Уик-энд на колесах

Уик-энд на колесах

Когда часто бываешь в горах с рюкзаком, со временем понимаешь, что все самые интересные места Крыма уже исхожены и много раз осмотрены (хотя, безусловно, изучить каждый уголок Крыма не хватит и жизни). Но достаточно пересесть на велосипед – и природа открывается совершенно в другом ракурсе.

День первый
Для велосипедных прогулок мы выбрали Бахчисарайский район – здесь горы не так высоки, поэтому местность подойдет даже начинающему велосипедисту, да и есть, на что посмотреть. В небольшое село Баштановка, расположенное в 10 километрах от Бахчисарая, мы и отправились на автобусе из Симферополя теплым летним утром. Высадившись из автобуса на трассе примерно через 15 минут езды от Бахчисарая (час – от Симферополя), мы направились по грунтовой дороге в село.
Первое, что бросается в глаза – это удивительное количество природных памятников в окрестностях Баштановки. Располагается она в долине реки Кача, а окружают ее величественные горы, в которые, будто соты, вросли пещерные города. С одной стороны возвышается Качи-Кальон, который в средние века славился своим вином, с другой – Алимова балка, немного поодаль – похожий на утюг Кыз-Кермен и самый компактный пещерный город Крыма – Тепе-Кермен. Есть в округе памятники и поменьше, но о них мы вспомнили уже позже, колеся по окрестностям.

В Баштановке располагается велобаза «Колесо», на которой есть все необходимое для комфортного отдыха: теплая постель, горячий душ, сытный ужин, и, конечно же, велосипед – неизменный на ближайшие несколько дней спутник.
Ожидая поселения, мы направились к расположенному неподалеку озеру, не имеющего названия и, судя по форме, искусственного происхождения. На берегу озера, слушая лягушачьи песни и вдыхая запахи буйно цветущих кустарников, мы отдохнули после дороги.

Вернувшись на базу и решив все вопросы с поселением, после подробного инструктажа в три часа дня мы наконец выкатили за ворота пару поблескивающих горных велосипедов. Но как только ноги коснулись педалей железных коней, все инструкции сразу же забылись, и свое взяла знакомая с детства привычка крутить педали. На «Колесе» нам посоветовали направиться в сторону села Верхоречье, расположенного в 7,5 километрах от Баштановки, где можно увидеть остатки врангелевской железной дороги. Проехав около километра по грунтовой дороге, мы перебрались по мосту на другую сторону Качи и выехали на трассу. После тряски на грунтовке езда по шоссе показалась гораздо приятнее.
Через какое-то время, когда перестаешь думать о том, как бы не наехать на камень или каменную насыпь, начинаешь замечать живописные пейзажи вокруг: с одной стороны проплывают Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, с другой открывается вид на изумрудно-зеленую Качинскую долину с ровными полянами, издали похожими на идеально подстриженные поля для футбола.

На трассе легкий горный велосипед повинуется малейшему движению, поэтому остается только плавно скользить по разогретому асфальту, наслаждаясь свистом в ушах и приятным напряжением мышц.
С небольшими остановками на отдых мы проехали сначала села Машино и Кудрино, после чего примерно через два часа после выезда из Баштановки добрались до Верхоречья. Здесь мы попытались найти аптеку, чтобы промыть свежие царапины от знакомства с велосипедом, но пришлось довольствоваться только тройным одеколоном – это единственное дезинфицирующее средство, которое нам предложили в полупустом магазине советского образца. Немного отдохнув в тени у самой речки, мы, источая ароматы советского прошлого, отправились в обратный путь. Несмотря на небольшую усталость, обратная дорога заняла у нас вдвое меньше времени.
Проехав в общей сложности около 15 километров, мы, вполне удовлетворенные достижениями первого дня, вернулись на велобазу. Здесь в огромном котле уже готовился наш ужин – узбекский плов с горохом нут. Не стоит говорить, что после непривычной нагрузки и сытного ужина сон был как никогда крепким.

Преодолеть этот маршрут  с комфортом можно было на автомобиле от официального дилера Тойота. Тут http://www.toyota-odessa.com.ua/ можно узнать цены и обзоры на весь модельный ряд.

