Жить завтрашним днем трудно с сегодняшним гардеробом

Жить завтрашним днем трудно с сегодняшним гардеробом
Политический эгоизм – это перевес амбиций над совестью. Похоже, что именно по этой формуле намерен жить украинский политикум в наступившем 2014 году.

О некоторых его политических параметрах мы говорили в прошлом аналитическом обзоре. Все они касались проблем внутренней жизни государства и общества. Их беспристрастный анализ подтолкнул нас к неутешительному выводу: внутренний консенсус правящего режима Президента Януковича и так называемой объединенной оппозиции вместе с самопровозглашенным советом «всеукраинского» майдана  относительно будущего Украины невозможен. Страна окончательно скатывается на путь эскалации гражданской войны. Пока что политической. Одни с целью захвата власти. Другие с целью ее сохранения. Это уже настолько очевидно, что не требует дополнительных аргументов и доказательств.
Теперь эта проблема переходит в плоскость других доказательств: способна ли Украина избежать силового варианта в решении проблемы президентских выборов 2015 года? И хватит ли у украинского сообщества здравого смысла и инстинкта самосохранения, чтобы не допустить кровавой бойни? Увы, но пока эти вопросы остаются без внятных ответов. Хотя еще несколько месяцев их постановка еще казалась невозможной и провокационной. А сегодня разговоры на эту тему формируют политическую повестку предстоящего года. И закрывать глаза на все это не только нельзя, но и преступно. Пока еще не поздно…
Очередная ночная потасовка активистов майдана возле здания Киево-Святошинского суда милиции – это уже не просто сигнал о том, что Украина стоит у роковой черты своего государственного суверенитета. Это грозное предупреждение тем, кто играет с огнем и не в силах подавить свои непомерные политические амбиции под прикрытием высокопарных слов о проснувшемся национальном достоинстве в «мирной» борьбе с преступным режимом Президента Януковича. Ведь судили национал-патриотов, чья вина в подготовке террористического акта более чем доказана. А бойцы «Беркута», выполнявшие свой государственный служебный долг, вновь получили порцию якобы «справедливой всенародной» ненависти со стороны участников майдана. Можно только догадываться, о чем подумал каждый из них в те минуты издевательств и унижений. И какое слово каждый из них  дал себе на будущее.
 
А что дальше? А дальше национал-патриоты упрямо навязывают нам технологию всеукраинской стачки, которая должна парализовать и без того больную украинскую экономику. Парализовать лишь на том основании, что это экономика олигархов, а не народа. В этом и заключается высшая справедливость такой стачки.  Как будто в результате всеукраинской стачки по таким мотивам экономика тут же станет «народной» и жизнь станет сказочной. И все же подобные подстрекательства нельзя недооценивать и считать безобидными. Майдан нуждается в притоке «ястребов», для чего и необходимы подобные технологии. Ведь сторонники майдана уже давно размежевались на «ястребов» и «голубей», А «голуби» майдану как раз и не нужны. Ведь они, как известно, символизируют мир, а не войну.
А чтобы всеукраинская стачка стала более реальной, майдан требует заблокировать принятие государственного бюджета Украины на 2014-й год. Тоже на том основании, что это якобы бюджет власти и олигархов. Как будто зарплаты и пенсии у нас поистине олигархические. Именно от выполнения этого требования будут зависеть дальнейшие взаимоотношения майданных «ястребов» с лидерами так называемой объединённой оппозиции. В этом кроется самый большой парадокс стратегического выбора оппозиционными силами для продолжения войны по свержению ненавистного режима Януковича. Фактически лидерам оппозиции нужно спарить ежа и змею, чтобы силовые методы «повалэння злочынои влады» были обеспечены «всенародным одобрением» на предстоящих президентских выборах. Скажем прямо: задача неразрешимая. Разрешить такую сверхзадачу можно лишь при наличии консенсуса в отношении  будущего Украины со стороны главных мировых игроков в лице США, Евросоюза, России и Китая. Именно в этой исторической плоскости отныне лежит решение проблемы будущего государственного суверенитета Украины. И ничего здесь уже изменить нельзя. Просто это надо осознать и попытаться выстроить собственную внешнюю политику, адекватную жестким глобальным вызовам. Третьего, как говорили древние, не дано.
 
