СЕРГЕЙ ГОЛОВИН: У «Черноморнефтегаза» большие перспективы

В этом году исполняется 35 лет Государственному акционерному обществу «Черноморнефтегаз», которое добывает нефть и газ на десяти месторождениях на шельфе Черного и Азовского моря и в сухопутной части крымского полуострова. Об энергетической независимости Украины, перспективах развития компании и альтернативной энергетике мы побеседовали с Председателем Правления «Черноморнефтегаза» Сергеем Головиным.

Сергей Николаевич, как вы оцениваете энергонезависимость Украины?

– Энергетика – это базовая отрасль экономики страны. Независимая экономика – основа независимости государства. В свое время в Украине были очень хорошо развиты тяжелая промышленность, металлургия и химия, а это очень энергозатратные производства, в которых стоимость энергоносителей является ключевой. В экономике все взаимосвязано: чем выше стоимость газа, тем ниже конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках. Кроме того, это напрямую связано с внешнеэкономическим балансом нашей страны, курсом валюты и т. д. Но если бы мы могли снизить стоимость газа, прежде всего, за счет собственной добычи, то наша страна развивалась бы гораздо быстрее и динамичнее.

Может ли Украина самостоятельно обеспечивать себя газом?

– Две основные газодобывающие компании в стране – это «Укргаздобыча» с годовой добычей порядка 16 млрд. куб. м газа и «Черноморнефтегаз». Мы в прошлом году добыли 1,1 млрд. куб. м газа, в этом планируем добыть 1,649 млрд. куб. м. Если мы увеличим добычу газа до уровня, который был 20 лет назад – в районе 70 млрд. куб. м, то мы можем покрыть всю потребность газа в стране собственной добычей. В основном газ добывается на Донецко-Днепровской впадине, где месторождения разведаны. На шельфе Черного моря перспективы есть и очень большие. Запасы оцениваются в 2,3 трлн. куб. м газа, но их разведанность достаточно низкая, на уровне 4-5%.

Каков вклад «Черноморнефтегаза» в энергетическую независимость страны?

– В беседе с министром энергетики и угольной промышленности Украины Эдуардом Ставицким прозвучало предложение создать в Украине европейский газовый хаб (объемное газовое хранилище – КИА). В нашем государстве огромное количество газопроводов, хранилищ, газ транспортируется с востока на запад, сейчас идет организация реверса газа с запада на восток. В этом плане я вижу, что мы можем сделать в Крыму локальный газовый хаб Украины, поскольку у нас достаточно разветвленная сеть магистральных газопроводов, есть завод по переработке, подземное хранилище газа мощностью до 1 млрд. куб. м. Кстати, в этом году мы его заполним полностью. Я думаю, что в следующем году мы уже начнем реверсные поставки с материка. Развивая Глебовское подземное хранилище газа и увеличивая добычу, «Черноморнефтегаз» внесет серьезный вклад в энергонезависимость страны в целом.

Нынешняя цена на российский газ – насколько она оправдана и посильна для Украины?

– На сегодняшний день газ, не учитывая скидку, россияне продают по 528 долларов за тысячу кубов. Газ на спотовом рынке – 320-360 долларов, учитывая доставку и растаможку – 393 доллара. Договор, который был подписан с Россией, – форменное безобразие. Трудно вспомнить, какой договор в истории Украины мог нанести больший урон стране.

Какие планы у «Черноморнефтегаза» на перспективу?

– В этом году 20 октября «Черноморнефтегаз» отмечает 35-летие со дня основания. К этой дате мы подходим во всеоружии. У нас две новые высокотехнологические буровые установки пятого поколения, всего их четыре, новые месторождения, которое мы интенсивно осваиваем и обустраиваем, – сейчас Одесское, затем приступим к Безымянному. Мы хотим получить еще 4 новые лицензии на пользование недрами на шельфе Черного моря. У нас флот, состоящий из 27 судов, порядка 1 тыс. км магистральных газопроводов, 51 газораспределительная станция, завод по переработке газа, подземное хранилище газа. Но если мы в следующем году перевалим отметку 1,8 млрд. куб. м, нам некуда будет девать газ. Нам надо развиваться, и это связано с большими капитальными инвестициями. Прежде всего, нужно построить вторую газовую ветку Очеретай – Глебовка, по которой газ приходит с моря, поскольку старая ветка уже не справляется. В связи с этим нам нужно реконструировать завод по подготовке газа, поскольку его мощность рассчитана на 1,3 млрд. куб. м. Он и сейчас работает на пределе своих возможностей. Кроме того, мы газ добываем равномерно, а основное потребление зимой, поэтому у нас не будет хватать емкости Глебовского подземного хранилища. Сейчас разрабатывается проект по увеличению емкости до 3 млрд. куб. м. Если будет реверс газа, нужно будет строить две компрессорные станции, одну в Глебовке, другую в районе Красноперекопска. Фактически это будет новый завод со значительно более глубокой переработкой. Что касается распределительных станций, фактически мы пользуемся послевоенными инженерными решениями. Сегодня Крым развивается, строятся новые объекты, потребление растет, и многие ГРС не выдерживают этого потока газа.

