Путешествующие по чигирям

Путешествующие по чигирям

Мы, как и герои книги, которые поют в терновнике, не ищем легких путей и предлагаем разнообразить майские выходные веломаршрутом в Школьное – «космическую колыбель» Советского Союза. Может быть, вы найдете там больше интересного, чем мы, а может, просто получите удовольствие от путешествия грунтовой дорогой.
Конечно, туристу Крым милее летом, а местный житель, наверное, замечал, что красота полуострова все же приветливее в переходные периоды – осенью и весной. Пока еще не слишком жарко и от ветра есть прохлада, можно передвигаться на велосипеде без дискомфорта. Вокруг Симферополя много «морей» из холмов, поросших зеленью, и грунтовых дорог, по которым ездить удобнее, чем по асфальту. Непростительно игнорировать такую красоту – стада на выпасе, волнение высоких трав, сельские детишки гоняют ветер, присматривая за скотом... Чу! Слышен лай собак и вдалеке виднеются поселки… Решение принято – в путь, к лунодрому!

Лунодром в поселке Школьное в 18 километрах от границы Симферополя – объект, предназначенный для испытаний советских луноходов. Поселок образовался в конце 50-х годов прошлого века как военный гарнизон, в котором располагались объекты военно-космических сил СССР, изначально он назывался НИП-10 (Наземный измерительный пункт №10). Видимый издалека объект, по которому узнается база – радиотелескоп с «чашей» диаметром в 32 метра. Благодаря этой громадине были получены первые снимки поверхности Венеры. Сегодня база находится в состоянии разрухи.
Волна упоминаний о Школьном и лунодроме прошла по новостям в канун Дня космонавтики – 12 апреля.  Так вот, если ехать по прямой, то есть по трассе на Евпаторию, дорога растянется на 18 километров (берем за точку отсчета границу Симферополя в районе окружной). Мы обычно добирались это расстояние на своем автомобиле ВАЗ. Сейчас приобрести его стало намного проще, ведь купить Лада Гранта Спорт можно у официального дилера ВАЗ в Москве.  На подъезде к ГРЭСу – симферопольскому пригородному поселку, а на самом деле немного отдаленному от города  жилому массиву – в голове мелькнула мысль: а не прокатиться ли полем? Плюсы такого решения – в поле нет машин, можно спокойно ехать на велосипеде, грунтовая дорога намного приятнее и существенно снижает нагрузку на ноги (если только не ехать на подъем). Минусы – ехать придется чигирями через села и неизвестно по какой дороге. А, черт с ним, поехали наверх. Чигирями…
Привыкнуть к грунтовке с глубокими следами от машин очень легко, надо только ехать по узкой ровной полоске. Когда руль станет безоговорочно слушаться, можно заметить хорошее сцепление колес с землей: уклона вроде бы нет, но крутить педали на некоторых участках почти не надо – велосипед летит сам. И там, где уклон совсем слабый, надо только успевать вовремя притормаживать.

Предвкушая встречу с лунодромом, я обращал внимание на объекты радиолокации аэропорта «Симферополь» – крутящиеся локаторы и статичные «шарики» в поле, похожие на мячи для гольфа. Бело-красная движущаяся штука, вероятно, принадлежит аэропорту, а белая сфера вдали знакома мне еще со школьных лет, когда я учился на ГРЭСе – такие радиолокационные станции то ли передают, то ли собирают данные о погоде вблизи аэропорта.
Тем временем за спиной остался ГРЭС и его труба. По высоте она сравнима с симферопольской телевышкой, однако отсюда видно только верхушку, значит, мы высоко забрались.

Весь путь лежит через поля с высокой травой, поэтому срезать не получится. Так же, как и избежать объезда территории аэропорта – за забором его земля. Как раз когда мы катились вдоль него, на посадку заходил самолет.

Уже не грунтовая, но приличная дорога на Веселое. По сторонам – благодать, коровы пасутся, куры гуляют, а какая сочно-зеленая трава … Поблизости гуляют собаки, поэтому мы тормозим. Собаки «любят» велосипедистов, и если на спуске от них легко удрать, то на подъеме — уж как получится. Знак «Веселое». На этом месте можно было бы остановиться и съесть заготовленные бутерброды, но близлежащее кладбище отбило желание.

За Веселым дорога практически исчезает, снова заросшая грунтовка с глубокими следами от машин. Тут есть озеро — вроде бы не воняет, а значит можно остановиться и перекусить. Больше таких мест с низкой травой не будет, поэтому, если вы захотите прокатиться по нашему маршруту, советую это учесть.

Места здесь очень живописные, открытые, широкие. У второго озера стояли машины, люди жарили шашлыки. Преодолев подъем, мы были вознаграждены длительным спуском, вдоль которого тянулась солнечная электростанция, не такая большая, как между дорогами на Николаевку и Евпаторию, но заметная.

Дальше село Аркадьевка, здесь надо сбавить скорость — опять дворы и собаки. От Аркадьевки на север финальный подъем, самый сложный, мимо Кубанского. Пейзаж здесь становится похожим на лунный (по крайней мере, фантазия хотела видеть в этом Луну) — огромные холмы, минимум строений и очень короткая трава. На ней «накапано» точечками что-то белое, только по мере приближения становится ясно, что это мусор. Холмы в округе забросаны чем-то похожим на пакеты из овощного отдела супермаркета.
Тарелка все ближе и ближе, от нее отделяет забор и крутой подъем. Если верить карте, проехав дальше, мы попали бы прямо на площадку, где она стоит. Но, оглянувшись, мы поняли, что ничего интересного на самом лунодроме, похоже, не осталось — он мертв и заброшен. Вокруг только мусор, который гоняет ветер.

Белая «крупа» на земле, некогда бывшей площадкой для испытаний луноходов — мусор

Обратный путь
Мы решили не испытывать судьбу и собственные силы и поехали домой по шоссе. Дорога обратно заняла в три раза меньше времени. На карте указан путь к шоссе:

Важно знать:
– Если вы проголодались или просто сильно устали, на обратном пути в Родниковом можно будет перекусить и посидеть на скамейке недалеко от дороги.
–  Сразу за Родниковым два тоннеля (наверху две взлетные полосы). Проезжать их на велосипеде нельзя: во-первых, вас не видят водители, во-вторых, внутри очень громкий шум. Этот участок придется пройти пешком, и лучше до конца подъема из тоннеля – за ним можно удачно «вклиниться» в движение. А в самом тоннеле узкая, но проходимая дорожка у стены, отгороженная перилами. Кое-где их нет и торчат маленькие штыри – внимательно смотрите под ноги.
Итоги
От ГРЭСа до лунодрома дорога заняла около трех часов и, судя по карте, растянулась на 18 км. За это время мы немножко постояли с картой среди живописных краев, красоту которых в полной мере не может охватить фотоснаряжение велосипедиста, проехали зеленые моря полей, на которых пасутся добрые животные, поселки, шевелящиеся и статичные объекты аэропорта Симферополя. Обратный путь уже до границы города по трассе составил все те же 18 км, но занял раза в три меньше времени.
Лунодром ничем не удивил, от него почти ничего не осталось, и по прибытии к нему стало ясно, что если бы мы ехали только ради него, наверное, это было бы зря. Но пока мы до него добирались, мимо пронеслась весенняя крымская степь, о которой мало вспоминают в курортный сезон, поэтому назвать поездку бессмысленной — кощунство.
А потому советуем вам не сидеть на майские дома, а доставать велосипеды, заряжать телефоны с GPS-картами, пока мы будем искать новые маршруты и объекты для весенних прогулок по Крыму.
 
Игорь Пожарский
Фото автора