Театр-студия «На Москольце» - мой чудный мир

Театр-студия «На Москольце» - мой чудный мир

Эта статья посвящена маленькому симферопольскому театру, которому в этом году исполнилось ни много ни мало, 20 лет. Я, конечно, могла бы поведать вам историю его создания, рассказать о том, чем и как живет театр все эти годы, но мне хочется показать на своем примере, как подвальный мир экспериментального искусства менял жизни молодых людей, и менял кардинально.

Дело было весной, театру на тот момент было неполных пять лет. Меня прослушали и приняли в уже действующую студию. Все мне тогда казалось миром волшебства и фантастики. Первый спектакль, который я увидела, был «Мой чудный мир» по сказке Александра Милна. Эти Винни Пух и Пятачок, Сова и Кролик навсегда поселились в моем сердце. Как потом оказалось, спектакль был визитной карточкой театра. Тонкая режиссура Владимир Косова, необычная сценография и современная, неакадемическая игра актеров привлекали множество зрителей в далекие 90-е годы.

Сцена из спектакля «Мой чудный мир», режиссер Вл. Косов, 1998 год.

Я помню ощущения, когда мы, студийцы театра, ждали в фойе начала спектакля, в котором играют наши педагоги. Мы бегали на их спектакля с букетами ромашек, а еще брали у них автографы, потому что эти молодые, талантливые люди были нашими кумирами. Тогда же маленький, подвальный храм искусства стал жизнью. Занятия в студии проходили по программе лучших московских и киевских театральных вузов. Увлеченная игра в студентов театрального по-настоящему затронула сердце практически каждого студийца. Большая часть детей, попавших в стены театра-студии «На Москольце», в дальнейшем поступала в театральные вузы Крыма и Украины…

А история создания театра проста. Молодые ребята, им тогда было в среднем по 25 лет, собирались в здании лицея, и в обычном классе репетировали спектакль по Пушкину. А потом поняли, что им тесно. Так и появился в Симферополе камерный театр-студия «На Москольце» по первому своему адресу - улица Киевская, 153.

30 июля 1993 года. День рождения Театра.

Вот тут, на Киевской, и началась бурная театральная жизнь. Спектакли, репетиции, детская студия… Обязательно детская студия, куда же без нее? Главной целью руководства и актеров театра было то, что надо приучать детей к искусству, к музыке, развивать эстетический вкус и умение понимать язык театра. Мы развивались, закупали реквизит, оборудовали музыкальную студию, программы для создания музыки, сэмплы и плагины для обработки музыки взяли на http://www.freshsound.org/. На моих глазах дети менялись, становились взрослыми и ответственными. А главное, даже для тех, кому раньше было «по кайфу» гулять с мальчишками в подворотнях, приоритеты кардинально изменились. Им теперь было важнее успеть прочесть книгу до следующей репетиции или сделать этюд лучший в группе, или получить роль в спектакле вместе со взрослыми.

Сцены из разных спектаклей театра 1998 -2002 гг.

За годы своего существования театр успел побывать на гастролях и фестивалях во многих городах Украины, России и Абхазии. А в конце 90-х театром был создан международный фестиваль «Южное направление», который проходил в Крыму трижды.

На фестивале «Рампа дружбы» г. Евпатория, 2000 г.

У театра всегда существовал свой зритель - особенный, тонкий и понимающий. Принимающий «игру в бедный театр», зритель, которому не нужны дорогие декорации и костюмы, а важны мысль и идея, ради которых делается искусство. Поэтому театр продолжал свое дело, даже в самые сложные времена. Однажды, из-за политических разногласий, театр лишился своего «домика», помещения на Киевской.

Последний день в помещении на улице Киевской. Прощальное фото.

К тому моменту так сложилось, что из театра ушел первый художественный руководитель Владимир Косов и многие актеры разъехались по разным городам в поисках оплачиваемой работы. Причина их ухода была понятна – хлеб нужен каждый день, а работа в театре «На Москольце» никогда не приносила заработка. Тогда художественным руководителем стала Галина Джикаева, режиссер по образованию и педагог детской студии. Она осталась на тот момент единственным человеком, который был в команде создателей театра. На ее хрупкие женские плечи легла ответственность за жизнь театра, за детей в студии, за репертуар и за общее будущее.

После «выселения» театр существовал только в сердцах людей, нет, иногда ребята собирались и что-то репетировали либо просто занимались актерским мастерством у кого-нибудь дома. А потом у театра появились замечательные друзья – руководство Симферопольского художественного музея. В течение двух лет в залах музея актеры могли репетировать и показывать свои спектакли зрителям, создавать новые постановки и участвовать в жизни музея, как актерская труппа.

Еще через несколько лет стало понятно, что надо расти и развиваться дальше. У команды возникла идея создать культурный центр, на базе которого не только театр, но и другие виды искусства будут находить своего зрителя, слушателя, читателя. Так возник известный уже многим в Симферополе арт-центр «Карман».

Логотип арт-центра

Галина Джикаева по сей день продолжает руководить театром, она смогла удивительным образом сохранить его идею и формат. За все годы существования было поставлено более 45 спектаклей разных режиссеров, а за годы руководства Галины - более 20 спектаклей. Сейчас театр продолжает жить, нельзя сказать, что процветает, но живет. Меня всегда радовало то, что к нам тянется молодежь Симферополя, что творческим людям необходима такая площадка, где они могут пробовать свои силы, учиться на практике, воплощать в жизнь свои проекты. А еще меня всегда радовали успехи и достижения тех, кто когда-то учился и работал с нами, а сейчас занимает высокие позиции в других театрах страны.



Кадры из спектаклей «Медея» реж. Нико Лапунов (2012г), «Пикник» реж. Антон Романов (2011 г.), «Каменный ангел» реж. Галина Джикаева (2012 г.)

Один из самых юных актеров детской студии Евгений Халиченко сейчас работает ведущим актером в Донецком академическом областном драматическом театре в Мариуполе. Самое удивительно то, что в штат Евгения взяли сразу после школы, профессиональное образование он получил позже, уже работая в театре.

Евгений Халиченко на сцене Мариупольского театра

Еще одна наша гордость – это Наталья Романычева, ставшая также юной звездой Севастопольского русского драматического театра имени Луначарского. Сейчас Наталья актриса театра и кино, одним из знаковых моментов для нее стала главная роль в фильме «Чужая» (Россия, 2010 год).

Наталья Романычева. Во время съемок фильма «Чужая»

Театр навсегда изменил судьбу многих симферопольских детей, мы все друг друга ласково называем «москольцовцы» и понимаем, что под этим словом скрывается целая эпоха, бессонные ночи, долгие репетиции, радости премьер и настоящая дружба. И для всех нас театр – это наш чудный мир.

Создатели театра 20 лет спустя. 30 июля 2013 год.

Динара Ахтемова

Фото автора, а также из архива театра