ТАТЬЯНА ПОЛЯКОВА: Крым вызывает только положительные эмоции

ТАТЬЯНА ПОЛЯКОВА: Крым вызывает только положительные эмоции

С 7 по 10 ноября в Алуште впервые пройдет Международный книжный форум, на который съедутся издатели, полиграфисты, библиотекари, ученые и писатели. На встречу с поклонниками приедет и российская писательница Татьяна Полякова, автор более 70 детективов, которые разошлись общим тиражом в 25 млн. экземпляров. О современном и классическом детективе, английском чае и скором приезде в Крым читайте в интервью Крымскому информационному агентству.

Татьяна Викторовна, сначала ваши книги называли ироническими детективами, теперь – авантюрными. Как произошло это превращение?

– Когда появились мои первые книжки, действительно на обложке писали иронический детектив. Меня весьма охотно сравнивали с Иоанной Хмелевской (польская писательница – КИА) и даже называли родоначальником жанра иронического детектива в России. Но дело в том, что первые пять книг, может быть, условно и были ироническими, но довольно быстро я стала писать вещи, очень далекие от определения иронический детектив. Очень старенькая книжка «Черта с два», по которой на Украине сняли фильм, – это история, где женщина спасает мальчика, ставшего свидетелем убийства, и ничего иронического в этом нет. Меня продолжали еще какое-то время называть автором иронических детективов, и я никак этому не сопротивлялась, я просто писала то, что считаю нужным. И роман «Любовь очень зла» только сумасшедший мог назвать ироническим детективом. Это название с обложки исчезло, стали думать, как же меня позиционировать, и, в конце концов, решили, что это будет авантюрный детектив. Это мне очень симпатично, потому что все мои героини не имеют никакого отношения к правоохранительным органам, и, ввязываясь в расследования, они ввязываются в очередную авантюру, потому что нормальный человек заниматься расследованием не будет, он просто пойдет в полицию. Естественно, я своим героям создаю условия, чтобы они по какой-либо причине не могли пойти в полицию. Но на самом деле человек расследует преступление, потому что это некий склад его характера и подарок судьбы.

Как вы считаете, вы уже написали свою лучшую книгу?

– Да Господь с вами! Любой писатель так устроен, он верит, что свою лучшую книгу он еще напишет. Я считаю, что ну пять хороших книг у меня точно есть, это на самом деле много.

Назовите эти книги.

– Не назову! Зачем? Зачем делать плохую рекламу читателю, а то будет читать только пять, а я и над остальными старалась.

Если бы вам довелось сейчас встретиться с Агатой Кристи, о чем бы вы ее спросили?

– Я бы, конечно, спросила ее о том, как заваривать английский чай по-настоящему, как его следует пить. Наверное, мы бы поговорили о Египте, археологии. Может быть, была бы интересна авторская кухня. Вряд ли бы особенно касались детектива, по крайней мере, мне интереснее от нее услышать другое. Просто у нас очень разные представления, классический английский детектив весьма далек от того, что я делаю, поэтому назвать своим учителем Агату Кристи я никак не могу.

А кого можете?

– Американцев, прежде всего тех, кого называют родоначальниками американского детектива. Это Дэшил Хэммет, Раймонд Чандлер. Я и сейчас продолжаю учиться у англоязычных авторов. У них много интересных моментов, мы как всегда немножко отстаем.

А кого бы посоветовали почитать?

– Авторов на самом деле много. Я, может быть, удивлю, но я совершенно не считаю хорошим детективщиком Стига Ларссона, особенно первый роман (трилогии «Миллениум» – КИА) «Девушка с татуировкой дракона». Это ведь откровенный обман читателя! Автор 500 страниц твердит мне, что вывезти девушку с острова невозможно, а под конец оказывается, что ее вывезли в багажнике машины. Это нечестно, это обман читателя, и для меня это совершенно неприемлемо.

То есть вы за честность в детективах?

– Нет, но я считаю, что надо уважительно относиться к своему читателю. И если ты загадываешь ему загадку, те подсказки, которые есть, должны быть честными. А вот так по ходу повествования вдруг менять все с точностью до наоборот – это говорит о том, что у автора не хватает умения создать по-настоящему интересный детектив, не прибегая к обману.

В Украине у вас много поклонников?

– Я очень давно не была на Украине, но, судя по количеству книг, которые продаются, у меня есть читатели и поклонники.

Вы наверняка бывали ранее в Крыму. Какими тремя словами вы бы описали полуостров?

– Солнце, море, отпуск – как еще может восприниматься Крым? По крайней мере, у людей моего поколения Крым всегда ассоциируется с отпуском, прекрасным настроением, молодостью. Последний раз я была у вас весьма давно. Для меня Крым – это такая песня, к которой возвращаешься вновь и вновь, и, услышав первые такты, уже получаешь несказанное удовольствие. Крым вызывает только положительные эмоции. Он не может разочаровать, ведь я приеду со своей ностальгией, своей любовью, своими воспоминаниями.

Каким будет ваше участие в книжном форуме в Алуште?

– У форума интересная программа. Будет моя встреча с читателями, что очень радостно, будет автограф-сессия, но там буду не только я, но и другие писатели. Может быть, программа будет корректироваться, но я готова к любым неожиданностям.

 

Марина Резникова