ВЗГЛЯД ИЗ КРЫМА: КТО НАЧАЛ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ?

ВЗГЛЯД ИЗ КРЫМА: КТО НАЧАЛ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ?

В столице Украины звучат взрывы и льется кровь. Идет попытка захвата государственных органов власти. Есть первые жертвы, павшие за призрачные идеалы. Лидеры оппозиции санкционируют насилие, призывая к свержению власти. Той самой, законно избранной большинством украинцев и признанной международным сообществом. Выходит, революционеры идут воевать со своим же народом.

Крым не отмалчивается, давая ясно понять, что готов к любому повороту событий. Отсиживаться в окопах никто не намерен.

Политолог Владимир Джаралла в эксклюзивном интервью нашему агентству спрогнозировал возможные сценарии развития событий, раскрыл психологический портрет радикалов, объявивших войну власти и пояснил, почему страна докатилась до последней черты.

СИТУАЦИЯ ВЫШЛА ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ. ПРОТЕСТ ПЕРЕРОС В АГРЕССИЮ

Кому выгодны беспорядки в Киеве?

– В настоящий момент – уже никому. Ситуация вышла из-под контроля, значит, управлять ею никто не может, и потому важнейшая задача для участников с обеих сторон – взять ее под контроль.

Появление бандитов (именно этот термин самый точный для определения тех, кто сейчас начинает определять ситуацию в столице) буквально иллюстрация из учебников по массовой психологии: когда участвует большое количество людей, ситуация затягивается, она начинает выходить из-под контроля, на сцену выходят мародеры.

Кто скрывается за масками радикалов?

– В конкретном случае – это участники тех группировок, о которых было мало известно: футбольные фанаты, ультрас, национал-революционеры. Они самоорганизовывались для занятий спортом, обсуждали различные актуальные проблемы, знакомились с литературой специального характера, достать которую не проблема.

По возрасту – это группа от 23 до 35, зарабатывающие себе на жизнь, не имеющие семей, то есть достаточно самостоятельные и не обремененные ответственностью, при этом имеющие уйму не реализованных желаний и обвиняющие в этом других. Им все должны и прежде всего власть, а для этого ее надо свергнуть, отомстить.

Так же промелькнула информация, что среди задержанных есть ранее осужденные, что завершает картину – протест переродился в агрессию.

Почему это допустили?

– Можно сделать вывод, что появление вполне неплохо подготовленных тактически, организационно и имеющих радикальную идеологию групп, способных самоорганизовываться и приобретающих сейчас опыт уличных боев стало неожиданностью.

Сейчас они включают в себя все радикальные элементы из партий и организаций, участвующих в майдане, хотя более точно называть – попыткой государственного переворота.

С радикалами возможны переговоры?

– Они не желают становиться участниками переговорного процесса. Их цель – свержение власти путем насилия. Условно их уже обозначают по названию самой крупной группировки – «Правый сектор».

КИЕВ ЖДЕТ РОСТ БАНДИТИЗМА. В ОПАСНОСТИ ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ

Сценарии развития ситуации?

– Ситуация труднопредсказуемая, потому что, когда начинается хаос, возможность прогнозирования снижается. Очевидно, что политики, эта «несвятая троица», не способны быть лидерами, они ничего не контролируют.

И что тогда ждет украинский народ?

Тогда гражданская война из холодной станет горячей. Да, именно так – на Украине идет гражданская война.

Как показали произошедшие события, страна не просто расколота идеологически по национально-территориальному принципу, но еще и накопились социально-экономические противоречия. При этом основные группы в политике и обществе просто не желают друг с другом вести диалог, рассматривая ситуацию как игру с нулевой суммой: «наш выигрыш – это проигрыш другого», то есть «или мы – или нас». При этом, все, кого традиционно рассматривали как лидеров, оказались в глазах общества дискредитированными.

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА УСТОЯТЬ

Оппозиция добивается свержения власти. Чем это может обернуться для страны?

– В случае свержения власти другая часть Украины новоявленных победителей не признает, просто из соображений безопасности, а при попытке ее установить без труда их отвергнет. В то же время и Западная Украина привыкла к собственной «вольнице». Как снова свидетельствует опыт, завершается этот процесс развалом армии и появлением различного образа формирований – от банд до отрядов самозащиты.

Но, учитывая географическое положение Украины, такая «махновщина» неприемлема для соседей и потому, скорее всего, на этой стадии произойдет интервенция сил нескольких стран. Что будет после – разделение страны либо процесс выстраивания чего-то нового, – будет зависеть уже от других факторов. И потому очень хочется, чтобы все это было просто неудачной фантазией.

И что делать, чтобы этот сценарий оказался лишь фантомным?

– Для этого власть должна устоять. А устоять она может, лишь продемонстрировав способность защищать себя и своих граждан.

КРЫМ ОТСИЖИВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ

Как вести себя Крыму в нынешней ситуации?

– Крым ведет себя именно так, как и следует, не больше, но и, главное, не меньше. Заявления, которые исходят с полуострова, показывают, что отсиживаться в стороне – «авось пронесет», он не собирается, подтверждая свою приверженность тем принципам, которые исповедует на протяжении всей истории украинской независимости.

Более того, не только власть проявляет себя, но возникает и самостоятельное гражданское движение. К примеру, инициативы людей по поддержке солдат, стоящих в Киеве. Речь идет о сборе теплой одежды, денег и другого, что может пригодиться крымским военнослужащим, защищающим полуостров в Киеве, не говоря уже про информационную поддержку их героизма.

Виктор Лященко

Фото с сайтов Actualitati.md, polemika.com.ua, newtimes.ru, nikvesti.com