ВИКТОР ТАРАСЕНКО: Грязный Крым никому не нужен

ВИКТОР ТАРАСЕНКО: Грязный Крым никому не нужен

Теплая крымская осень предоставила возможность гостям полуострова и местным жителям проводить выходные на природе: будь то поход в горы, в лес по грибы или же просто прогулки у моря. А еще осень обнажила следы пребывания, к сожалению, не всегда опрятных и воспитанных гостей, да и самих крымчан в насыщенный период курортного сезона. Повсеместные горы мусора тут и там попадаются на пути следования не только в наиболее популярные туристические места, но и даже в малоизвестные.

О том, что последует за столь безалаберным отношением к окружающей среде, грозит ли нам глобальное потепление, а также уместен ли в Симферополе мусоросортировочный завод, в интервью корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал председатель КРА «Экология и Мир», профессор Виктор Тарасенко.

Виктор Сергеевич, как же бороться с накоплением большого количества ТБО в населенных пунктах, рекреационных и даже заповедных зонах полуострова?

– В последнее время на территории полуострова возрастает количество несанкционированных свалок и локальных загрязнений. Это факт, и в этом случае нужно работать с людьми, воспитывать их, а может, даже и пугать. Об этом нужно постоянно говорить и это задача нас, экологов, а также власти. Ведь грязный Крым никому не нужен, да и не выгоден – ни с точки зрения экономики, ни для здоровья проживающего в нем населения. Одно дело, курортники не приедут, а другое, что, засыпая Крым мусором, загрязняется его воздушный бассейн, подземные воды, происходят воспламенения, пожары, а это гарь, дым, углекислый газ – это все влияет на демографическую ситуацию.

Также нужно перенимать опыт благополучных стран Германии, Франции, Японии, Бразилии, где мусор собирается, перерабатывается, что выгодно в экономическом и экологическом плане. В этих странах особое отношение к чистоте территории, к животным, растениям. Это некая философия, гуманизация общества, нравственность той глубинной экологической этики, которой должен сегодня соответствовать человек. Потому что если мы не будем придерживаться принципа этой этики, мы, в конце концов, загубим не только свою территорию, но и всю планету. А изменения уже чувствуются по климату, глобальным процессам, которые происходят.

Кстати, хотелось бы услышать Ваше мнение о глобальном потеплении.

– В последнее время говорят как о глобальном потеплении, так и о глобальном похолодании. Общие тенденции наблюдений за льдами Гренландии, Ледовитого океана, Антарктиды, наблюдений за атмосферой показывают, что последние десятилетия концентрация так называемых парниковых газов возрастает, поглощает тепло. В итоге общая температура повышается, и это приводит к неустойчивости атмосферы, климатическим изменениям, ураганам, вихрям, цунами и прочим явлениям.

Недавно премьер Крыма Анатолий Могилев согласился с позицией крымских ученых и принял решение запретить разработку карьера под Кара-Дагом. При этом он обратился к ученым с предложением начать активные поиски альтернативных месторождений строительного камня. Нашли такое место?

– То, что Крыму нужен строительный материал это ни у кого не вызывает сомнения, и место для нового карьера, безусловно, нужно искать. Крымские геологи и экологи имеют некоторые альтернативные предложения на значительном удалении от берега моря. И позже мы выступим с нашими предложениями.

Руководство предприятия «Чистый город» заявило, что экологи разрешили разместить в Симферополе на улице Генерала Васильева мусоросортировочный комплекс. Кто эти экологи и что Вы думаете по этому поводу?

– Скорее всего, речь идет об официальных структурах – Рескомприроды АРК, экологической инспекции – это экологи, которые осуществляют государственный контроль за соблюдением и выполнением законодательства, связанного с охраной окружающей природной среды. Я так понял, что наши власти сегодня под «экологами» понимают широко как официальные государственные структуры, так и общественные независимые экологические организации.

К сожалению, я пока не знаком с этим проектом, но то, что предприятие учитывает и хочет знать позицию общественности, населения, уже хорошо. Моя позиция такова: подобное предприятие необходимо. Поэтому всякий раз, когда начинаются активные разговоры и появляются инвесторы, а их уже было много за последние 10 лет – и США, и Франция, и Австрия, – мы всегда их встречали с распростертыми объятиями. Но это не означало, что мы со всем согласны, потому что необходимо совместно проработать все нюансы: ознакомиться с технологиями, определить параметры, выбрать участок, провести оценку воздействия на окружающую среду и вот тогда уже принимать окончательное решение.

Если это действительно приемлемо и даст возможности максимально использовать ценные фракции мусора, перерабатывать органику, получать тепло или энергию, то в целом нужно идти по этому пути, потому что по нему идет весь мир. Что касается норм, то до жилой зоны должно быть хотя бы полкилометра, хотя есть варианты на уровне 300-500 м. В Москве, например, я видел большой мусороперерабатывающий завод, и до ближайших домов было 70 м. Люди не возражали, потому что за счет него жители района были обеспечены теплом.

Будучи в Кракове (Польша), я вел переговоры о создании в Крыму комплексной химико-аналитической лаборатории, которая бы следила за почвами, растительностью, сельскохозяйственной продукцией, кормами животных, производимой продукцией, вином, молоком, мясом. То есть следила бы за всей цепочкой, от которой зависит здоровье и благополучие населения. В Кракове такая лаборатория существует. На ее создание Евросоюз выделил 50 млн. евро, России выделили 2 млн. евро, и такая лаборатория появилась в Екатеринбурге.

Здесь нам готовы помочь университеты Кракова и Академия наук Польши. Они хотят видеть наши предложения о создании лаборатории и со своей стороны подскажут в плане ее организации, логистики и последовательности действий, а также возможности финансирования. И здесь может положительно сказаться вступление Украины в ЕС.

То, что Крым завален мусором, говорят и цифры – его уже более 70 млн. кубов, и ежегодно наращивается по 3-4 млн. куб. Это огромная цифра. Многое нужно менять – технологию сбора, перевозки, пакетирования… Это целая индустрия, которая может давать тепло, ценное вторичное сырье, из которого можно получать бумагу, картон, пластик. Но, в первую очередь, здесь необходимо учесть все нюансы экологии и охраны окружающей среды.

 

Анна Ченская

Фото автора