Что и пытается делать Президент Янукович и его правящая команда. Делать, возможно, не так, как хочется. А главное – не так, как этого хотят очень многие люди в различных регионах страны. Поэтому любое решение правящего режима Януковича в пользу того или иного внешнеполитического вектора страны заранее обречено на неприятие значительной частью общества. Уже не говоря о нынешнем украинском политикуме. В этом запечатлено главное историческое проклятие территорий современной Украины, унаследованное от спонтанного распада СССР. Без осознания этого исторического парадокса невозможно формировать реалистическую политику суверенного украинского государства.
К несчастью, подобное осознание невозможно на уровне массового сознания. И это порождает непреодолимую с точки зрения доверия между властью и обществом проблему. Любая власть любого Президента в Украине должна быть заранее готовой не просто на неприятие значительной частью общества, а быть способной эффективно работать в интересах государства под шквалом неприкрытой ненависти и шантажа. Такому нигде не учат, поскольку подобных Украине стран в мире найти трудно. Хотя, наверное, и можно. В этом мы действительно уникальны.
Ну, а теперь есть смысл попытаться осознать интересы к Украине со стороны главных мировых игроков. Нетрудно догадаться, что ныне интересы эти кроются в конкурентной войне за управление внешним долгом Украины. Начнем со США. Известно, что до саммита Евросоюза в Вильнюсе украинский внешний долг достиг отметки в 36,64 млрд. дол. При этом 80-81 процент этой суммы были под контролем США. На долю России приходилось 6,5 процента. И по 4,3 процента внешнего долга Украины контролировали Евросоюз и Китай.
 
В случае подписания Евроассоциации в Вильнюсе Украину ожидал неизбежный дефолт. По результатам  которого США могли рассчитывать на легкое и бесконфликтное получение под свой контроль всех значимых активов страны. В первую очередь в энергетической сфере и в сфере сельского хозяйства. Что вполне устраивало объединенную оппозицию и население Западной Украины, для которых вся независимость сводится к тому, чтобы как можно дальше «убежать» от ненавистной России. Естественно, вслух об этом все предпочитали не говорить. Якобы в интересах сохранения территориальной целостности страны.
Объединенная Европа в таком случае также рассчитывала на беспроблемное усиление своих позиций в Украине путем получения под свой контроль части интересующих ее активов. Преимущественно в продовольственной сфере. И, конечно же, через бесконтрольный доступ к дешевой и дисциплинированной украинской рабочей силе. Очевидно, поэтому Евросоюз решил взять Украину «по дешевке» и лишь ограничился декларативными требованиями к соблюдению западных стандартов демократии. На большее он оказался неспособен. За что и поплатился.
После подписания московских договоренностей от 17 декабря ушедшего года ситуация вокруг управления внешним долгом Украины существенно изменилась. С одной стороны этот долг вырос на 15 млрд евро и достиг цифры в 51,64 млрд. А с другой – серьезно перераспределилась структура управления этим долгом. Теперь США контролируют всего 57,5 процента украинского внешнего долга. Тогда как доля Росси возросла до 33,6 процента. Китай пока контролирует всего лишь 3,1 процента, а Евросоюз 3 процента. Еще 2,7 процента приходится на долю других заемщиков.
Таким образом, подобные структурные изменения в управлении внешним долгом Украины способны объяснить приступы политического бешенства лидеров оппозиции и активистов майдана из числа «ястребов». По сути своей это приступы ненависти к России. Приступы плохо контролируемые и откровенно используемые в качестве главного ресурса государственного переворота. Стоит ли после этого удивляться тому, что происходит в Киеве. А также отчаянным попыткам оппозиции и майданных «ястребов» распространить это на всю страну.
На сегодня проблема управления внешним долгом Украины перешла в стадию переосмысления сложившейся здесь ситуации в целях переоценки  возможностей мировых игроков по ее дальнейшему изменению. Пока эту ситуацию с Украиной может записать себе в актив Президент Российской Федерации Владимир Путин. В прошедшем 2013 году Украина пополнила список его успехов в решении сирийской проблемы, снижении международной напряженности вокруг иранской ядерной программы, а также включения в свою орбиту Армении. Все эти успехи свидетельствуют о том, что Россия в очередной раз встает с колен и постепенно превращается в серьезного мирового игрока.
Не говоря уже о Китае. Все давно привыкли к неизбежности того, что рано или поздно Китай воцарится на трон мирового гегемона. Хотя к этому никак не могут привыкнуть те, кто должен потесниться в пользу Китая. Поэтому ось мировой политики в последние годы всерьез сместилась в тихоокеанском направлении. Не замечать этого и не учитывать при формировании собственной внешней политики могут лишь государства-карлики. Да и то не все. К счастью, Украина к ним не принадлежит.
 
