У лжепророков все сбывается заранее

У лжепророков все сбывается заранее

«Одно из самых главных достоинств в политике – это умение притворяться». Такое толкование политики французским филологом Луи Бешерелем очень точно отражает тональность событий прошлой политической недели.

Как и следовало ожидать, эйфория дружного совместного голосования в парламенте пакета так называемых «еврозаконов», необходимых для подписанием Ассоциации в Вильнюсе, быстро улетучилась. Власть и оппозиция возвратились к прежней и привычной для себя парламентской игре по перетягиванию каната за обладание стратегической инициативой на стремительно приближающихся президентских выборах.

Так называемая объединенная украинская оппозиция пытается оправиться от испуга последовательной и напористой реализации Президентом Виктором Януковичем курса на подписание в Вильнюсе долгожданной Ассоциации о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Наконец-то она стала понимать, что проигрывает ненавистному оппоненту свою главную политическую партию, что равнозначно окончательному банкротству всех ранее задекларированных целей и методов их достижения. Поэтому лидеры оппозиции стали срочно заделывать полученные на их тонущем оппозиционном корабле пробоины в надежде на усиление попутного ветра со стороны своих главных покровителей в Евросоюзе.

В арсенале изрядно потрепанных методов борьбы оппозиции с режимом Януковича на первое место вновь выходит фактор Юлии Тимошенко. Именно этот фактор становится основным маркером в определении подлинных возможностей власти и оппозиции влиять на ситуацию в Украине после Вильнюса. Поэтому вся прошлая неделя была прожита под знаком активизации фактора Тимошенко.

Старт этой политической кампании был дан тандемом европейский адвокатов Юлии Владимировны в лице Квасневского-Кокса. Благодаря их челночной дипломатии эта тема, наконец, обретает свое конкретное очертание ближайшей перспективы. Эта перспектива вращается вокруг двух гипотетических вариантов: президентского помилования и выезда на лечение в Германию. Оппозиция притворяется, что она верит в помилование и называет Тимошенко единым будущим оппозиционным кандидатом против Януковича. Юрия Луценко выражает притворство «уверенности» в том, что знаменитая «узница демократической совести» выйдет на свободу 14 октября к Покровам. При чем в качестве главного аргумента такого притворства он приводит «глубокую веру» Президента в ценности православия. Как будто Юрия Витальевич «забыл», что 14 октября является официальным празднованием рождения Украинской Повстанческой Армии.

Как бы там ни было, но Юлия Тимошенко уже дала согласие на выезд на «лечение» в Германию, о чем громогласно объявила то ли на всю Украину, то ли на всю Европу. Сама Юлия Владимировна притворяется, что верит в то, что в ней остро нуждаются как вся Украина, так и вся объединенная Европа. Не говоря уже об объединенной украинской оппозиции. Такое притворство можно объяснить лишь как продолжение ее главного притворства о «тяжелой болезни» и «неспособности» украинских врачей поставить Леди Ю. «на ноги». При этом все притворяются, что верят в «болезнь» Тимошенко. Все кроме простого люда, живущего проблемами собственного желудка.

Поэтому не стоит удивляться степени притворства всех реальных участников решения проблемы «лечения» Тимошенко. Это «лечение» ничего общего с медициной не имеет, а может осуществляться лишь по политическим рецептам. Эффективность такого «лечения» в первую очередь зависит от того, кто и где выписывает эти самые рецепты. Судя по тому, что лечение предусматривается за границей, то и рецепты выписываются там же. Пока что рецепт Квасневского-Кокса предполагает «лечение» Юлии Владимировны президентским «помилованием», о чем они якобы и просят комиссию по помилованию при Президенте Украины.

В самой комиссии наличие такой просьбы отрицают, о чем заявила ее член Лариса Скорик. При этом она подчеркнула, что для процедуры помилования необходимы как минимум два условия: чтобы Тимошенко обратилась сама с просьбой о помиловании, что означает признание своей вины, и чтобы подсудимая отбыла более половины срока отбывания в местах лишения «свободы». Таких условий на сегодня нет, и помилование Президентом своего главного политического оппонента может быть расценено в Украине лишь как его сокрушительное поражение.

Таким образом, в сложившейся вокруг проблемы Тимошенко ситуации наиболее приемлемым рецептом «лечения» Леди Ю. может быть лишь компромисс в виде ее выезда в Германию, где она имеет все шансы очень быстро встать «на ноги». При чем не столько на ноги физические, сколько политические. Что тоже несет плохо прогнозируемые последствия для политического будущего Виктора Януковича. Хотя и не такие рискованные, как помилование своего главного политического конкурента.

Окончательное решение по выписке такого рецепта должен принять европейский «консилиум», который должен склонить «лечащего» украинского Президента в пользу одного из двух возможных вариантов. Или «лечащий» украинский Президент должен склонить европейский «консилиум» в пользу своего рецепта «лечения». В этом на сегодня и заключается главная интрига европейской политической игры вокруг фактора Тимошенко.

