ПСИХОЛОГ: Аутистов не нужно бояться, им нужно помочь

ПСИХОЛОГ: Аутистов не нужно бояться, им нужно помочь

Совсем скоро в Крыму пройдет благотворительная инициатива «Быть вместе» для родителей, воспитывающих детей-аутистов. В течение пяти дней несколько десятков «особых» семей соберутся на отдых в крымских отелях совершенно бесплатно. В этот период серьезная работа предстоит сотрудникам отелей, ведь они ранее не сталкивались с такими гостями, требующими особого отношения. Корреспондент Крымского информационного агентства пообщалась с руководителем анимационной группы отеля «Mar Le Mar Club», психологом Натальей Жесановой о том, в чем особенность детей с синдромом «аутизм» и как найти с ними общий язык.

Как давно вы работаете с особыми детьми? Становится ли детей-аутистов больше, и есть ли основания говорить об «эпидемии аутизма», охватившей планету за последние 10 лет?

С проблемой детского аутизма я впервые столкнулась пять лет назад, приехав работать в отель «Mar Le Mar», где была проведена первая встреча акции «Быть вместе». До этого я, как практикующий психолог-консультант, безусловно, знала об аутизме, но никогда не сталкивалась с этой проблемой на практике. Мне сложно говорить об обоснованности утверждения об эпидемии аутизма, но тот факт, что за последние десять лет численность детей с аутизмом выросла во всем мире в десять раз, говорит обо многом.

Насколько, на ваш взгляд, проблема детей-аутистов стала заметна в обществе? Стали ли обращать на нее внимание, исследовать, разрабатывать методы взаимодействия с детьми, способы лечения, диагностику?

Конечно, рост численности детей с таким диагнозом не может не заставить задуматься. Стоит отметить, что признавая важность проблемы, с 2012 года отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. Это день, когда общественные организации стремятся донести до мировой общественности необходимость повышения уровня информированности об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мира.

Наверняка на начальных этапах возникало много вопросов в работе с особыми детьми? Где искали ответы и как проходила работа на первых порах?

Безусловно, первые встречи акции «Быть вместе» были непростыми, в большей степени в организационном плане, по той причине, что мы не сталкивались ранее с этой проблемой непосредственно, не было опыта общения с детьми-аутистами. Конечно, не обошлось без штудирования специальной литературы, консультаций со специалистами, работающими в данной сфере. Что касается самого общения с детьми в рамках акции, их поведения, вовлекаемости в анимационную программу, в задуманные процессы – все оказалось намного проще и легче, чем мы думали.

Расскажите о методиках работы с особыми детьми.

Мы изначально не ставили перед собой задачи воспитательной или коррекционной работы с особыми детьми. Конечно, мы стараемся сделать их пребывание в нашем отеле максимально комфортным, разрабатываем анимационную программу с учетом особенностей наших гостей, но наша задача – собрать всех вместе, чтобы и дети, и родители почувствовали себя своими среди своих.

По вашему мнению, дети с аутизмом должны учиться в обычной школе или им необходимо создать специальные условия? Насколько реально пребывание вместе особых детей и здоровых ребят, например, в отелях, на пляже, в кафе, магазине?

В идеале, безусловно, всем особым детям нужны специальные условия, и это касается не только аутизма. Проблема в том, что катастрофически мало школ, детских садов, коррекционных центров для детей-аутистов. Да и те, что есть, на нашем постсоветском пространстве, как правило, оставляют желать лучшего. Исключения составляют частные центры и школы, организованные непосредственно родителями аутистов, то есть людьми, знающими эту проблему изнутри. Что касается совместного пребывания особых детей в общественных местах – думаю, очень много могли бы об этом сказать родители детей-аутистов. О косых взглядах, резких обидных словах, брезгливом отстранении, насмешках, непонимании, а главное – нежелании понять. Все то, с чем они сталкиваются ежедневно. Во многих странах ребенок-аутист – это ребенок с особыми потребностями, а в наших странах это по-прежнему изгой, ненормальный, псих.

А что касается родителей, всем ли свойственен дух борьбы с диагнозом и стремление его преодолеть, или многие отчаялись и опустили руки? Насколько важно работать с родителями, чтобы были положительные результаты и у детей?

Да, это серьезный вопрос. По статистике очень высок процент разводов в таких семьях, многие мамы воспитывают ребенка одни. Нельзя забывать, что особые дети требуют особого ухода, и часто кто-то из родителей вынужден оставить работу, чтобы проводить с ребенком все время. К тому же для организации эффективного коррекционного воздействия требуется достаточно крупная сумма денег ежемесячно. Плюс периодически возникающее переживание депрессивного состояния от кажущейся безысходности. Все это не может не отразиться на душевном состоянии родителей. Поэтому работа с родителями крайне важна. Важно донести до них необходимость отказаться от иллюзий и выстроенных заранее планов, реально оценить жизненную ситуацию. Принять своего ребенка таким, каков он есть на самом деле, и действовать исходя из его интересов, создавая ребенку атмосферу любви и доброжелательности. Приняв участие в четырех встречах акции «Быть вместе», я могу с полной уверенностью утверждать, что чем более активны и нацелены на результат родители, тем позитивнее динамика коррекции детей. И, напротив, если родители отчаялись и опустили руки, пустив все по течению – ребенок все больше уходит в свой мир.

А теперь отдельно об акции «Быть вместе». Задача перед вами стоит непростая – принять 90 семей, да еще и обучить персонал, который ранее не сталкивался с такими детьми. Что ожидаете от акции этого года?

Наша задача – привлечь как можно больше внимания к проблеме аутизма в наших странах. У нас международная акция, к нам приезжают со всех стран бывшего СНГ.  Страны разные, но проблемы одни. Возможно, мы не сможем решить эти проблемы, но мы заставим задуматься многих о том, что рядом с нами живут особые дети. Они не страшные, не опасные, их не надо бояться, их не надо обходить – им надо помочь. Это такие же дети, как и все, только они немного другие, ОСОБЫЕ. А еще мы хотим помочь семьям с особыми детьми. Они должны понять, что они не одиноки в своих проблемах – можно встречаться, общаться, делиться опытом, новыми методиками коррекции, да просто чувствовать поддержку друг друга, то есть «БЫТЬ ВМЕСТЕ».

Анна Ветвицкая