По звонким улочкам Малого Иерусалима

По звонким улочкам Малого Иерусалима

За две с половиной тысячи лет существования Евпатории в городе происходило немало событий, но конфликтов на религиозной почве здесь не было никогда. На этой земле удается мирно сосуществовать шести религиям, в чем можно убедиться, прогулявшись по звонким от брусчатки улочкам Малого Иерусалима.


Малый Иерусалим – пожалуй, самый популярный туристический маршрут, охватывающий историческую часть Евпатории. В 2012 году он получил премию Совета Европы «Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов», о чем можно узнать на стенде, расположенном в центре маршрута.

 
Маршрут включает 12 объектов, но осматривать их можно в любом порядке, необязательно так, как показано на официальной карте. Изучать достопримечательности можно пешком или с комфортом – на электромобилях. Наш путь начинается от восточных ворот города.
 
Восточные ворота и дровяной базар
В средневековье, когда Евпатория называлась Гезлев, а по-татарски – Кезлев, в городе было пять ворот. На юге города находились портовые ворота и крупный невольничий рынок, на северо-западе – лошадиные ворота, на севере – земляные, на западе – ворота белого муллы, а на востоке – ворота дровяного базара. Все ворота кроме восточных были разрушены в XIX столетии, а ворота дровяного базара, 400 лет сдерживавшие натиск неприятеля, разобрали для постройки хлебозавода в прошлом веке. Но в 2007 году они были восстановлены.


Теперь в этом трехэтажном здании располагается культурно-этнографический центр «Одун-базар къапусы», изюминка которого – макет средневековой Евпатории размером 7 на 9 метров.

 
Текие дервишей
Один из самых необычных объектов Малого Иерусалима – это монастырь Текие дервишей, принадлежавший суфийскому ордену мусульманских монахов. Текие дервишей состоит из трех разновременных сооружений: обители дервишей XV века, минарета Шукурулла Джами и чайного домика, где в настоящее время находится музей крымскотатарского этноса.

 Самый ценный объект комплекса – это храм, в котором дервиши кружились под музыку и входили в транс. По периметру располагаются небольшие кельи чиллехане, в которых монахи медитировали после кружения. Совершались кружения по определенной технике: поднятая вверх рука – это просьба о помощи у бога, опущенная вниз рука означала «отдай все, что получил». Дервиши считали, что должны пропускать силы, полученные от бога, через сердце и нести благодать людям.

В Текие дервишей проводятся необычные экскурсии, во время которых посетители могут послушать аутентичную музыку и понаблюдать за кружениями дервишей. «Идея такой экскурсии пришла мне в голову, когда один музыкант попросил сыграть здесь на флейте – он играет во всяких необычных местах. Когда он начал играть, стены буквально ожили. Изначально это сооружение было рассчитано на то, что здесь будет звучать музыка. Когда люди приходят на экскурсию, они ожидают чего-то обычного: «посмотрите налево, посмотрите направо». А мы проводим релаксирующую экскурсию, предлагаем закрыть глаза, расслабиться, вспомнить о хорошем. Удивительно, но здесь установлены деревянные евроокна которые так сейчас популярны. Они красивые, энергосберегающие и экологически чистые, что очень важно для этого места. После этого все выходят очень умиротворенные. Те, кто занимается эзотерикой, говорят, что храм насыщен положительной энергетикой», – рассказывает директор Текие дервишей Эльдар Велиев.
 
Раньше акустика в текие была еще лучше, но в советское время, когда здесь располагался склад Черноморского флота, были замурованы три из четырех голосовиков – кувшинов, вмонтированных в стены.
Долгое время в Текие Дервишей не проводились реконструкции, поэтому сейчас комплекс в аварийном состоянии.
Неподалеку от Текие дервишей находится мечеть XIX века Тахталы Джами. Она располагается в неотреставрированной части города на частной территории, а раньше в ней проводили богослужения евангелисты.
 