Очень многое способна прояснить в этой интриге рабочая поездка Президента Украины в Польшу, которая, скорее всего, откроет новую политическую страницу в истории с Тимошенко. Во встрече будет участвовать даже Президент Италии. Это еще одно подтверждение того, что чем ближе Вильнюс, тем выше ставки в политическом «казино» Тимошенко. Любой здравомыслящий политик понимает, что уговорить Президента Украины на помилование Леди Ю. можно только при наличии очень высоких гарантий будущего Виктора Януковича. Причем будущего не только политического. Вряд ли Виктор Федорович питает по этому поводу какие-то иллюзии. Здесь тоже присутствует изрядная доля притворства, не заметить которую может только излишне наивный в политике новичок. Янукович уже давно прошел эту политическую стадию

Так что при усилении давления Евросоюза на Президента Украины ему ничего не остается, как демонстрировать европейским политикам правовую трудность решения проблемы Тимошенко с точки зрения приверженности демократическим ценностям. Главной трудностью здесь является принятие специального решения Верховной Рады или внесение соответствующих изменений в действующее законодательство, на основании чего Президент мог как бы помиловать либо как бы отпустить Юлию Владимировну на «лечение». Для этого народным депутатам-регионалам нужно поставить и сыграть в стенах Верховной Рады Украины яркий политический спектакль в поддержку игры своего Президента на европейском направлении. Посмотрим, как им это удастся.

В любом случае интрига вокруг фактора Тимошенко выходит на качественно иной уровень и все больше утверждается ощущение о ее досрочном освобождении. Как метко заметил ее бывший советник Дмитрий Выдрин, Леди Ю. «сама себя посадила и сама же выйдет на свободу как только это ей будет выгодно». В лице Юлии Владимировны Украина действительно столкнулась с политическим феноменом, которому нет аналога в украинской истории.

Теперь весь вопрос в выборе конкретного момента освобождения Тимошенко. Ведь в основе этого выбора с одной стороны лежит политическая и прочая безопасность действующего Президента Украины, тогда как с другой – политическое будущее не только его главного конкурента, но и всей так называемой объединенной отечественной оппозиции. Волею исторического случая эти два фактора и составили основу главной интриги европейского выбора Украины. Можно не сомневаться, что эта интрига просто так не развяжется.

Одним словом, приближение вильнюсского саммита все чаще и все больше демонстрирует нам сложные комбинации политического притворства, которые играют роль дымовой завесы истинных намерений всех его участников. Главное, чтобы в этой завесе не растворилась безопасность всей Украины, а не только отдельных политических персонажей вроде Юлии Тимошенко. Именно в этом и заключается главная интрига европейского выбора Украины. Он может быть оправдан лишь в том случае, если объединённая Европа сможет гарантировать личную безопасность каждому жителю Украины. Пока перспектива такой безопасности выглядит очень призрачно.

В настоящее время основу гарантия личной безопасности жителей страны находится в руках руководителей ее регионов. Особенно в этом плане показателен пример Крымской автономии. За годы своей новейшей истории Крым не раз находился у критической черты, за которой личная безопасность крымчан теряла гарантии со всех сторон. Но всякий раз здравый смысл подавляющего большинства жителей полуострова брал верх над авантюризмом и агрессией отдельных самозванных политиков-демократов и их сомнительных политических сил. Сегодня по уровню социально-экономической стабильности крымской автономии, пожалуй, нет равных в Украине. Не случайно же Автономная Республика Крым заняла по итогам первого полугодия третье место по всем показателям развития.

Испытание европейским выбором способно раз и навсегда снять с крымской повестки дня многие застарелые спорные вопросы. В конечном итоге все они сводятся к одному главному: чей Крым? Украинский? Российский? Или все-таки крымскотатарский? Мало кто, очевидно, задумывался о том, почему за последние годы острота этого в крымской среде значительно снизилась. Многие это банально связывают с так называемой интервенцией в органы крымской власти донецко-макеевских. И только сейчас приходит понимание того, что достижение нынешнего уровня общественно-политической и социально-экономической стабильности на полуострове стала следствием удачно сбалансированных взаимоотношений между Киевом и Симферополем. А донецко-макеевские лишь подтолкнули этот процесс в нужном направлении.

В конце концов, все сводится к поиску оптимальной модели крымского автономизма. По поводу чего сломано немало копьев. В основном эти копья ломались в связи с толкованием места и роли России в формировании украинской государственности. Именно такое толкование и выступало в качестве главной разделительной полосы между русской и крымскотатарской общинами Крыма. Ведь этнические русские всегда воспринимали и будут воспринимать Россию в качестве свой исторической родины. Тогда как крымские татары всегда воспринимали и продолжают воспринимать Россию как империю, которая лишила их собственной государственности в лице Крымского ханства. В этом плане они не случайно близки к тем представителям слабо структурированной в Крыму украинской общины, которые враждебно воспринимают Россию как империю, лишившую их собственной государственности.