Какие есть проекты по обеспечению Крыма газом?

– Наша проблемная точка – это южный берег Крыма, который слабо газифицирован. Не достроена ветка Ялта – Форос, хотя это всего лишь полдела, нужно зацикливать Ялта – Форос – Севастополь. Если вести газопровод через горы, то большие проблемы с проектированием и строительством. У нас есть предложение провести часть газопровода от Фороса до ГРС-3 Севастополя по морю с выходом в необходимых местах на берег. Может, это будет чуть дороже, зато быстрее. Для развития ЮБК восточнее Алушты есть идея проложить ветку Алушта – Судак также по морю. Кроме того, у нас создана рабочая группа по передаче «Черноморнефтегазу» ветки Джанкой – Феодосия – Керчь, которая принадлежит «Укратрансгазу», что позволит стабилизировать всю систему, а учитывая реверс газа, будет просто необходимо.

Какие планы по развитию месторождений?

– У нас есть месторождения в Азовском море, которые нужно интенсифицировать, поскольку они дают мало газа. Прежде всего, это Восточно-Казантипское, Стрелковое и Северо-Булганакское месторождения. Мы рассматриваем возможность строительства LNG-терминала в западной части Крыма. У «Черноморнефтегаза» есть незадействованная морская платформа на Каркинитской структуре. Ее строили еще в советское время, но газа там не оказалось. Платформа большая, в очень хорошем состоянии. Есть идея разместить там необходимое оборудование и принимать LNG-баржи, разжижать газ и подавать его в ветку. Тогда нам нужно будет еще больше расширять газовое хранилище. Кроме того, у нас есть Субботинское месторождение, сейчас там работы временно не ведутся. По нему есть предложения инвесторов.

Сколько средств потребуется на реализацию этих масштабных проектов?

– Сейчас мы на стадии подготовки технических обоснований по проектам, ищем банки, которые будут инвестировать. Будем выходить с предложениями к правительству. На реализацию данных проектов потребуются значительные средства. Без поддержки государства и инвесторов не обойтись.

Как «Черноморнефтегаз» заботится об экологии?

– Слава Богу, у нас не было таких проблем, как в Мексиканском заливе (в 2010 году из-за взрыва на буровой вышке произошла утечка 100 тыс. тонн нефти, ущерб составил 15 млрд. долларов – КИА). На самом деле работа в море очень ответственная, поскольку возможен разлив нефти или газового конденсата, который вообще трудно собрать. Неотъемлемой составляющей производственной деятельности предприятия является реализация единой экологической политики: обеспечение экологической безопасности технологических процессов и объектов, минимизация их воздействия на природную среду в районах работ, соответствие требованиям действующего природоохранного и ресурсного законодательства Украины. Экологический мониторинг проводится постоянно. Нормы и стандарты по бурению, которые приняты в Украине, в некоторых моментах значительно жестче, чем в мире. И это оправданно. Мы не сбрасываем буровой раствор и отходы с наших буровых и стационарных платформ, мы все утилизируем. Мониторинги показывают, что возле наших платформ даже увеличивается биоразнообразие. К платформам постоянно подходят дельфины, потому что под ними прячутся рыбы, опоры обрастают живностью, и получаются такие мини-заповедники.

Сейчас в Крыму активно развивается альтернативная энергетика. Может ли она конкурировать с традиционными источниками энергии?

– Если говорить о тенденциях по газу, то цена будет расти, поэтому мы как потребители будем все больше экономить. Крым, безусловно, богат энергией ветра и солнца, не вижу смысла их не развивать. Когда летишь на вертолете на буровые, внизу видно очень много гелиосистем. Я думаю, это только начало, со временем технологии будут дешевле и солнечные батареи мы сможем видеть практически на каждом доме.

Марина Резникова