Мечеть Джума Джами
Мечеть Джума Джами, которая по праву зовется архитектурной жемчужиной Евпатории, была построена в XVI веке по проекту известного турецкого зодчего Ходже Синана. Он прожил 110 лет и возвел около 300 различных сооружений, а мечеть Джума Джами стала его 77-м творением. «В основе архитектурных форм и конструктивных особенностей лежит византийская церковь Айя-София в Стамбуле, поэтому в ней прослеживаются как традиции востока, так и особенности христианской архитектуры», – рассказывает наш экскурсовод по Малому Иерусалиму Риза Садыков.
 
Джума Джами также называют Ханской мечетью, так как во времена Крымского ханства в ней провозглашали нового правителя. Еще одно название – пятничная мечеть, так как по пятницам здесь проходит совместная молитва мусульман. На востоке и западе храма расположены два тонких минарета, с которых верующих пять раз призывают на молитву – азан.
В XIX веке мечеть была сильно разрушена, рухнул последний из уцелевших минаретов. В советское время реконструкции проводились несколько раз, но с единственной целью – открыть музей атеизма. Кроме того, был заложен штукатуркой уникальный узор на северной стороне, который теперь не подлежит реставрации. Только в 1990-е годы с возвращением крымских татар из депортации мечеть вернула себе первоначальное назначение.
 
Купеческая синагога
Купеческая синагога была построена на средства купцов в 1912 году, но в 1930-е годы она была закрыта, а внутреннее убранство уничтожено. В годы Великой Отечественной войны синагога не пострадала, но теперь в ней находится трансформаторная будка.

 Ремесленная синагога
Ремесленная синагога Егие Капай («открытая ладонь») была построена в тот же год, что и купеческая. Закрытая советской властью синагога в дальнейшем была предана поруганию немцами, которые устроили на ее территории скотный двор и конюшню. Только в 2003 году синагога была восстановлена. Сложена она из ракушечника, над входом расположено огромное окно с витражом в виде звезды Давида – символа иудаизма. Еще выше находится ковчег, в котором иудеи хранят свитки священной книги иудеев Торы. Сейчас в облагороженном дворике синагоги находится еврейское кафе.

Караимские кенасы
С иудаизмом в Евпатории связаны не только синагоги. Здесь находятся святыня караимов и памятник архитектуры XVIII века – Караимские кенасы. Караимы исповедуют иудаизм особого толка. «Древнееврейский – это язык литургии у караимов. В их вероучении нет посредников между Богом, каждый может читать Закон Божий в оригинале. Во время богослужения прихожане сидят, встают, преклоняют колени, возносят руки. Те, кто несут траур, освобождены от этих действий», – рассказывает экскурсовод по кенасам Александр Викторович Терияки, библейское имя которого – Аарон Давидович.
В кенасах действуют два храма: в малой кенасе богослужения проходят каждую субботу, а в соборной – по большим праздникам. В здании соборной кенасы есть красивый витражный портик, в котором представлены исторические фотографии.
Во время богослужения женщины находятся в храме отдельно от мужчин, – они заходят через другой вход и поднимаются на балкончик. Единственный раз, когда женщина попадает в нижнюю часть храма – через отдельный вход для молодоженов. По словам экскурсовода, свадьбы теперь происходят нечасто, да и к занятиям древнееврейским языком караимская молодежь не проявляет интереса.

Кроме малой и соборной кенас комплекс включает несколько двориков. Сперва посетители попадают в виноградный дворик, где на мраморных плитах выгравированы имена караимов-благотворителей и их деяния, далее идет мраморный дворик с обелиском, установленным в честь посещения комплекса царем Александром I в 1825 году. Справа от него за оградой находится мемориал с именами караимов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Увидев надгробия, многие думают, что здесь захоронены известные караимы. На самом деле все надгробия перенесены с евпаторийского кладбища во избежание разрушения. Самое древнее из них датируется XVI веком. Интересно, что на надгробных плитах не указывается дата рождения – только дата смерти и сколько лет прожито. «У караимов считается, что дата смерти важнее, чем дата рождения, ведь после смерти душа человека предстанет перед Богом», – поясняет Александр Терияки.

