СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ: Крым так же неисчерпаем, как атом

СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ: Крым так же неисчерпаем, как атом

Интерес к крымской теме в нашем обществе то угасает, то снова появляется. Нетрудно заметить, что в последнее время многие крымчане активно интересуются родным краем, его природой и историей. О крымском патриотизме, эстетическом восприятии и любви к полуострову мы побеседовали с географом, преподавателем, политологом Сергеем Киселевым.

– Сергей Николаевич, можно ли сказать, что крымчане стали больше интересоваться родным краем?

– В разные периоды по-разному – многое зависит от уровня благосостояния, проблем, с которыми сталкиваются люди. Но Крым – это такое место, живя в котором, не любить его невозможно. И поэтому-то и существует такое понятие, как крымский патриотизм. Через крымский патриотизм прошли не только жители Крыма – им прониклись и многие из тех, кому посчастливилось побывать здесь. Кроме традиционного взгляда на Крым как курорт существует значительно более глубокое его восприятие как некоего прообраза «земного рая». Сегодня в результате появления соцсетей мы можем наблюдать очередной всплеск интереса к крымской теме. Многие из тех, кого я называю крымскими патриотами, – держат в руках камеру, пишут, фотографируют. Своими чувствами, мнениями и мыслями они обмениваются в соцсетях. Это вызывает интерес у тех, кто никогда не был в Крыму. У меня уже есть опыт, когда после моих публикаций люди проявляли интерес к Крымскому полуострову, потом приезжали к нам и писали, что они навсегда влюбились в его замечательную природу. Это люди, которые не столько интересуются пляжным отдыхом, сколько те, кому необходимо культурное и эстетическое переживание. Это очень важный момент, потому что территория Крыма очень тесно связана с огромным пластом отечественной культуры от Пушкина до современности. Она долгие годы подпитывалась очарованием юга, солнца, света, моря, красоты ландшафта. Крым полон лекарственными растениями, которые сохраняют здоровье местным жителям. Существует и лечебная косметика которая обладает широким спектром действия. На холодном севере всего этого не хватает, поэтому воспоминания о Крыме у многих остались самим ярким и самым романтическим впечатлением жизни.


 

– Вы считаете себя крымским патриотом?

– «Я люблю все больней и больнее каждый метр этой странной земли». Чем я становлюсь старше, тем чаще повторяю эту строчку стихотворения Юлии Друниной. Я почти 50 лет хожу в горы. Мы фотографируем, получаем эстетическое удовольствие сами и делимся им со всем миром. Я основал две группы «Крымоустройство» в социальных сетях. Группа в «Фейсбуке», где идет интенсивное общение, объединяет около 900 участников. Аналогичная группа в «ВКонтакте», где в основном молодежь и где не столько писатели, сколько созерцатели, насчитывает уже более 10 тыс. человек. Группа у нас очень живая, и совсем недавно я давал о ней интервью «Голосу России». Инициировал интервью человек, который узнавал о Крыме через соцсеть и которого поразил наш полуостров, где он побывал уже несколько раз. Так потихоньку и идет пропаганда Крыма.


 

Можно ли за всю жизнь Крым изучить полностью?

– Один известный физик, когда открыли электрон, сказал, что он так же неисчерпаем, как атом. Перефразируя его афоризм, могу сказать, что Крым так же неисчерпаем. Бывая в одних и тех же местах, в зависимости от времени года, времени суток, состояния атмосферы, типа погоды мы получаем совершенно разный комплекс ощущений. Это очень важно, особенно сейчас, когда люди не очень самостоятельны в своем выборе – выборе места отдыха, одежды и прочего. И когда появляется возможность преодолеть лень, рутину, рискнуть и выйти на свежий воздух с рюкзачком, фотоаппаратом или просто хорошим настроением и ожиданием чуда – то человек может получить такой эмоциональный заряд, такой заряд бодрости, который поддержит высокий уровень трудоспособности. Самое главное, что то, что он увидит, в очередной раз его убедит, что Крым – это уникальное место на планете Земля, хотя эта фраза избитая. Тот импульс, который он получит, усилит его любовь к своей Родине, а любовь к Родине – это первое, с чего начинается рост человека как личности, как профессионала. А если будут расти наши люди таким образом, будет расти и страна, это будет иметь и экономический, и культурный, и политический эффект.

 

Кого объединяет «Крымоустройство»?

– У нас в группе очень разные люди – от нардепов до домохозяек, от ученых до пенсионеров. Мы решили отойти от обычных стандартов социальных групп, где только ругаются или обсуждают, что сегодня надели и что поели. Мы решили создать островок красоты, доброжелательности, позитивного отношения к Крыму и друг к другу. Сейчас создается потрясающая и уникальная вещь – в виртуальной реальности отношения между людьми становятся не вертикальными – начальник и подчиненный, а горизонтальными. В основе идеологии нашей группы лежат любовь к родному краю, красота и неповторимость крымской природы, огромный и бескрайний материал ее истории. Из этого мы создаем свою мозаику. Нам пишут из Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Сибири, Праги, Лондона, Америки. Прелесть современных коммуникаций – в быстроте общения, в том, что мы можем показать Крым далеко за его пределами. От многих людей я слышал, что для них стало необходимой частью жизни зайти на несколько минут в группу, обменяться мыслями, посмотреть фотографии и картины. Мы планируем в ближайшем будущем выйти за пределы виртуального общения, устроить встречу участников, познакомиться.


 

Расскажите подробнее о художниках.

– Каждый день на страничке нашей группы мы представляем художников, в творчестве которых присутствуют крымские сюжеты. К большому сожалению, этот огромный культурный пласт не так хорошо известен, как литература, а у нас работают замечательные художники, существует уникальная крымская художественная школа с великолепными мастерами в разных жанрах и направлениях – от натюрморта до сюрреализма. Раньше я даже не представлял, какое огромное количество талантливых людей живет рядом с нами. И чем больше мы будем обращать на них внимание, стараться показать таланты этих людей, тем больших успехов мы добьемся.


