Война за веру помогает постигать ее основы

«Веру в непогрешимость толкований дает лишь религия». Для постижения философского смысла этой истины нужно отвлечься от политической суеты. Как раз такая возможность у нас появилась, поскольку в Украине наступил наконец мертвый политический сезон. И несмотря на массовые отпускные настроения, иногда полезно поразмыслить о предназначении человеческой жизни на этой грешной Земле. Тем более, что к этому подталкивают состоявшиеся на прошлой неделе большие торжества по поводу 1025-летия принятия христианства на Руси.

Казалось бы, что совсем недавно грандиозно отмечалось 1000-летие этого важнейшего для православия события. Но за прошедшие с той поры 25 лет произошли настолько масштабные перемены на всем пространстве православной цивилизации, что это не могло не отразиться серьезным образом на характере и содержании празднования 1025-летия принятия христианства на Руси. Четверть века назад это событие отмечалось в условиях единства православной цивилизации и массового возрождения духовной веры в наше общее будущее. А спустя какое-то десятилетие это единство раскололось по отдельным конфессиональным квартирам и стало объектом непримиримой политической вражды.

Еще не остыли политические страсти в связи с попытками экс-президента Ющенко форсировать создание в Украине единой поместной церкви. Это был чисто политический проект в целях как можно дальше оттолкнуться от России, которая остаётся центром восточно-славянской православной цивилизации. На деле этот проект лишь усилил раскол Русской Православной церкви и серьезно подорвал основы православия. Понадобились годы, чтобы вернуться к основам единства православной веры и успокоить чувства миллионов верующих, как в Украине, так и во всем православном мире. Огромная заслуга в этом Блаженнейшего Митрополита Русской Православной Церкви Московского Патриархата Владимира.

Как бы нещадно ни критиковала так называемая объединенная оппозиция правящий режим Виктора Януковича, но и ей приходится сквозь зубы признавать, что в такой тонкой сфере человеческих взаимоотношений как духовные ему удается выдерживать равную дистанцию государства от всех конфессий и религиозных центров. В этом смысле Украина признается в мире как страна, сумевшая обеспечить подлинную и широкую свободу совести. Хотя отдельные оппозиционеры по-прежнему готовы приписать Януковичу и Партии регионов все мыслимые и немыслимые грехи за происходящее в стране. Не обошлось без этого и празднование 1025-летия принятия христианства на Руси. Они настолько банальные и убогие в своих проявлениях ненависти к «москалям», что даже не хочется их описывать.

Между тем справедливости ради нужно признать, что существующая в Украине свобода совести не столько укрепляет ее государственные основы, сколько подрывает. Еще великий российский историк Василий Ключевский метко заметил: под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести. Именно это во многом наблюдается в Украине вот уже на протяжении более чем двух десятилетий. Благодаря одному из самых либеральных в мире Закону «О свободе совести», принятому на заре независимости по американскому образцу, Украину буквально наводнили многочисленные конфессии и религиозные течения. В значительной степени это стало реакцией на разрушительную коммунистическую политику воинствующего атеизма.

В настоящее время в Украине зарегистрировано и действует 33 тысячи 500 религиозных организаций, представляющих 59 конфессий и различных течений. Или на 11 тысяч больше чем во всем СССР в 1988 году. То есть, 25 лет тому назад. С одной стороны такое многообразие религиозного выбора дает право утверждать, что современная Украина развивается в рамках общемировой тенденции «религиозного ренессанса» со всеми вытекающими последствиями. А с другой – это существенно тормозит формирование в стране единой политической нации. Без чего, как известно, нельзя рассчитывать на успешное преодоление культурно-цивилизационного раскола, унаследованного в процессе распада СССР. А это в свою очередь является фундаментальной основой построения на территории современной Украины целостного и успешного государства.

Ведь как свидетельствует исторический опыт, подавляющее большинство современных европейских стран закрепляли в свое время за отдельной религией статус государственной или традиционной. Что способствовало ускоренному процессу формирования единой политической нации. В отличие от них нынешняя Украина пытается реализовать либеральный принцип равенства всех религий, вероисповеданий и религиозных организаций. Однако на практике это получается не так, как бы хотелось с точки зрения государственного строительства.