Возле малой кенасы расположен дворик ожидания молитвы, в котором находятся солнечные часы, восстановленные 10 лет назад. Оригинал был вывезен немцами во время войны. Здесь же указаны имена благотворителей, в том числе царей, даровавших льготы караимам. У входа в соборную кенасу – фонтанчик для омовения лица и рук, ритуальная беседка, где караимы отмечают праздник урожая.

Кенасам, как и другим культовым сооружениям Евпатории, пришлось пережить тяжелые времена: в Крымскую войну комплекс использовался как конюшня, а в соборной кенасе турки хранили боеприпасы. С 1959 года кенасы бездействовали, а богослужения возобновились только в 1999 году.
И пока ученые пытаются разгадать тайну происхождения караимов, их численность неизменно сокращается. В мире насчитывается около 2 тыс. караимов, из них 700 – в Крыму, около 200 – в Евпатории. А ведь в XIX – начале XX века караимы были элитой города, все представители городского самоуправления были караимами. В течение 95 лет караимы становились мэрами Евпатории. Самый известный среди них – Семен Дуван, превративший город в первоклассный курорт юга России.
 
Православный храм Святого Николая
На берегу моря находится христианский храм Святого Николая. Раньше на этом месте располагалась греческая церковь, но во времена Крымской войны она была сильно разрушена. Соборный храм Святого Николая, который был заложен в 1893 году, предназначался и для греческого, и для русского населения.

Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны Евпатория была сильно разрушена, храм не пострадал. Отступая, немцы начинили церковь взрывчаткой, но в последний момент детонатор чудом не сработал. В советские годы храм был закрыт, его реставрация началась только в 1980-е. В 2012 году были сделаны новые росписи внутри храма.

Святой Николай считается покровителем моряков, поэтому купола храма окрашены в цвет морской волны. Интересно, что на фасаде храма можно увидеть три вида крестов: греческие – в память о греческом наследии храма, георгиевские – как символ доблести русских войск, православные – как знак принадлежности к этой конфессии.
 
Греческий храм Святого Илии
Далее по набережной находится греческая церковь Святого Илии, построенная в 1911-1918 годы. Церковь Святого Николая не могла вместить всех желающих, поэтому греки обратились к городским властям с просьбой построить еще одну церковь. По сравнению со Свято-Николаевским храм Святого Ильи-пророка выглядит гораздо скромнее. В советское время в церкви устроили спортзал. Полностью восстановить храм, отстроить разрушенную колокольню и установить новый колокол удалось к 2500-летию Евпатории – в 2003 году.

Армянская церковь Сурб Никогайос
Во дворе церкви Сурб Никогайос (Николая Чудотворца) царит тишина – здесь располагается дом престарелых. Построена церковь из белого известняка, имеет три входа – западный, северный и южный. Возводили церковь в первой половине XIX века более 20 лет – из-за постоянной нехватки средств. В Крымскую войну здесь квартировали французские солдаты – их «автографы» на каменной стене, датируемые 1855 годом, можно увидеть и сейчас. В советское время в церкви были подсобные помещения, восстановить ее удалось только в этом году на средства евпаторийских армян.

По брусчатке
Конечно же, путешествуя по Малому Иерусалиму, стоит обращать внимание не только на культовые сооружения. Внимания заслуживают и другие здания, например, дом Сеферова и дом Дувана, турецкие бани, в которых, по преданию, купалась сама Роксолана перед тем, как попасть в гарем Сулеймана Великолепного.


На одном из зданий можно увидеть гранат – священное дерево караимов, которым отмечена тайная кенаса, на другом – картину с путником, который едет в Кезлев с товаром. Под ногами – звонкая брусчатка, над головой – красивые кованые арки, разграничивающие кварталы. Прислушайтесь к крику муэдзина, почувствуйте запах чебуреков и кофе, прикоснитесь к стенам, которые хранят память о событиях 500-летней давности – и тогда, быть может, вам откроются тайны Малого Иерусалима, которых у него немало.




 
Марина Резникова
Фото автора и Анны Ченской (фото дервишей)