 

Какие места в Крыму на вашей памяти изменились до неузнаваемости?

– Откровенно говоря, практически все. Сейчас в центре Ялты мы услышим цикад? Вряд ли. Если раньше в степном Крыму весной все было фиолетовое, сиреневое, красное, розовое, белое, то сегодня – коричневый бурьян. Даже яйлы очень изменились, потому что появились дороги. Это неизбежное зло, от которого можно избавиться хорошей организацией туристических маршрутов. Я давно говорил о необходимости закона об особом статусе горнолесной части Крыма, чтобы было ограничено хаотическое передвижение на автомобилях, бесконтрольное использование лесных ресурсов и объектов природы в личных целях. Это давно бы сделали, если бы мы жили в других условиях, а сейчас жадность, тупость, стремление к быстрому обогащению стоят на пути. Они будут преодолены, но потом. Сложно сказать, в лучшую или худшую сторону изменился Крым. Потому что те изменения, которые нам могут казаться глупыми и некрасивыми, например, в архитектуре, через столетия, возможно, оценят как выдающиеся шедевры.


 

Что можно сказать о степном Крыме?

– Степной Крым умирает, а это большая часть территории полуострова. В нем есть совершенно потрясающее очарование, но чтобы его понять, надо просто походить, поездить. Для меня эмоциональный образ степи – это бабушка в плюшевой шубейке, набок завязанной клетчатой косыночке и в галошах, бредущая вдоль дороги в родном селе, куда давно не приезжали дети, где на деревню остались такие же две-три подружки... И вот от этого щемящего образа – у меня, честно говоря, порой даже слеза накатывается. Конечно, это серьезнейшая социальная проблема, которую надо решать и до которой у государства пока не доходят руки.


 

Крым часто связывают с эзотерикой. Как вы относитесь к так называемым местам силы, НЛО? Приходилось ли сталкиваться с подобным?

– Как ученый и вузовский преподаватель, я воспринимаю события этого мира исключительно с рациональных позиций. Хотя приходилось сталкиваться с явлениями, которые я наблюдал реально, но не смог им пока найти научного объяснения. Пропаганду эзотерики и всего ей сопутствующего воспринимаю как новый вид жульничества. Что же касается «мест силы» – то для меня это те места, где я переживаю сильные эмоции. Так получилось, что они связаны с войной. Одно такое место – это Эльтиген, где на маленьком плацдарме в 1943 году за месяц ожесточенных боев Героями Советского Союза стали более семидесяти десантников, моряков и летчиков. И второе такое место – это партизанский госпиталь на Яманташе, где среди скал и расщелин разыгралась одна из самых страшных трагедий в истории партизанского движения. Об этих местах надо обязательно знать и желательно там побывать, чтобы понять какой силы может достигать человеческий дух без всяких «подземных пирамид» и тому подобной чепухи.


 

У вас очень красивые фотографии. Можно ли воспитать, развить в себе эстетическое восприятие?

– Абсолютно. Видение можно развивать: смотреть работы других фотографов, посещать художественные выставки, читать литературу, просто выходить с чистой, спокойной душой на природу и попытаться ее почувствовать. Я с детства собирал минералы, не расставался с геологическим молотком, обычно смотрел под ноги. Минералы и кристаллы красивы, совершенны, замечательны, но я всегда равнодушно проходил мимо нашей потрясающей золотой осени, цветущей сон-травы или пионов. Не знаю, что стало причиной, возможно – возраст, только несколько лет назад как бы открылось новое «видение» родного края. Капелька на лепестке подснежника, в которой преломляются лучи солнца, рождает один образ, туча, зацепившаяся за Бабуган – другой. Когда на Бакальской косе, которая сама по себе является чудом природы, видишь, как солнце тихонечко, медленно и с удовольствием тонет в теплом летнем море, а небо становится из синего сиреневым, а потом темно-фиолетовым – это рождает не только незабываемые ощущения, но и желание поделиться ими со всеми. Здесь-то и помогает фотоаппарат.


 

В чем воплощаются представления о красоте и эстетике?

– Когда мы создавали группу, сначала обсуждали острые политические вопросы, потом все больше становилось Крыма, в том числе обустройства быта. Теперь у нас появляются небольшие декоративные кусочки – фонтаны в парке Тренева, сквер Республики, обустраивается площадь Советская. Это точки роста, из которых та красота, которую мы пропагандируем, будет распространяться. Безусловно, не всем хватает чувства вкуса, финансов, профессионализма, но с каждым днем все больше людей хотят жить в красивых интерьерах, хотят, чтобы порядок, чистота, забота о природе, ландшафте распространялись на весь полуостров.


 

Можно ли устать от красоты?

– Это один из философских вопросов, над которым я часто думаю. От красоты невозможно устать. Я уже и хотел бы, но у меня есть определенные обязанности перед группой. Как говорил Николай Данилевский: «Красота – это единственная чувственная сторона материи. Бог возжелал красоты и… создал материю». Моя идеологическая и эстетическая концепция немного раздражает тех, кто говорит, что вы вместо того, чтобы критиковать власть, устраивать митинги и протесты, любуетесь травками, цветочками и пейзажами. Но я думаю, что митинг и протест – это тактика, а стратегия как раз заключается в любви к родному краю, крымском патриотизме, сохранении крымской природы и исторических памятников. Среди всего этого обязательно появятся красивые люди, прежде всего душой. Может быть, мы не создадим идеальный мир, но мы будем к этому стремиться.

Марина Резникова
Фото Сергея Киселева