Конечно, с момента реализации этого принципа открылись каналы доступа в Украину иностранной финансовой и материальной помощи в огромных размерах. Что имело решающее значение для создания в сжатые сроки необходимой конфессиональной инфраструктуры. Но в то же время молодое неокрепшее Украинское государство оказалось совершенно незащищенным от прямого доступа самых разных религиозных организаций радикального толка, включая и откровенно экстремистские. При этом была практически разрушена прежняя система регулирования взаимоотношений между государством и церковью. А в позднюю советскую эпоху такая система была не такой уж и плохой, как ее пытались представить.

Практика государственного строительства в Украине показывает, что без духовного единения в обществе очень сложно рассчитывать на достижение желаемых целей. Всплеск религиозности происходит на фоне продолжающегося всеобщего упадка общественной морали, отсутствия внятной государственной идеологии, кризиса национального государства и кризиса идентичности. Все это позволяет предположить дальнейшее возрастание роли противоречивых религиозных процессов в становлении украинского государства.

Современная религиозная карта Украины – это результат сочетания множества больших и малых внутренних и внешних факторов в условиях перманентной политической нестабильности и неустойчивого государственного развития. Она является зеркальным отражением внутренних и внешних противоречий, унаследованных от исторического прошлого территорий, составляющих границы нынешнего украинского государства. В сложившейся ситуации религиозный фактор может сыграть как позитивную объединительную, так и негативную разрушительную функцию. В конечном итоге все зависит от уровня государственной компетенции правящего класса, а также уровня политической и духовной культуры населения страны. Увы, но пока этот уровень далёк от совершенства и запросов времени.

Поэтому празднование 1025-летия принятия христианства на Руси имело важное значение в плане переосмысления перечисленных положений и выработки правильных ориентиров дальнейшего исторического развития всего православного мира. И то, что в Киеве собрались по этому поводу главы Украины, России, Сербии и Молдовы лишь подчеркивает актуальность и важность такого вывода. Встреча показала, что у православного мира еще есть надежды на достойное будущее, несмотря на его сильную политическую эрозию последних двух десятилетий.

Все-таки зреет понимание, что в условиях нарастания глобальной неустойчивости развития. объединение православного мира может стать серьезной преградой на пути угрозы распространения межконфессиональных конфликтов, способных перерасти в настоящие религиозные войны. Ведь многие известные футурологи как раз и предсказывают, что ХХ1 век может пройти под знаком таких религиозных войн. Будем надеяться, что последующие четверть века развития межконфессиональной ситуации в Украине, России и других православных странах дадут нам немало оснований для опровержения этого устрашающего прогноза.

Приятно, что торжества такого масштаба не обходятся и без соответствующих мероприятий в древнем Херсонесе на территории современного Севастополя. Именно здесь принял крещение киевский князь Владимир, закрепивший тем самым за этими местами роль вечного поклонения всех православных стран Восточно-европейской цивилизации. И каждый юбилей принятия христианства на Руси невольно заставляет православных верующих еще раз помолиться за вечное процветание дорогих святынь Херсонеса и пожелать мира и благополучия севастопольской земле. Так было и на этот раз, что наполняет гордостью всех православных крымчан.

Есть что-то символическое в том, что нынешний юбилей празднования принятия христианства на Руси совпал с празднованием 230-летия российского Черноморского Флота. Впервые за долгие годы главы Российской Федерации и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович приняли в прошедшее воскресенье участие в торжествах по этому случаю. Прошедших в городе-герое Севастополе. Символично, что в этот же день и в этом же городе русской славы отмечался и день Военно-морских сил Украины. Историческая неразрывность этих традиционных праздников является лучшим доказательством необходимости сохранения и укрепления военно-стратегического партнерства между Украиной и Россией. Тогда и разговоров о потенциальной угрозе межконфессионального конфликта между нашими странами будет поменьше.