Поэтому одни искренне хотели бы видеть Украину в Таможенном союзе, а для других это лишь напоминание об исторических потерях и национальных трагедиях. И нет ничего удивительного в том, что Евросоюз для крымских татар воспринимается в качестве гарантии невозврата под крыло России, которую они называют не иначе как Российская империя. А между этими непримиримыми позициями стоит статус до конца не устоявшейся крымской автономии в составе геополитически не определившегося транзитивного украинского государства.

В такой исторической ситуации трудно, если вообще возможно найти схему примирения русскоговорящей и крымскотатарской общин Крыма по отношению к России. Здесь все зависит от характера государственных взаимоотношений между Украиной и Российской Федерацией. До тех пор, пока руководство двух стран декларировало вечную дружбу и сотрудничество, преимущество испытывали носители русской идентичности. Но как только отношения между «братскими» государствами перешли в фазу газового, а затем и политического напряжения, позиции русского движения в Крыму ослабли, а меджлис крымских татар наоборот осмелел в своей антироссийской риторике.

В условиях европейского выбора Украины и русские, и крымскотатарские, и украинские организации Крыма вступают в очень непростой период критического переосмысления накопившегося опыта реализации своих политических целей и методов их достижения. Естественно, что период этот будет болезненным и важно, чтобы это переосмысление соответствовало глубинным интересам всего крымского сообщества, а не только его отдельных этнических групп. А если так, то Крым просто обязан сохранить исторический потенциал территории, способной согласовать национальные интересы Украины и России в условиях будущей интеграции Украины в Европейский Союз.

В этом и состоит историческая миссия воссозданной в 1991 году Крымской автономии. О такой миссии и шла речь на круглом столе «Украина: Европейский или Таможенный союз. Крымский взгляд». Круглый стол прошел в Крымском экспертном клубе при участии Председателя Совета Министров АРК Анатолия Могилева. Основными докладчиками были Директор Агентства моделирования ситуации Виталий Бала и Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. Оба гостя представляли столичный город Киев.

А днем позже в гостинице «Москва» прошел еще один круглый стол по теме «Крымскотатарская проблема: международный опыт и практика, оценки и рекомендации международных организаций в помощь Украине». Круглый стол был проведен по инициативе Крымского независимого центра политических исследователей и журналистов. Здесь вся дискуссия свелась к возможностям европейского сообщества после Вильнюсского саммита в плане оказания давления на Украину в целях реализации идеи меджлиса о проведении международного форума по решению проблем крымских татар.

Именно с таким европейским выбором Украины связывают свои надежды большинство крымскотатарских политиков и активистов национального движения. При этом они как-то стыдливо умалчивают, что рассматривают проведение форума, как, впрочем, и другие международные акции давления на Украину в качестве едва ли не главного политического ресурса в борьбе за национальную государственность крымских татар. Тема национальной государственности крымских татар как раз и является главной разделительной линией крымского многонационального сообщества.

Одним словом, европейский выбор Украины пока живет лишь в разных надеждах разных политических сил и их лидеров. Только время покажет, насколько эти надежды окажутся реальными на европейском направлении. Ведь объединённая Европа сильна своими сильными регионами. Если придерживаться такой логики то у крымской автономии есть все шансы укрепить свои основы автономизма, как в интересах украинского государства в целом, так и в интересах всего крымского сообщества в частности. Но нужно хорошо понимать, что такое возможно лишь по результатам трудного и болезненного перехода на европейские стандарты организации жизни.

На этом пути нас ждет еще немало горьких разочарований, которые заставят часто вспоминать о преимуществах российского направления. Тем более, что Россия напомнит об этом не один раз, Вряд ли кто-то сомневается, что напоминания эти будут тоже болезненными. И все же обнадеживает то, что, наконец, Украина открывает для себя качественно новое окно возможностей, воспользоваться которым сможет лишь новая генерация политиков, бизнесменов, управленцев и специалистов самых разных отраслей знаний. И чем быстрее сформируется такая генерация, тем короче будет путь Украины в своё достойное будущее.

Закончилась для Украины прошлая неделя, как известно, на оптимистической ноте: Владимир Кличко одержал убедительную победу над Александром Поветкиным. Эта победа вышла за чисто спортивные рамки и вызвала массу разных эмоций. В том числе и политических. Однако важно помнить, что эмоции проходят, а такие имена, как Владимир Кличко остаются в истории мирового спорта навечно. Хочется надеяться, что в отличие от своего старшего брата, у Владимира достаточно здравого смысла, чтобы не растратить свою спортивную славу на пустые политические хлопоты.

А совет начинающему политику будет в тему прошедшей недели: не говорите просто так без надобности.

Александр Форманчук