Визит Президента Януковича в Китай и подписание там пакета крупномасштабных инвестиционных проектов как раз в канун заключения московских договоренностей  только недальновидные политики могут считать случайностью. А между тем все подписанное в Пекине и Москве нужно оценивать в системной связке со всеми возможными последствиями. В том числе и для будущего Крыма. Ведь именно Крым оказался в эпицентре российско-китайских интересов к Украине.
В первую очередь это связано со строительством транспортного перехода через Керченский пролив, а также строительством глубоководного морского порта на крымском полуострове. Строительство керченского транспортного перехода интересует Китай с точки зрения прокладки под ним газового трубопровода, через который российский природный газ сможет поступать на специально построенный в Крыму завод по его сжижению. После чего посредством крупнотоннажных танкеров этот сжиженный газ из крымского глубоководного порта будет транспортироваться в Китай. При чем через Суэцкий канал, что значительно сокращает путь транспортировки, делая этот проект чрезвычайно выгодным и перспективным.
Таким образом, впервые в своей истории Крым стоит на пороге масштабного прорыва в глобальный мир, что может превратить его в территорию успеха сравнимого с тем, чего достиг Сингапур и другие азиатские государства-тигры. Именно на евразийском направлении Украина и Крым могут получить реальные деньги, что позволит в корне изменить их экономику и инфраструктуру. Только в Крыму в такие масштабные преобразования Россия и Китай могут инвестировать порядка 30 миллиардов американских долларов.   
Помимо этого в случае успешной реализации этих масштабных инвестиционных проектов Украина может оказаться способной серьезно изменить геополитический расклад в мире между главными глобальными игроками. Между тем это далеко не единственные инвестиционные масштабные проекты. К примеру, Россия может получить контроль над предприятиями военно-промышленного комплекса Украины. Кстати эти предприятия никого в Европе и США не интересуют. Зато очень интересуют Россию, которая ведет масштабное перевооружение и торопится его завершить к 2020-му году. Так что оборонные предприятия в Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Луганской областях и в Автономной Республике Крым России нужны как нельзя кстати. Именно сегодня. Как нужны и Украине, ведь без них она может окончательно утратить свою субъектность в международных делах.
Подобные перспективы для Украины действительно имеют глобальное измерение и требуют глубокого переосмысления всеми мировыми игроками. Чем собственно сейчас и занимаются в Вашингтоне и Брюсселе. Даже не столько в Брюсселе, сколько в Бонне. Германия уже не первый год тяготится свой ролью основного финансового донора Евросоюза и все больше задумывается о будущем объединенной Европы. И о своей роли в этой Европе. А это будущее не такое уж однозначное и безпроблемное, как видится активистам майдана. И как это подают лидеры оппозиции.
Последние социологические данные говорят о том, что 60% жителей Евросоюза не доверяют еврочиновникам из Брюсселя. Великобритания все чаще заявляет о своем желании выйти из Евросоюза путем референдума. Крепнут подобные настроения в Испании, Исландии, Португалии, Греции и даже Италии. Эти настроения неизбежно скажутся на выборах в Европарламент, которые должны состояться в мае текущего года. Можно не сомневаться, что объединённую Европу ждет серьезная модернизация своих принципов совместного проживания, а также структурные преобразования в сфере экономики и распределения финансов. Такая модернизация потребует более взвешенных подходов к проблеме расширения Евросоюза за счет включения в свой состав новых стран.
