Топ-5 памятников науки и техники Крыма

Топ-5 памятников науки и техники Крыма

1. Крымская астрофизическая обсерватория, п. Научный, Бахчисарайский район

Заглянуть в самые сокровенные уголки космоса позволяет знаменитая Крымская астрономическая обсерватория, расположенная в одном из красивейших мест полуострова. Научное учреждение находится практически на границе с Крымским заповедником, поэтому балует своих посетителей чудесными пейзажами главной гряды Крымских гор, тишиной своего лесопарка, гладью озера. Однако несмотря на все прелести природы, главными героями этого места являются величественные телескопы, раскрывающие ученым тайны поистине космического масштаба.

Исследовательский институт был основан в 1945 году на базе Симеизского отделения Пулковской обсерватории. Специалисты пришли к выводу, что именно это место, расположенное на высоте 600 метров над уровнем моря, обладает оптимальным уровнем прозрачности атмосферы, позволяющей проводить самые сложные астрофизические исследования. В настоящее время оснащенная современным оборудованием обсерватория выполняет большой объем работ: изучает физические процессы в атмосферах звезд, проводит наблюдения за радиоизлучением Солнца, осуществляет спектральный анализ и исследует магнитное поле нашего светила. И, как полагается, совершает бесценные научные открытия.

Главной достопримечательностью обсерватории считается зеркальный телескоп академика Григория Шайна, начавший свою работу в 1960 году. Специально для этого уникального научного инструмента на Ленинградском оптико-механическом объединении был отшлифовано зеркало рефлектора диаметром 2,6 метра. На то время это был крупнейший телескоп в Европе с универсальными способностями, который внес существенный вклад в изучение планет и малых тел Солнечной системы, внегалактических образований, а сегодня продолжает активно помогать в исследовании химического состава и магнетизма звезд, и изучении активных галактик.

Кроме этого, в научном учреждении есть интересный музей, знакомящий посетителей с тонкостями космических и астрономических изысканий.

2. Трансформаторная подстанция, Симферополь

Урбанизация подарила Симферополю замечательный памятник технической мысли – узел трансформаторной подстанции. Этот интересный объект – живой свидетель тех лет, когда по улицам города бегали неутомимые трамваи, быстро доставлявшие благодарных пассажиров к необходимому для них пункту назначения. Впервые столь усердные труженики прошли по рельсам, проложенным Бельгийским акционерным обществом Симферопольских электрических трамваев и освещения в 1914 году. В то же время на пересечении улиц Пушкинской и Гоголевской была построена трансформаторная подстанция и установлены столбы электроосвещения. Непривычное сооружение было выполнено в стиле индустриального модерна и определенно являло собой символ цивилизованности и прогресса.

С годами трамваи уступили в резвости и рентабельности более современным видам общественного транспорта, которые заняли их место, а в 2008 году практически вся инфраструктура, необходимая для функционирования этого средства передвижения, была ликвидирована. Однако существует надежда, что когда-нибудь по этим местам специально для туристов пробежит трамвайчик, как в старые добрые времена.

3. Памятник троллейбусу, Ангарский перевал, трасса Симферополь – Алушта – Ялта

Гордо возвышается на своем постаменте троллейбус марки «Skoda 9Tr» с символическим номером 2012 на своем борту, удовлетворенно обозревая дорогу, ведущую из крымской столицы в города и поселки Южного берега и служившую ему целых 40 лет местом работы. За этот долгий срок трудолюбивый ветеран проделал почти 2 миллиона километров по уникальной и единственной в Европе горной троллейбусной трассе. Не жалея сил, он перевез в своем комфортабельном салоне почти 20 миллионов пассажиров. Именно на перевале, где занял наблюдательный пост этот надежный и маневренный троллейбус, в 1959 году впервые встретились его товарищи по службе, направляющиеся в Симферополь и в Алушту по недавно созданному участку троллейбусной линии, обустройство которой заняло всего 11 месяцев! И сегодня, как и тогда, воспользовавшись этим недорогим и экологичным транспортным средством, жители и гости солнечного полуострова могут вдоволь насладиться незабываемыми пейзажами и восхититься той самоотдачей, с которой работают крымские троллейбусы и люди, посвятившие им жизнь.

4. Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри, Большая Ялта

Без сомнения, канатная дорога, соединившая между собой плато Ай-Петри и прелестный южнобережный поселок, может оправданно считаться одним из самых запоминающихся чудес Крыма. Этот особенный в технологическом плане объект, поднимающий пассажиров на высоту 1153 метра, возводился на протяжении двадцати лет и вошел в полноценную эксплуатацию в марте 1988 года. Участок дороги, расположенный между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри», вошел в книгу рекордов Гиннесса как самый длинный в Европе безопорный пролет. Его длина составляет 1670 метров, при этом подъем осуществляется под наклоном в 46 градусов, что придает поездке невероятных ощущений, а открывающимся из кабинки видам – особой зрелищности. Панорама, возникающая перед глазами пассажира, и вправду захватывает дух, ведь под ногами буквально расстилаются красоты Ялтинского горно-лесного заповедника.

Несмотря на то, что все действие происходит на головокружительной высоте, ничего экстремального в этой поездке нет. Все оборудование дороги подверглось модернизации, в том числе в 2013 году была блестяще проведена технологическая замена несущего каната. Исключительность этой операции заключается в том, что еще никогда такие работы не проводились на столь длинной дистанции. Новый канат изготавливался на заказ в Австрии, и теперь, находясь в полной безопасности и разглядывая проплывающие пейзажи, каждый пассажир может с полной уверенностью сказать, что он по-настоящему прикоснулся к чему-то уникальному и неповторимому.

5. Завод по ремонту подводных лодок, Балаклава

База подводных лодок, числившаяся в советское время в целях конспирации как «Объект 825 ГТС (городская телефонная станция)», сделала Балаклаву одним из самых засекреченных мест огромной страны. Этот уникальный подземный комплекс, расположенный прямо в горе Таврос, был предназначен для ремонта и обслуживания субмарин проектов 613 и 633, а также был складом боеприпасов для этих подлодок, в том числе и ядерного вооружения. Завод мог свободно вмещать семь, а при необходимости вдвое больше подводных лодок, которые размещались во всех штольнях. Глубина канала, составляющая 8 метров, позволяла проникать субмаринам со стороны бухты, как в подводном, так и в надводном положении. С северной стороны горы располагался выход, выпускающий лодку в открытое море.

Из-за особенностей состава горной породы к бурению тоннелей объекта военного назначения были привлечены работники «Метростроя». Это был один из самых сложных и масштабных проектов, как в инженерном, так и техническом плане, который воплощался в режиме абсолютной секретности с 1957 по 1961 год. Общая площадь завода со всеми помещениями, цехом и складами составляли 5 тысяч квадратных метров, а подземная водная поверхность – 3 тысячи «квадратов». По оценкам экспертов, база смогла бы выдержать прямой атомный удар, а продуманная система жизнеобеспечения смогла бы долгое время снабжать всем необходимым 3 тысячи человек обслуживающего персонала.

В настоящее время в подземном комплексе находится музей с интересными экспонатами, посвященными истории, строительству и функционированию базы подводных лодок. Несмотря на то, что этот грандиозный объект сильно пострадал от мародеров, воспользовавшихся нестабильной обстановкой 90-х годов и бесхозяйственным запустением завода, в нем сохранилось множество аутентичных вещей. К примеру, массивные многотонные двери, способные выдержать ядерный удар, особые тележки со специальным шумоизолирующим покрытием на колесах, которые служили для перевозки боезарядов. Неподдельное восхищение вызывают сами коридоры комплекса с мощными вентиляционными трубами и загадочный полумрак ремонтного дока, в котором до сих пор хорошо чувствуется нечто, так и оставшееся под грифом секретности.

Борис Седенко