День второй
На второй день, исполнившись энтузиазма, мы выбрали маршрут посложнее, решив по Алимовой балке добраться до села Красный Мак, чтобы почетить украинскую этнографическую деревню. Обильная тень и расположенный неподалеку родник обещали сделать поездку вполне комфортной. По нашим расчетам, путь до Красного Мака составлял 12 километров, поэтому путешествие не обещало быть долгим.
Выехав после завтрака в сторону Качи-Кальона, мы вскоре встретили спортсменов, которые заправляли парашют для очередного полета. К слову сказать, эти места облюбовали экстремалы всех мастей: от относительно безобидных велосипедов, квадроциклов, лошадей и дельтапланов до более экзотических бейс-джампинга и роуп-джампинга, когда прямо со скалы прыгают с парашютом или веревкой.
Во время езды по грунтовой дороге мы уперлись в усадьбу «Алимова балка», которая, как потом оказалось, преграждает путь в балку. Но увидев многометровые ворота и огромную табличку, предупреждающую, что это частная собственность, мы решили, что въезд в балку располагается дальше. Проехав еще немного по грунтовой дороге, мы выбрались на небольшую тропу, которая, как нам и показалось, означает начало маршрута. В итоге нашему взору открылась речка с отвесными берегами, которую пришлось преодолеть вброд.
Но после этого нас ожидал затяжной петляющий подъем, на котором велосипеды отказывались так же резво катить нас. Через какое-то время мы окончательно убедились, что выбрали не тот маршрут – а ведь на карте он казался таким ровным. Немного отдохнув, мы решили вернуться к трассе. Проехав усадьбу, мы двинулись в сторону Бахчисарая, выбрав для себя новую цель – городское водохранилище.
По грунтовке мы поднялись в расположенное прямо под Качи-Кальоном село Предущельное, которое запомнилось большим количеством разобранных советских грузовиков.

После всех мытарств на грунтовке и лесной дороге шоссе показалось нам удивительно ровным и приятным для езды. Зная дорогу, мы вскоре добрались до бахчисарайского «моря».

Отдохнув на его берегу и перекусив, мы заехали в Бахчисарай, чтобы пополнить запасы воды, и двинулись в обратный путь. Где не преминули остановиться возле скалы Таш-Аир, где когда-то можно было рассмотреть живопись древних людей, выполненную красной охрой. Теперь же на скалах в большом количестве пестреют оставленные на память надписи современных неандертальцев. Зато у подножия из скалы бьет родник, холодный и освежающий.

На Качи-Кальоне как раз прыгали роуп-джамперы.

Уставшие и обгоревшие, мы вернулись в Баштановку уже вечером. На базе мы с облегчением расстались с велосипедами. Именно так, ведь хотя это и приятное занятие, но для человека неподготовленного на второй день все части тела – от ладоней до ступней – чувствуют «удовольствие» от поездки. Конечно, это не повод отказываться от велосипедных прогулок, скорее наоборот – стоит почаще забираться на двухколесного друга.
День третий
На третий день мы решили разнообразить свое путешествие более привычной пешей прогулкой. Налегке мы вышли из Баштановки и отправились горными тропами в Бахчисарай. Расстояние не так велико – около 9 километров, если не сбиться с курса. У трассы перед входом в село Машино мы сразу же приметили вход на туристический маршрут. Оставив Кыз-Кермен, напоминающий утюг, с правой стороны, мы углубились в лес.

Обочины лесной дороги усыпаны прошлогодними дубовыми листьями, которые сразу же оживают, стоит подойти на расстояние метра – и все благодаря множеству ящериц, спешащих спрятаться под корни деревьев от нежданных визитеров.

По петляющей, но довольно-таки ровной дороге мы дошли до некогда священной горы караимов – Бешик-Тау, в которой несложно рассмотреть человеческий профиль. У подножия горы теперь располагается туристическая стоянка.

Продолжая свой путь, мы понемногу стали сомневаться в правильности направления, ведь по пути нам никто не встретился. Но вскоре перед нами оказалась группа туристов, которые направлялись из Бахчисарая на Кыз-Кермен. Сориентировав друг друга по дальнейшему маршруту, мы вскоре и вполне неожиданно для себя вышли к деревянным воротам Чуфут-Кале.

Обойдя самый известный пещерный город Крыма, мы подошли к Успенскому монастырю, неподалеку от которого есть колоритное крымско-татарское кафе, где, сидя в чайхане посреди зеленеющего сада, можно восстановить силы сытным обедом. В общей сложности дорога из Баштановки размеренным шагом заняла около трех часов.

Не забыв зайти во внутренний дворик Ханского дворца и запастись магнитиками, мы направились на вокзал – конечную точку нашего утомительного, но интересного трехдневного путешествия. Конечно, чтобы осмотреть тарпаны и многовековую черешню Качи-Кальона, таврские ящики Алимовой балки, трехъярусные пещеры Тепе-Кермена и многие другие достопримечательности близ Баштановки, трех дней явно недостаточно. Что ж, оставим их на наше следующее велосипедное путешествие.
Марина Резникова
Фото автора