В то же время надо отдавать отчет в том, что США и Евросоюз будет стимулировать майданные настроения в Украине, чтобы усилить здесь процесс политической дестабилизации и сорвать тем самым курс на развитие сотрудничества с Россией и Китаем. Поэтому в наступившем году не следует ожидать ни внутреннего, ни внешнего консенсуса по вопросу будущего Украины. Будущего в ее нынешних территориальных границах. Разные политические силы внутри страны по-разному видят это будущее и ведут войну на взаимное уничтожение. А заодно и на уничтожение нынешней Украины, унаследованной от распада СССР.
Активисты майдана, ведомые лидерами оппозиции, называют эту войну национально-освободительной. Весь вопрос в том от кого нужно освобождаться? Если от России, то неплохо бы понять, что российский дух живёт как минимум в половине населения страны. В разных формах и проявлениях, разумеется. Значит национально-освободительная война в Украине возможно только как гражданская война против собственного народа. В такой войне, как известно, победителей не бывает. Ведь это война всех против всех. В таких войнах инвестиционные проекты превращаются в политические прожекты.
Поэтому нынешняя война в Украине невозможна без помощи внешних игроков. Что мы сегодня и наблюдаем. В прошедшее воскресенье майдан напрямую обратился к США и Евросоюзу за «помощью» в наказании носителей «преступного режима» Януковича. Для этого майдан «командировал» в США Бориса Тарасюка, чтобы тот разъяснил кому следует кто в Украине друг американцев, а кто враг. Можно не сомневаться, что «помощь» такая со стороны США обязательно последует. И понятно в чью пользу
И вот здесь бы нам всем понять еще одну истину. Чем чаще оппозиция обращается за «помощью» к Западу, тем сильнее она подталкивает правящий режим Януковича в железные объятия путинской России. И уже сегодня можно уверенно говорить о том, что за московскими договорённостями от 17 декабря минувшего года неизбежно последуют новые. Которые закрепят и разовьют достигнутое. Здесь тоже можно не сомневаться, что Владимир Путин ни при каких обстоятельствах не отступит от принятых обязательств по спасению Украины от окончательного социально-экономического банкротства. Тем более в угоду Западу. При такой ситуации внешние игроки рано или поздно будут вынуждены искать консенсус по проблеме будущего Украины. Иначе без этого придется разменивать собственное будущее. В угоду той же России. На что вряд ли кто-то согласится.
Между тем внешний консенсус по Украине вовсе не означает только ее территориальный раздел. Достаточно жестко контролировать те украинские активы, без которых значительная часть территории государства не в состоянии не только развиваться, но и элементарно выживать. Такую картину мы имеем уже на сегодня Так что завтра все-таки придется менять политический гардероб. Если, конечно, хотим быть вхожими в новый миропорядок. Контуры которого пока еще не ясны. Но без участия России формирование нового миропорядка невозможно. Как, впрочем, и без Китая. Так что не всё потеряно. Важно только не терять голову. На майдане… Или майданах… Продолжение следует.
А первый в этом году совет начинающему политику будет таким: главное не хождение в народ, а способность выйти в люди.
 
Александр Форманчук