Записки забытого Крыма: жизнь до 1954 года

Записки забытого Крыма: жизнь до 1954 года

В пылу политических дебатов, сопровождавших референдум 16 марта и последующее присоединение Крыма к Российской Федерации, немало крымчан услышали укор, мол, до 1954 года полуостров практически пустовал и бедствовал. Среди украинцев лихо распространилась информация о том, что присоединение Крымской области к УССР буквально спасло полуостров от участи выжженной пустыни без воды, еды, промышленности и, собственно, населения.

Оставим без внимания данные переписей и исторические справки о развитии промышленности Крыма, а тем более некоторых отраслей сельского хозяйства. Да, ведущим промышленным регионом Крым никогда не был – у нас иные богатства. И вообще, истории нынче модно не верить, ее-де переписывают «под себя».

Лучше спросим обыкновенных людей, которым пришлось жить в Крыму в период с 1946 по 1954 годы, какая реальность их окружала в то время на самом деле:

Тамара Григорьевна, 86 лет: Я приехала в Крым в 1952 году. Да, было нелегко. Приходилось стоять в очередях за мукой, кукурузой, сахаром. Их выдавали в руки понемногу. Но я приехала из Орловской области, а затем с 1954 по 1956 годы жила во Львове, после чего опять вернулась в Крым, и могу сказать, что одинаково трудно было везде.

Леонид Дмитриевич, 67 лет: Я живу в Крыму с 1952 года. Мы поселились в Алуште. Это был маленький городок. Трудности, естественно, были. Многие здания стояли разрушенными после войны. Например, известные и сегодня Дворец пионеров и старое здание санатория «Ветеран». Но зато люди были намного добрее и лучше, чем сейчас! Поэтому все друг другу помогали.

Каких-то особых трудностей с продуктами на тот момент уже не было. Моя бабушка, 1902 года рождения, вставала в 6 утра и шла с улицы Октябрьской, которую тогда только строили, на Центральный рынок. Покупала хлеб и мясо. А на сдачу давали черную и красную икру. Там стояли такие тазики с икрой…

Рядом стояли заводы и часто бывало, что мы не могли даже открыть окна чтобы проветрить дом. Сейчас все по другому - есть системы вентиляции которые фильтруют воздух. Однако со временем система вентиляции нуждается в обслуживании. Профессионалы в деле очистки и дезинфекции вентиляции http://vnt24.ru/ochistka-i-dezinfekciya группа компаний "Эколайф" выполнят эту работу качественно и  быстро для коттеджей, ресторанов, торговых центров и промышленных предприятий.

Валентина Васильевна, 75 лет:

Я приехала в Крым в 1949 году со своим отцом-военным. Мы приехали из Германии в Белогорск.

Я была в ужасе от того, в каких домах нас поселили: без пола, без потолка, везде трещины. Дома в основном были саманные.

Но несмотря на то, что материально было тяжеловато, воспоминания о том времени остались самые светлые… Мы были свободны. У нас была масса мероприятий в школе – кружки, самодеятельность, спортивные злы работали. В школе было интересно. Столько было кружков: от шахматистов до гимнастики. И это было всем доступно. С нынешним временем не сравнить.

Во дворах была вода. Были сады и огороды. Все были дружные и веселые. Каждый праздник отмечали вместе.

Елена Алексеевна 85 лет:

В Феодосии действительно после войны была страшная разруха. Воды не было, ничего не было. Рынок был большой, особенно рыбный, но денег у людей не было. Но я не могу сказать, что с 1954 года стало прям хорошо. Да, Феодосия немного поднялась. Но незначительно, на мой взгляд…

Олег Николаевич, 67 лет (по воспоминаниям отца Николая Дмитриевича, 1917 года рождения):

Семья наша состояла из 5 человек: дед, бабушка, мама, отец и я. У нас был частный одноэтажный дом с небольшим приусадебным участком земли. Небольшой сад с фруктовыми деревьями: яблоней, грушей, абрикосом, вишней, черешней, сливой. Виноградник на шпалерах. На зимний период из фруктов варили варенье. На земле выращивали овощи: помидоры, огурцы, картофель. Был небольшой курятник, но кур держали для получения яиц, на мясо отправляли только тех, которые не неслись. Мой дед работал в совхозе «Южный» и какое-то время в совхозе «Широкий» в должности главного зоотехника. У работников совхоза была возможность покупать некоторые продукты по месту работы. В частности, мясо и некоторые крупы. Разрешалось содержать по месту работы одну корову. За молоком от этой коровы ходили в село Баданы, это приблизительно 7 км от дома. Муку, сахар, гречку в то время достать было трудно. За сахаром стояли в очередях. Иногда пшеницу мололи на специальной ручной мельнице - она жива и сейчас - пропускали через нее помол до получения муки, но это делалось нечасто. Мололи кукурузу. Сливочное масло сбивали на ручной маслобойке, получалось небольшое количество. В саду было несколько пчелиных семей. Дедушка откачивал мед, но в небольших количествах, в основном на зиму. Работали по хозяйству все. У меня тоже были обязанности: уборка цементных дорожек и поливка некоторых грядок. Себя помню лет с трех. В доме по началу электричества не было, для освещения использовались керосиновые лампы. Еду готовили на керогазе и примусе в летний период, зимой на отапливаемой плите. По вечерам, если все были в сборе, на кухне вслух читали книги. Электричество провели в районе 1950-51 годов. В этот же период дед купил приемник «Радиотехника», который включали по праздникам и выходным. Все соседи в этом районе занимались собственным хозяйством, с рынка практически никто ничего не покупал - это было дорого. В семье работали два человека – дед и отец.

Как видим, послевоенные времена были одинаково сложными везде. И без тени лукавства или подспудного желания намеренно занизить вклад Украинской ССР в экономическое развитие родного Полуострова, хочу заметить, что ни один из моих собеседников не сказал, будто после 1954 года жизнь в Крыму на глазах  переменилась к лучшему. Она просто шла своим чередом. Думаю, потому что крымчане, так же как и все остальные граждане большой страны, просто любили и возделывали свою родную землю независимо от административных перемен.  

Александра Латушко