Не следует забывать, что Российская Федерация затеяла масштабную модернизацию своих вооруженных сил, рассчитанной на период до 2020 года и на которую выделена астрономическая сумма порядка 100 миллиардов американских долларов. Любой здравомыслящий политик понимает, что такая модернизация преследует далеко идущие стратегические цели. В условиях стремительно нарастающих процессов глобального перераспределения сфер влияния, Россия готовится к военным ответам на угрозы надвигающихся вызовов.

Многие международные эксперты полагают, что именно после 2020 года мир ожидает целая серия военных конфликтов и региональных войн. И тот, кто сможет и успеет надлежащим образом подготовиться к таким угрозам, тот и будет претендовать на своё место в этом жестоком глобализированном мире. Как бы не развивалась международная ситуация в ближайшие 10 лет ясно одно: никому в мире не будет снисхождения и вопросы военно-стратегической безопасности любого государства выйдут на первый план. И Россия серьезно готовится к этому, чтобы сохранить за собой статус влиятельного мирового игрока.

И, как говорится, не дай Бог Украине превратиться к тому времени во врага России. Увы, но сегодня подобное кажется не таким уж и нереальным. Именно на российском направлении сосредоточены основные усилия так называемой объединенной оппозиции в ее борьбе за стратегический выбор Украины. Лидеры оппозиции демонстрируют убеждение, что уход Украины под зонтик Евросоюза станет лучшей гарантией её стратегической безопасности. В первую очередь от той же России.

Однако это возможно лишь чисто гипотетически. Опять же не дай Бог, если Россия будет втянута в какой-либо военный конфликт на любом географическом театре военных действий, то территория современной Украины неизбежно окажется уязвимой. И как бы это не было прискорбно, но в первую очередь со стороны России. Разумеется, в случае пребывания Украины во враждебном для нее лагере. Так что ответственность украинских политиков за нынешний стратегический выбор страны чрезвычайно высока не только перед нынешним, но и будущими поколениями. И такие праздники как день Военно-морского Флота являются хорошим и полезным напоминанием об этой ответственности. И злая ирония оппозиционных СМИ не способна умалить важность севастопольского праздника.

К великому несчастью, праздничное настроение крымчан и многочисленных гостей полуострова было омрачено феодосийской трагедией. Глубокой ночью, когда оставались считанные часы до начала празднования Дня города Феодосия, в подъезде своего многоквартирного дома был смертельно ранен городской голова Александр Бартенев. Ранен выстрелом в упор. Из обреза. Несмотря на все старания хирургов, спасти жизнь Александру Владимировичу не удалось. Ему было всего лишь 57 лет.

Это подлое убийство стало настоящим шоком не только для феодосийцев. Александр Бартенев успел за свою жизнь обзавестись симпатиями не одной тысячи крымчан. Прежде всего за счет своей щедрой благотворительной деятельности. Именно это его качество стало решающим для присвоения Александру Владимировичу звания Герой Украины. Потом «оранжевая» власть пыталась отменить соответствующий Указ Президента Леонида Кучмы. Слава Богу, не вышло.

В трагической гибели Александра Бартенева есть что-то мистическое. Он был близким другом внезапно скончавшегося несколько лет назад мэра Феодосии Владимира Шайдерова. Владимир Александрович стал всеобщим любимцем горожан за то, что сумел возродить Феодосию из глубокого упадка, который переживал город после развала СССР.

Александр Владимирович продолжил дело своего друга Владимира Александровича. Однако подлое убийство Бартенева словно по коварному замыслу тёмных сил прервало эту благородную преемственность. От такой несправедливости трагическая гибель Александра Бартенева действительно обретает некий мистический смысл. Он пережил своего друга лишь на 6 лет. Как бы там ни было, но его добрые дела навсегда сохранят память об этом неординарном человеке и руководителе у многих поколений жителей Феодосии. И не только. Будем помнить Александра Владимировича и мы. Авторы, сотрудники и читатели Крымского информационного агентства. К этому нас обязывают его земные дела.

Светлая тебе память в сердцах благодарных крымчан, дорогой Александр Владимирович!

А традиционный совет начинающему политику на этот раз будет в тональность главной темы нашего обзора: любите ближнего, прощайте ему схожесть с вами.

 

Александр Форманчук