12 фотохудожников, среди которых Светлана Борисовская, Антон Волк, Анна Ченская, Динара Ахтемова, Алена Мамутова, Ирина Яровая, представили около 50 фоторабот.

Кураторами выступили известные крымские фотографы Арвидас Шеметас и Александр Кадников, которые поздравили присутствующих с профессиональным праздником. По словам Арвидаса Шеметаса, фотовыставки в День фотографа в Симферополе станут традиционными. «На выставке представлены работы авторов, которые являются разными по характеру, по профессии, но их взгляды объединены таким емким словом, как фотография», – пояснил фотограф.

Он добавил, что современная фотография достаточно изменилась, а молодые фотографы внесли в нее новое видение. «Взгляд молодого поколения на фотографию в корне ее изменил. Это совсем другое видение, это прогрессивное и интересное видение, которое даст совершенно новый пласт и новое течение в фотографии», – подчеркнул фотохудожник.

При этом Александр Кадников отметил необходимость участия фотографов в выставках и выразил надежду на то, что фотовыставок в Крыму станет больше. «Фотография, которая напечатана и висит на стене, это и есть настоящая фотография, все остальное – это изображение. В Крыму нет практики выставок, но ведь фотография – это искусство, это выставочная работа, а у нас все сведено к социальным сетям», – отметил фотограф.

Он добавил, что, как показывает практика, быть фотографом можно и без специальных курсов обучения. Фотограф – это активная жизненная позиция.

Как говорил французский фотограф, отец фоторепортажа и фотожурналистики Анри Картье-Брессон, «удел фотографа – непрерывно исчезающие вещи. Когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться». Успевайте за ними, крадите их, а может быть даже выдумывайте сами!

 

Анна Ченская

фото автора и из личного архива фотографов